back to top
31.7 C
Узбекистан
Четверг, 19 июня, 2025

 Ода о стойкости отца моего

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,630ПодписчикиПодписаться

Публикуемый материал посвящён памяти Ахмаджона Одилова — выдающегося организатора сельского хозяйства, предпринимателя и общественного деятеля, имя которого оставило глубокий след в истории Узбекистана. В день его 100-летия со дня рождения важно не только вспомнить путь этого человека, но и переосмыслить его наследие, его борьбу с несправедливостью в контексте исторической правды, гражданского мужества и его верности своим идеалам.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРИЗНАНИЕ И ПАМЯТЬ

Июнь 2020 год – важная веха в памяти об Ахмаджоне Одилове, ушедшем из жизни почти пять лет тому назад.  Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев посетил Папский район Наманганской области. За несколько месяцев до этого визита стало известно, что глава государства вспомнил трудовую деятельность тогдашнего руководителя Папского агропромышленного объединения Ахмаджона Одилова, по инициативе которого была проведена масштабная мелиорация в степи Пунган, что позволило создать на тысячах гектаров фермерские хозяйства. К сожалению, со временем эти земли были заброшены. Шавкат Мирзиёев поручил руководству области организовать здесь садоводческие хозяйства. Нужно отдать должное руководителю области: за короткий срок удалось восстановить оросительные системы, пришедшие за десятилетия в негодность и вернуть к жизни некогда плодородные земли.

 26 июня 2020 года президент посетил фермерское хозяйство ООО «NurAN.uz», специализирующееся на выращивании фруктов и овощей, которое действует в рамках государственной программы именно на землях, освоенных в 1970–1983 годах Ахмаджоном Одиловым. Президент лично ознакомился с результатами работы.

Глава государства высоко оценил масштаб проделанной работы и отметил вклад А. Одилова в развитие сельского хозяйства региона. Участник встречи с ветеранами труда Наманганской области, житель Чустского района Абдусаттор Гафуров впоследствии вспоминал: «Ш.М. Мирзиёев, давая свои рекомендации по проведению масштабных работ на степных землях Папского района, остановился на благих делах, свершённых в своё время Ахмаджоном Одиловым и отметил, что сорок лет назад здесь для организации земледелия были освоены тысячи гектаров новых земель, по трубам и лоткам были подведены воды Сырдарьи и горных рек, хозяйства получали высокие урожаи сельхозпродукции, которая перерабатывалась в конечную продукцию. Он поручил руководителям области активизировать работу в этом направлении. Президент сказал, что Ахмаджон Одилов, свершивший столько созидательных дел, почему-то не вписался в советскую государственную систему».

Поэт из Гурумсарая Муидин Маткаримов в своей статье, опубликованной в газете «Адабиёт» в декабре 2024 года писал, что ему из беседы с председателем Папского районного отделения фонда «Нуроний» Дилшодахон Дадажоновой известно об одобрительной оценке работы Одилова, данной президентом во время совещания в хокимиате Наманганской области.

Мне также известно, что ранее, в ноябре 2017 года, в рамках мероприятий, посвященных 100-летию видного государственного и общественного деятеля Шарафа Рашидова, руководившего Узбекистаном на протяжении четверти века, президент Ш.М. Мирзиёев, осматривая экспонаты музея в городе Джизаке, остановился перед совместной фотографией Шарафа Рашидова и Ахмаджона Одилова, и сказал:

«Преданные делу люди, такие как Ахмаджон Одилов, были предпринимателями сегодняшнего времени. Сейчас есть все возможности и условия для работы, но таких самоотверженных деловых людей как он, к сожалению, мало».

В одной из бесед с ветераном труда из Гурумсароя Шокиржоном Хожи Тоштемировым, работавшим в прошлом главным врачом Гурумсарайской больницы, он сказал: «5 февраля этого года, когда мы были у руководителя Наманганского областного фонда «Нуроний» И. Наджмиддинова, он, говоря об Ахмаджоне Одилове, упомянул, что президент Ш.М. Мирзиёев во время своего визита в Наманганскую область высоко оценил его созидательную деятельность в прошлом столетии».

Оценки Президента позволяют задаться вопросом: не пора ли по достоинству оценить созидательную деятельность Ахмаджона Одилова в Наманганской области, хотя бы в канун его 100-летнего юбилея?..

