Президент Шавкат Мирзиёев 13 мая ознакомился с презентацией о планах и проектах в сфере дорожного хозяйства Узбекистана, которые направлены на создание современной и эффективной транспортной сети.
В текущем году запланировано:
- Строительство и ремонт: будет построено и отремонтировано 7 тысяч километров дорог общего пользования, а также 231 мост по всей стране. Это позволит улучшить транспортную доступность регионов и сократить время в пути для граждан и бизнеса.
- Улучшение сельских дорог: 13 тысяч километров грунтовых дорог будут покрыты щебнем. Эта мера направлена на повышение качества жизни в сельской местности и облегчение доступа к рынкам и социальным услугам.
- Цементобетонные дороги: будет построено 400 километров дорог с цементобетонным покрытием. Это позволит создать более долговечные и надежные дороги, особенно в регионах с интенсивным движением грузового транспорта.
- Придорожная инфраструктура: вдоль магистралей будет создано 72 современных комплекса дорожного сервиса, которые будут включать в себя автозаправочные станции, кафе, магазины, мотели и другие удобства для путешественников.
Для реализации этих амбициозных проектов привлекаются средства международных финансовых институтов. Совместно с ними уже реализуются шесть крупных проектов по реконструкции 1,2 тысячи километров дорог.
Также планируется начать еще четыре крупных проекта:
- Обход Турткуля и Беруни: вынос магистрали А-380 за пределы этих городов в Каракалпакстане, что позволит снизить транспортную нагрузку на населенные пункты и улучшить экологическую ситуацию.
- Реконструкция дорог в Каракалпакстане и Хорезмской области: ремонт 516 километров дорог в этих регионах, что значительно улучшит транспортную связность и способствует экономическому развитию западного Узбекистана.
- Цементобетонные дороги Термез – Денау и Сырдарья – Бахт: строительство дорог с цементобетонным покрытием на этих участках, что повысит их пропускную способность и долговечность.
Для реализации этих проектов будут привлечены средства Азиатского банка развития, Всемирного банка, Исламского банка развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
Особое внимание уделяется качественному содержанию дорог, развитию придорожной инфраструктуры и созданию удобств для населения. На перевале Камчик уже введен в эксплуатацию стационарный пост весового контроля, и планируется создание аналогичных постов и на других дорогах с высоким грузопотоком.
Также ведется работа над новой редакцией Закона «Об автомобильных дорогах», которая учтет современные требования, мнение общественности и вопросы экологической безопасности. В частности, планируется внедрить механизм «планирования дорожной деятельности», что позволит более эффективно развивать дорожную инфраструктуру в соответствии с растущими потребностями населения и экономики.
Вводятся строгие требования учитывать мнение общественности, воздействие на окружающую среду, а также обязательное создание безбарьерной среды для пешеходов. Предусматривается компенсация затрат на восстановление дорог после прокладки коммуникационных сетей. Кроме того, законопроект определит правовую основу платных дорог, требования к размещению объектов сервиса в придорожных зонах, а также отрегулирует движение крупногабаритного и тяжеловесного транспорта.