В Ташкенте завершил работу V Международный ПЛАС-форум Digital Uzbekistan.
Это одно из ключевых мероприятий Центральной Азии, посвященное современному состоянию и актуальным вопросам цифровизации государственной инфраструктуры, IT- и телеком-индустрии, банковских услуг, в том числе сегмента розничного банкинга (предоставление услуг индивидуальным потребителям), ритейла (розничной торговли), электронной коммерции.
Его проведение способствует повышению эффективности цифровой трансформации, поддержке международного сотрудничества в данной сфере, развитию перспективных масштабных проектов и в целом экономики нашей страны.
Digital Uzbekistan 2025 собрал ключевых участников рынков стран Центральной Азии, ЕАЭС, экспертов мирового уровня. Перед огромной аудиторией в ходе сессий выступили свыше 150 спикеров. На организованной в рамках форума выставке свои продукты, технологии и сервисы представили порядка 100 экспонентов из 36 стран мира, в частности Германии, Италии, Китая, ОАЭ, Португалии, Сингапура, США, Турции, Франции, Швейцарии, Южной Кореи, стран Балтии и СНГ.
Спикеры и участники мероприятия отмечали, что Центральная Азия, в частности Узбекистан, является быстрорастущим рынком цифровой трансформации и становится одной из наиболее перспективных площадок для бизнеса.
В настоящее время в Узбекистане растет интерес к цифровым решениям в финансовой сфере, все больше людей пользуется мобильными банковскими приложениями, появляются сервисы, позволяющие приобрести товар в рассрочку (на короткий период времени) без оформления кредита или залога, внедряются QR-платежи. Финансовые технологии становятся частью нашей жизни.

– ПЛАС-форум проводится с 2021 года, и мы ежегодно участвуем в его работе, – рассказал первый заместитель председателя правления ЧАКБ Orient Finans Bank Шерзод Туйбоев. – Это отличная площадка для нетворкинга всех участников финансового сектора, финтеха, банков, ритейл-организаций, разработчиков, вендоров. Очень актуальны темы нынешней структуры и тренда рынка, взаимодействия с разными финансовыми институтами. Здесь мы получаем новую информацию, находим релевантных партнеров, с которыми в дальнейшем выстраиваем процессы. В этом году, по традиции, большое внимание уделяется вопросам управления рисками в финансовых учреждениях, управления портфелем, создания клиентских путей, клиентского сервиса, бизнес-решениям для обслуживания разных сегментов клиентов. Это очень важно, так как в данный момент в Узбекистане большое внимание, в частности и нашим банком, уделяется субъектам малого бизнеса, создаются новые удобные кредитные, зарплатные и другие продукты, что создает возможность выбора подходящего продукта с соответствующими сроками и условиями для развития бизнеса. Думаю, эта тема будет очень актуальна в последующие несколько лет, так как является одним из важных направлений в развитии экономики страны.
Банковская сфера в процессе трансформации – лишь одна из ключевых тем. Участники форума также обсуждали проблемы цифровизации государственных структур и бизнеса, роль и место искусственного интеллекта, состояние, тренды и прогнозы криптоиндустрии, дальнейшее взаимодействие и развитие банков и ритейла, финтех, оpenAPI, оpen вanking, кибербезопасность и многое другое.
Среди множества актуальных вопросов, обсуждаемых в ходе Digital Uzbekistan, был и вопрос о том, как современные технологии трансформируют финансовую инфраструктуру – от банкоматных и POS-терминальных сетей до офисов нового поколения и систем идентификации.


– Мы представляем технологию аутентификации по рисунку вен ладоней, которая снижает риск несанкционированного доступа, обеспечивает точность идентификации и удобство в использовании, то есть вы можете забыть дома или в машине магнитные ключи, карты, телефон, а ладонь всегда с вами. К примеру, так можно оплачивать счета в кофейнях, ресторанах, магазинах, пройти проверку личности на пограничных переходах, проверить подлинность пользователя ПК или кредитной карты и т.д., – рассказала gr-менеджер компании Alagan Перизат Маликова. – Это полностью казахстанский продукт, который мы начали разрабатывать во время пандемии. На сегодняшний день у нас насчитывается 600 тысяч пользователей, в день проводится 2 миллиона верификаций. Мы представлены в министерствах, акиматах, школах, в порядка 100 кофеен, ресторанов Казахстана. Сотрудничаем с ОАЭ, Турцией, Сингапуром, Северо-Восточной Азией. Хотим присутствовать в Узбекистане, так как это активно развивающийся рынок, имеющий множество перспективных направлений, в том числе готовую платформу для оплаты по биометрии. В ходе форума свою заинтересованность высказали многие потенциальные клиенты, особенно банки. Будем сотрудничать.
ПЛАС-форум позволяет консолидировать усилия при масштабировании сервисов и услуг, способствует расширению коммуникаций на международном рынке. Мероприятие нацелено на общение топ-менеджеров и специалистов из самых разных сфер и отраслей Центральной Азии, качественный и эффективный нетворкинг, поиск партнеров, клиентов.


– Мы представляем счетосортировальную машину собственного производства, разработанную полностью с нуля. Наш головной офис находится в Москве. В Ташкенте есть полноценное представительство с офисом, юрлицом, инженерным составом, полностью обученным работе по поддержке банкоматов. Это программное обеспечение для банкоматов, отслеживание в режиме онлайн, заполняемость кассет, мониторинг поломок, инкассаций. Мониторинг разработан таким образом, что оповещает сотрудников банка о том, что пора производить инкассацию, показывает загруженность кассет, сколько купюр осталось в каждой кассете, какого номинала. Также показывает, какая ошибка возникла в данный момент. Мы можем удаленно перезагружать банкомат, что ведет к сокращению ресурсов и затрат на обслуживание оборудования. В данном мониторинге также присутствует передача файлов на банкомат. Допустим, если какие-нибудь заставки поменялись, то изменения можно удаленно подгрузить на банкомат, – рассказал коммерческий директор компании HSR Михаил Ершов. – В этом форуме участвуем впервые. Видим заинтересованность нашей продукцией. В рамках выставки уже были предварительные встречи, которые, надеюсь, выльются в долгосрочное сотрудничество.


Узбекистан находится в сердце Центральной Азии. В древности по территории нашей страны проходил торговый Великий шелковый путь, соединявший Европу и Азию. Сегодня Узбекистан имеет все возможности для того, чтобы стать частью Цифрового шелкового пути, предполагающего создание цифровой и телекоммуникационной инфраструктуры следующего поколения по всему миру. Этому способствует в том числе проведение в Ташкенте ПЛАС-форума Digital Uzbekistan, который стал реальностью благодаря поддержке Национального Агентства перспективных проектов и Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан.
Динара Шамухамедова