Хотелось бы обратить внимание читателей на период более чем тридцатилетней давности, когда еще не была достигнута наша независимость. В газете «Халқ сўзи» от 9 января 1991 года были изложены выступления депутатов Верховного Совета Узбекистана. Моё внимание привлекли следующие слова председателя мандатной комиссии Шавката Мирзиёева: «Будущее начинается сегодня. Каким будет каждый наш прожитый день, какие впечатления останутся от него, напрямую зависит от проделанной нами работы, от усилий и энергии, которые мы при этом затрачиваем. С этой точки зрения в условиях, когда уделяется большое внимание тому, чтобы облегчить жизнь народа, мы чувствуем, что роль народного депутата в экономическом развитии общества всё больше и больше возрастает. Наша ответственная ноша будет лёгкой, если будем действовать в согласии и в единодушии с народом, будем совместно решать проблемы».

Эти слова депутата Ш.Мирзиёева, сказанные более чем тридцать лет назад, СООТВЕТСВУЮТ тому, что говорит и делает Президент сегодня, доказывают его твёрдость и последовательность. Политические взгляды Ш. Мирзиёева и его позиция в отношении экономики формировались в тот депутатский период его деятельности. И сегодня мы все являемся свидетелями того, что его взгляды и позиция воплощаются в жизнь в интересах народа и в согласии с ним в ходе реформ, проводимых в последние годы.

Я слышу от многих соотечественников, что признание заслуг моего отца президентом нашей страны является достаточным основанием для того, чтобы судебные органы оправдали Ахмаджона Одилова как с правовой, так и с гуманитарной точки зрения. Но, оказывается, не всё так просто.

Недавно в соответствии с протоколом Ученого совета Института истории Академии наук Узбекистана от 11 января 2024 года под редакцией академика, сенатора Азамата Зиё в издательстве «Фан» вышла в свет двухтомная фундаментальная книга историка, профессора Кахрамона Раджабова «Узбекистан в ХХ веке». В этой книге рассматривается один из «совершенно секретных» документов советского государства. Это специальная Инструкция, содержащая 45 пунктов, разработанная Комитетом государственной безопасности СССР и разосланная во все союзные республики и социалистические страны. Мое внимание привлек пункт 41 настоящей Инструкции. В нем говорится: «Необходимо максимально избегать оправдания граждан, осужденных по политическим мотивам» (книга «Ўзбекистон ХХ асрда», том 2, стр. 104). Я задался вопросом: продолжают ли правоприменительые органы Узбекистана применять эти ужасные положения Инструкции даже на 34-м году нашей независимости? Справедливость должна восторжествовать, лучше даже поздно, чем никогда.

Это мучительные переживания сына, который ищет справедливости для своего отца уже более сорока лет.

Прежде всего, давайте проанализируем, какие преступления совершил Ахмаджон Одилов, позволяющие ставить вопрос о его оправдании?

МИФЫ И СЛУХИ

Несмотря на то, что Ахмаджон Одилов содержался под стражей без суда в течение семи с половиной лет, Верховный суд СССР не смог доказать, что он совершал преступления. Однако средства массовой информации без всяких на то оснований повесили на А.Одилова ярлык преступника. Это было время, когда о «преступлениях» Одилова ходили умопомрачительные слухи, которые обрастали надуманными вымыслами, например, закатывание врагов в асфальт, скармливание их хищным животным, строительство подземных тюрем для врагов и т. д.

Я хотел бы предоставить некоторую информацию о «тюрьме» (один из слухов, который интриговал и пугал многих).

Лидером в распространении подобных сфабрикованных слухов стала одна из самых влиятельных газет СССР — «Литературная газета» (тираж которой на тот момент составлял 5 миллионов экземпляров). В номере этой газеты от 20 января 1988 года была опубликована большая статья Владимира Соколова «Зона молчания». По распоряжению тогдашнего главы республики эта статья в обязательном порядке была перепечатана всеми газетами Узбекистана, даже районными (количество газет в Узбекистане в то время составляло более двухсот) как на узбекском, так и на русском языках. Наши журналисты дали статье еще более устрашающее название — «Таинственная империя» и опубликовали ее в газете «Совет Узбекистони» от 23 января 1988 года. Эта статья будет опубликована также в газетах сопредельных союзных республик, то есть эта работа велась на уровне государственной политики.

Хотелось бы обратить внимание на один факт. Владимир Петрович Анищев, занимавший в 1985-1989 годах должности секретаря по промышленности ЦК КП Узбекистана, а затем второго секретаря ЦК, издал книгу «Восточный орнамент» (Москва: «Издательство «А2-А4». 2009). Анищев пишет, что в Москве, в ЦК КПСС он получил от Е.К. Лигачева (второго по значимости человека в бывшем СССР после М.С.Горбачева) следующее указание: Цитирую: «…Лигачёв выдвинул предложение: все негативные материалы по Узбекистану предавать постоянной огласке через средства массовой информации. И это делалось с определённой последовательностью на протяжении нескольких лет. Газеты и журналы находились в постоянном поиске критического материала (читай клеветнического материала. – А.А.) по Узбекистану. Любой позитивный материал публиковать запрещалось…»  То есть, второе лицо страны, секретарь ЦК КПСС, член Политбюро Лигачёв, скорее всего, по указанию Горбачёва дал “отмашку” присланным из России проводникам новой колониальной политики начать системную критику Узбекистана. Сам Анищев тоже не был святым. Именно он и являлся ответственным за проведение репрессивной политики центра у нас в республике.

Еще один факт в подтверждение сказанного: через два дня после статьи «Зона молчания» главная газета ЦК КПСС «Правда» тоже опубликовала компрометирующую нашу страну статью под названием «Кобры на золоте». Так унижение Узбекистана возвысилось до уровня государственной политики.

В той книге представлены и другие воззрения Лигачева. Назначая Анищева одним из руководителей Центрального Комитета Коммунистической партии Узбекистана, он дал следующее указание: «Имей в виду: посылаем тебя руководить целой страной». До этого назначения Анищев был первым секретарем Воронежского горкома партии, города с населением около 800 тыс. человек. В  1980-е годы он направляется управлять республикой с населением 20 млн. человек (Леонид Иванович Греков, работавший с Ш.Рашидовым с 1976 по 1983 год, был направлен в Ташкент с поста второго руководителя города Москвы). Разве это не доказательство того, что советская колониальная политика достигла своего апогея именно во времена правления Горбачева?

В свое время центральная советская пресса, оценивая работу Папского Агропромышленного объединения, называла ее «девять этажей» рентабельности, Соколов называет ее «девятью этажами ада». Соколов открывает еще один этаж «ада» — подземный, имея в виду воображаемое «подземелье». На самом деле, это сооружение было спроектировано и построено  для гражданской обороны, что было обязательно в то время в каждом населенном пункте страны. При строительстве объекта гражданской обороны А.Одилов преследовал нескольких взаимосвязанных целей: освоить выделенные государством средства, обеспечить население рабочими местами, использовать объект как холодильный склад для хранения фруктов и овощей (его вместимость пять тысяч тонн, там мог легко передвигаться автомобиль КамАЗ), вынутый чистый грунт позволял выращивать сельскохозяйственные культуры на каменистой местности. Это и есть рациональное предпринимательство, говоря сегодняшним языком — привлечение инвестиций в село. Известная московская газета называет сооружение «тюрьмой» А.Одилова. Автор заявляет: «Лопатами и мотыгами была вырыта траншея глубиной двадцать метров, тянущаяся в сторону Сырдарьи». Возможно ли создание подобного сооружения «лопатами и мотыгами»? Логика Соколова не просто хромает, но полностью отсутствует, ставя под сомнение психическое здоровье автора… Или он находился под воздействием наркотических препаратов, создавая придуманную «реальность», далекую от истины? Речь шла не о XIX веке, а о 80-х годах XX века. Статья произвела коренной перелом в сознании советских людей, стала символической «красной чертой» в оценке личности Ахмаджона Одилова и подняла температуру в обществе до уровня, превышающего температуру лавы, извергающейся из кратера вулкана. Теперь уже положительное мнение об Ахмаджоне Одилове было невозможно, и общественное мнение достигло точки кипения, когда ничего положительного об А.Одилове категорически не принималось.

 Есть мудрая мысль: «Ложь объезжает полмира, пока правда обувается».

 Соколову удалось описать А.Одилова так, как желали его «хозяева». Он оказался мастером создания клеветнических извращений реальности. Казалось, у него есть свои расчёт — опорочить Одилова! В последних статьях Соколова (опубликованных на интернет-сайтах), написанных им в период проживания в Германии после обретения нашей страной независимости, отчетливо прослеживается его враждебность, не только к одиловым, но и ко всему узбекскому народу.

Наши люди не только поверили этим выдуманным историям, но и добавили различных слухов, придав им еще более устрашающий оттенок. «Страшилки» распространялись подобно ряби, образующейся, когда в воду бросают камень, и надо признать, сохранились до наших дней. Человеческая природа такова: чем ужаснее ложь, тем больше людей в нее верят. Как писал наш великий писатель Абдулла Кадыри в «Скорпионе из алтаря», «даже ложь должна быть сказана так, чтобы в неё кто — то поверил…». Видимо эти времена давно прошли.

Меня заставляет задуматься и о многом сожалеть тот факт, что прошло уже сорок лет с тех пор, но высосанные из пальца истории об Одилове все еще на устах людей. Работая над этим исследованием, я нашёл много информации о своем отце в социальных сетях, которую можно разделил  на три группы:

Первая — это те, кто не видел и не знал Одилова, но слышал о нем от кого-то. Их оценки – как отрицательные, так и положительные. Вторая — это те, кто близко знал Одилова, те, кто с ним общался, работал, их дети и знакомые. Они дают моему отцу хорошую характеристику как дальновидному лидеру, трудолюбивому организатору и предпринимателю, человеку, который не любит ленивых и бездельников.

Третья — это те, кто сидел в тюрьмах вместе с Одиловым. Они описывают его как человека порядочного, несгибаемой воли, физически сильного и мужественного, всегда готового заступиться и помочь.

Я был удивлен, что критикуют Одилова те, кто его не знал. Источником их суждений были роман «Жимжитлик» писателя Саида Ахмада и статья «Зона молчания». Мы часто не задумываемся, что «Жимжитлик» — это художественное произведение, а его образы — плод творческой фантазии автора. Мы с удовольствием смакуем всякие небылицы о человеке, про которого СМИ пишет негативные истории далёкие от реальности, порой многое добавляя себя. Что касается «Зоны молчания», то эту статью не только читали и обсуждали в семейном кругу, но и изучали на уроках в школах в начальных и старших классах. Вопрос о том, почему мы такие — это вопрос, который заставляет много думать и размышлять. В разговоре с другом на эту тему я спросил: «У нас, узбеков, какая-то другая кровь что ли?  Мы любим всякую чушь, очерняющую людей!» на что он ответил: «Нет, у нас у всех красная кровь». Я сказал: «Я не имел в виду медицинский компонент красной крови, но в нашу кровь не внедрен ли какой-то нежелательный генетический код доверчивости и покорности?».

Хочу   привести   поучительный   пример из недавней истории СССР.  8 января 1977 года в Москве произошли три взрыва (в вагоне метро, ​​у здания КГБ и рядом с продуктовым магазином), было много пострадавших и жертв. Доказано, что данный теракт осуществили представители Армении Затикян, Степанян и Багдасарян, которые были приговорены к смертной казни. Это широко освещалось в средствах массовой информации. Примечательно, что армянские СМИ об этом вообще не упомянули. По словам тогдашнего заместителя председателя КГБ СССР Ф.Д.Бобкова, первый секретарь ЦК КП Армении Карен Демирчян препятствовал расследованию, запрещал газетам публиковать материалы на эту болезненную для армян тему. Аналогично вел себя во время следствия и глава КГБ Армении Юзбашян. А как же мы?! … Оставляю вопрос без ответа.

Я счел нужным привести слова нашего великого поэта Абдуллы Арипова, написанные 45 лет назад:

К ТОЛПЕ

Где ты была, когда повесили Машраба?

Где ты была, когда расстреляли Чулпона?

Ты интересовалась судьбой Кадыри?

Была  ли щитом, когда приходила беда?

Суды совершаются твоим именем,

Истории сотканы твоим именем.

Что ты есть? Какая у тебя магическая сила?

Почему ты так увлечена зрелищем?

Перед тобой я жажду грустной мысли,

Когда же ты, толпа, станешь народом?!

1980.

Таков ли сам следователь, или таковы «десантники — следопыты», присланные в Узбекистан из центра? Их мысли и воображение были заняты поисками золота и алмазов. Беспощадные следователи, чьи сердца черствы, как камень, люди, не считаются с исламскими ценностями, в поисках золота Одилова с помощью взрывчатки уничтожили памятник нашему деду Одилжону Фозилову (председателю колхоза, жертве репрессий 1937 года), установленный на кладбище Гурумсарая. От взрыва пострадали и близлежащие могилы. Взрывы (не один, а несколько)  сотрясли  не только  кладбище, но и весь древний Гурумсарай. Надгробная плита, где были выгравированы слова нашего великого поэта Абдуллы Арипова разлетелась на мелкие куски:

Отец,  Вы много добрых дел

                           свершили для людей.

В ответ Вам –

                 жизнь в страданьях на чужбине…

Вы живы навсегда

                     в сердцах своих детей.

Покойтесь с миром.

                   Вас хранит

                              святая Мать-Земля

Когда я поднял большой обломок надгробия, увидел, что слово  «Жафокаш» (страдалец) осталось целым, и я подумал, что это знак от Бога, так как наш дед провел свою жизнь в страданиях. Никто не предполагал, что преследования будут длиться так долго. Кто мог подумать, что несправедливость и репрессии Советов перейдут в наследство от деда моему отцу, вылившись в  23 года страшных испытаний?!

В то же время, а это было летом 1986 года, когда была взорвана могила нашего деда, в Ташкенте была раскопана могила Шарафа Рашидова, он был перезахоронен на другом кладбище. Может быть, некоторые из наших соотечественников — узбеков еще не осознали, что тревожить души усопших, подобно присланным палачам с погонами, нельзя, это противоречит нашим исламским, человеческим и национальным ценностям? Народ страны, интеллигенция и все мы приняли все это без каких-либо возражений. Мы не сказали ни слова…

Все это продолжалось до начала судебного процесса в Москве, в Верховном суде. Нетрудно было заметить позитивные изменения в отношении к Одилову в выступлениях присутствовавших в зале суда представителей СМИ. О ситуации на процессе можно было судить по заголовкам московских газет: «Дело Одилова: встать, подсудимый идёт», «Трудное начало», «Одилов: я строил капитализм в отдельно взятом…». Обстановку в зале суда наглядно описала московская газета «Коммерсантъ». В 16-м номере газеты (15–22 апреля 1991 года) в статье «Одилов: Ты, судья, не прав…» было написано следующее: «А.Одилов заявил, что по-русски знает лишь ругательства. Что он и доказал в ходе процесса, обозвав председателя суда дураком. Судья не высказал обиды, но заметил, что дурака ему в суде сказали впервые. Обидело его другое – Одилов обращается к нему на “ты”». Это были ещё только, так сказать, цветочки. На следующем судебном заседании Одилов грубо оскорбил судью Анатолия Бризицкого на русском языке за то, что тот проигнорировал его несогласие с ходом ведения председательствующим судебного процесса. В следующем, 17-м номере вышеупомянутой газеты «Коммерсантъ», журналист, участвовавший в судебном заседании, обрисовал эту ситуацию  в более мягкой форме: «24 апреля… Одилов послал председательствующего члена Верховного Суда СССР по нецензурному мужскому адресу…»

Я думаю, что ни один подсудимый в стенах  Верховного суда СССР не вёл себя столь мужественно и дерзко. В оскорбительном выступлении отца я видел надругательство не только над председательствующим судьёй, но и над Верховным Судом СССР и государством, которые подвергли немыслимым страданиям и репрессиям весь советский народ на протяжении его существования, но и всю семью в частности. Проще говоря, по выражению известного в прошлом одного из советских руководителей, узбек Ахмаджон Одилов показал властям в Москве своеобразную «кузькину мать». Некоторые российские журналисты утверждают, что Одилов, вел себя в суде столь неуважительно и высокомерно, предвидя крах советской власти. Однако надо принять во внимание то обстоятельство, что за две недели до начала суда, 17 марта 1991 года, состоялся Всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР, на котором сторонники советского государства составили 77,85 процента (в Узбекистане — 95,4 процента). Так, о чём вы?!

Юридический обозреватель газеты «Известия» Юрий Феофанов, присутствовавший на многих судебных заседаниях по делу Одилова, писал: «Сейчас нет ни смысла, ни права говорить о вине Адылова – приговор так и не вынесен. Но Ахмаджон явил собой тот редкий случай, когда семь лет тюремной изоляции, вся мощь репрессивного аппарата, которую государство обрушивает на человека, и абсолютно бесконтрольное следствие оказались бессильными. Он начисто отверг все обвинения при первом же аресте, ни разу за все годы не изменил позиции, с первого же судебного заседания заявил, что не признает ни одной запятой обвинительного заключения. На суде вёл себя дерзко, агрессивно, не столько защищался, сколько нападал…»

Разве не узбекская интеллигенция и журналисты должны были на самом деле ставить вопросы о справедливости?..

Нападки российских журналистов на Узбекистан продолжаются и сегодня, хотя прошло уже более тридцати лет с момента обретения нами независимости.

ОДНОБОКИЕ НАРРАТИВЫ ВСЁ ЕЩЁ В ПРИОРИТЕТЕ

 23 февраля 2019 года на сайте Лента.ру была опубликована лживая статья Анны Комиссаровой «Хлопковая лихорадка», посвящённая жизни Узбекистана в 80 – годах прошлого столетия. В ней Узбекистан представлен страной взяточников, Шараф Рашидов и Ахмаджон Одилов описываются как оголтелые коррупционеры и взяточники, совершившие многомиллионные хищения. Московский телеканал ТВ Центр превзошёл другие российские СМИ в создании клеветнических телепередач об Узбекистане, о Шарафе Рашидове и Ахмаджоне Одилове. В августе 2022 года представители ТВЦ обратились ко мне с просьбой ответить на их вопросы, касающиеся «хлопкового дела» в Узбекистане. Объяснили это тем, что в ТВЦ организован цикл передач под названием «Дорогие товарищи», и в рамках этой передачи они хотели бы правдиво рассказать о «хлопковом деле». Вот перечень вопросов, которые прислали из Москвы:

           «- Каково было отношение вашего отца к Шарафу  Рашидову? Как к  Рашидову  вообще относились в Узбекистане и почему?

— Знаете ли вы об обстоятельствах смерти Рашидова? Почему возникла версия о его самоубийстве?

— Как предполагалось увековечить память Рашидова после его смерти?

— Когда отношение к Рашидову и к вашему отцу изменилось? Как вы это почувствовали? Проявилось ли это как-то в дальнейшем?

— Когда вашего отца арестовали? Сколько он провёл под следствием и в чем его обвинили?

— Были ли найдены доказательства его вины и какие? Чем завершилось следствие?

— Что вы знаете о методах, которые использовало следствие?

                    В течение более чем двух часов на конкретных материалах я обстоятельно отвечал на вышеприведённые вопросы. Рассказал об обстоятельствах возникновения «хлопкового дела», о нарушениях закона, допушенных следователями генеральной прокуратуры СССР в ходе этих расследований, о роли СМИ в создании образа «коррумпированного» узбекского народа на основании выдуманных следователями и журналистами клеветнических измышлениях. Здесь не имеет смысла приводить подробности этой беседы. Это было бы повторением изложенных ранее материалов.

                              Поговорим о другом. В конце апреля 2023 года в одной из социальных сетей я случайно увидел фильм «Хлопковое дело» московского телеканала ТВЦ. Автор сценария —  Дмитрий Курбатов, шеф редактор —  Андрей Гордеев, шеф продюсер — Александр Чекунов, оператор-постановщик — Артем Царёв. Оказалось, что это именно тот фильм, для которого у меня брали интервью ТК ТВЦ. Я испытал весьма недобрые и неоднозначные чувства (не хочу приводить весь арсенал моего скромного запаса русской непотребной лексики…). Фильм получился неправдоподобным, далёким от реальных событий 1980-х годов и предвзятым по своей сути. Так называемые «эксперты», принимавшие участие в создании фильма, проявили полную неосведомлённость в теме. Практически все они говорили о где-то, когда-то, от кого-то услышанных слухах, которые являлись плодом фантазий московских следователей. Фильм пронизан пренебрежением к Узбекистану и узбекскому народу и сильно отдаёт нафталином имперского высокомерия с нотками гебельсовской пропаганды низкого пошиба.

                    Прежде чем рассуждать о событиях того времени в нашей республике, авторам фильма надо было изучить историю своей страны. Юрий Андропов стал руководителем СССР не 16 июня 1983 года, как утверждается в фильме, а 12 ноября 1982 года, после смерти Леонида Брежнева.    

                    Советского Союза нет больше тридцати лет, а некоторые представители российской интеллигенции, впитавшие дух великорусского шовинизма никак не могут смириться с тем, что нет и понятия «старшего брата» во взаимоотношениях наших народов.  Вместо того, чтобы найти точки соприкосновения с постсоветскими суверенными государствами, объединяющие нас, некоторые российские СМИ в погоне за «жаренными»  сюжетами,  используя набившие оскомину и высосанные из пальца материалы из прошлого века, пытаются внести раздор между нашими странами и народами.

                    Когда мне из ТВЦ сказали, что хотят снимать документальный фильм о событиях, имевших место в Узбекистане во времена так называемого «Хлопкового дела» и обратились ко мне, человеку, пострадавшему от произвола следственной группы генеральной прокуратуры СССР, я поверил, что россияне, оказавшись в международной изоляции, хотят создать объективный фильм, в какой-то степени рассказывающий о превратностях политики Москвы. Я глубоко ошибся! Ничего не изменилось за прошедшие тридцать с лишним лет! Абсолютно! И на этот раз лгали так же нагло и беззастенчиво. Видимо такие это люди – без чести и достоинства! Авторы фильма показали, что журналистская этика для них – пустое место! Моё интервью, в котором я рассказывал о подробностях ареста моего отца (узбекского дехканина) с привлечением вооружённых подразделений МВД, КГБ и армии, вырвали из контекста и подло использовали для дискредитации Одилова. Я неоднократно обращался к авторам фильма: если у вас достаточно смелости и порядочности, покажите на вашем канале моё полное интервью. Куда там! Тысяча отговорок и многочисленные туманные обещания.

ДОБРОЕ ИМЯ Ш.Р.РАШИДОВА И ЛЖИВЫЕ КРУГИ ОТ НЕГО

                              О так называемой «загадочной смерти» Шарафа Рашидова. Никакой загадки и таинственности в этом деле нет и не было! Я думаю, что есть повод здесь обратиться к московским «следопытам», одержимым теориями заговоров и конспирологическим завихрениям: Хорошо бы умерить свой воинственный пыл и заняться чем-то другим. Шараф Рашидов во время Великой Отечественной войны (не Второй мировой войны), для Рашидова она была именно Великая Отечественная, участвовал в битве под Москвой, был тяжело ранен на Волховском фронте и награждён двумя орденами Красной звезды. Он защищал вашу Москву, где вы сейчас живёте и создаёте свои лживые и далёкие от реальности фильмы, компрометирующие не только Шарафа Рашидова, но и весь узбекский народ. Рашидов до трагического инфаркта 1983 года, перенёс ещё два инфаркта в 70 – е годы прошлого века. Он самоотверженно работал на пределе возможных усилий для больного человека и пал жертвой борьбы за хлопковую независимость страны, не по дороге в Джизак, на свою малую родину в «сопровождении бригады врачей», как утверждает в фильме всезнающий следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР Владимир Калиниченко (правда, он умер 26 ноября 2022 года в возрасте 74 года, какой же теперь спрос с него за ложь?). Именно Калиниченко было поручено расследование «хлопкового дела», и он не мог не знать об истинных обстоятельствах кончины Шарафа Рашидова. Бывший следователь Калиниченко, как и Гдлян, Иванов и другие превратились в публичных деятелей. Надо же было подогреть публику «жаренными», но далёкими от истины фактами. В своих многочисленных выступлениях по ТВ он любил повторять, что рассказывает всё так, как было, только правду. В этом фильме он рассказал видимо свою «правду». Его соратник по прокуратуре Дмитрий Плоткин тоже любитель покрасоваться перед публикой. По собственному признанию Плоткина, одно из его полушарий отвечает за обвинительные заключения, а другое — за стихи. Он забыл про другие полушария… Наверное, в них рождаются сказки про «личные» тюрьмы и милицию Ахмаджона Одилова. В своих фантазиях по обвинению узбеков дальше всех продвинулся писатель Сергей Кредов, утверждавший, что в Узбекистане «…любили создавать фальшивые колхозы, был аппарат колхоза, его председатель, но в реальности этого не было…». До такого абсурда не доходили даже такие одиозные следователи как Гдлян и Иванов. Видимо, Сергей Александрович Иванов (Кредов его псевдоним) перед съёмкой  был под впечатлением образов, созданных Ильфом и Петровым. Меня удивляет, что про «личные тюрьмы, милицию». и другие преступления Ахмаджона Одилова с экранов телевизоров рассказывают сомнительные лица, не участвовавшие в расследованиях, не имевшие доступа к материалам уголовного дела, где нет и намёка на подобные сплетни, а прокурор Плоткин никогда в расследованиях в отношении Ахмаджона Одилова не участвовал.

Некоторые представители так называемой российской интеллигенции продолжают свою гнусную, вызывающую отвращение, клевету на узбекский народ, его истинных сыновей даже в самый турбулентный период  истории современной России, когда половина мира отвернулась от неё, а другая половина находится на стадии принятия решения.

Еще один пример сегодняшних идеологических атак России на Узбекистан. На 1-м московском телеканале  (близком Кремлю) есть программа «Антифейк», которая выходит в эфир каждый день. В одном из показов в декабре 2024 года  критике подвергся наш учебник для пятого класса «История Узбекистана». Учебник был впервые издан на русском языке в 2015 году и переиздан в 2020 году. 33-й параграф книги называется «Колониальная зависимость от России», где описана история вторжения России в страны Центральной Азии. Авторов передачи возмутило, что в учебнике написано о попытках завоевания Центральной Азии Россией до XIX века, еще во времена Петра I, с целью завладения природными богатствами наших стран. Ведущий Александр Смол подробно говорил о том, как на протяжении десятилетий молодежь в нашей стране воспитывается в отвратительной, ненавистнической и грубой форме искажения истории. По мнению российской пропаганды, получается, что мы не имеем права нашу настоящую историю преподавать в школах.

ПОСЛЕ ОБРЕТЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ

После президентских выборов 29 декабря 1991 года отношения между Исламом Каримовым и Ахмаджоном Одиловым некоторое время оставались позитивными. В январе 1992 года И.Каримов поддержал инициативу А.Одилова о добыче нефти в Чиназском районе Ташкентской области. Постановлением правительства была выделена необходимая техника и оборудование для организации работы. Буровая бригада производственного объединения «Узбекнефтегазгеология» приступила к работе. Управление гражданской авиации республики выделила вертолет для проведения организационных и разведочных работ. Статья об этом была опубликована на первой странице газеты «Правда Востока» от 22 февраля 1992 года под заголовком «Ключ к большой нефти». Ее краткое содержание: «На 47-м километре Большого Узбекского тракта ведутся геологоразведочные и буровые работы, которые могут серьезно изменить экономику независимого Узбекистана. По расчетам геологов и специалистов, здесь имеются большие запасы нефти. Для организации этих работ планируется создать совместное предприятие между узбекской компанией «Сайхун» (руководитель М.Одилов), компанией UCI и грузинской компанией «ЛИЛИ». Эти планы одобрены правительством Республики Узбекистан».

Если в начале 1992 года правительство уделяло большое внимание бурению, то после фонтана нефти в месторождении Мингбулак в Наманганской области, внимание к проекту Чиназ стало ослабевать. Вскоре  бурение было прекращено. Причиной было то, что во-первых, И. Каримов стал уделять  больше внимания мингбулакской нефти и был равнодушен к делам в Чиназе, а во-вторых, отношения между А. Одиловым и президентом сильно охладели. Немаловажную роль в этом сыграл тогдашний руководитель «Узбекнефтегаза». Буровые установки с 47-го километра были демонтированы и установлены в другом месте, в 5–6 километрах, и бурение продолжалось (но, как утверждали грузинские и американские эксперты, их усилия не увенчались успехом).

Следует отметить, что в свое время специалисты из США, занимавшиеся нефтью в Чиназе, предсказали, что запасы нефти в Мингбулаке не так уж велики.

В 1993 году Ахмаджон Одилов был арестован по указанию Ислама Каримова и в течение пятнадцати лет его обвиняли в различных сфабрикованных преступлениях (расхищение 5 тонн удобрений, хранение наркотиков, неподчинение требованиям администрации тюрьмы и т. д.).

Следует подчеркнуть, что ни в материалах уголовных дел, возбужденных Прокуратурой бывшего СССР, ни в приговорах Верховного суда Узбекистана и областных судов материалы о таких «преступления», как убийства и закатывание людей в асфальт, отсутствуют. Я хотел бы призвать к ответственности некоторых популярных узбекских журналистов, утверждающих, что следователь Самаркандской областной прокуратуры, принимавший участие в расследованиях в отношении Одилова, показывал уголовное дело Одилова и он своими глазами видел документы и фотографии о совершённых им убийствах и других ужасных преступлениях. Возникает резонный вопрос: когда же он успел ознакомиться с трехсот томным уголовным делом?! Я тоже видел эти материалы. Каждый том содержит не менее четырехсот — пятисот страниц, и года недостаточно, чтобы прочитать все это! Это на совести нашего лживого соотечественника. Если он хочет знать правду, есть 147-страничное постановление Верховного суда Республики Узбекистан, пусть прочтет его, пусть покажет нам, детям Ахмаджона Одилова, эти «убийства и страшные преступления»! Если у них есть доказательства преступлений, в которых они обвиняют Ахмаджона Одилова, мы готовы обсудить их вместе.

Хочу процитировать материалы из газеты «Адабиёт» (номера 13-14 за 2024 год):

«Ахмаджон Одилов, 100-летие которого исполнится в следующем году, был незаменимым ЧЕЛОВЕКОМ, сыгравшим важную роль в судьбе узбекского народа. Хорошо известно, что в 1991 году Съезд писателей Узбекистана под председательством известного писателя Одила Якубова единогласно провозгласил Ахмаджона Одилова национальным героем. Об этом человеке написаны книги, сняты документальные фильмы, организованы теле- и радиопередачи, опубликованы сотни статей. Ведь Ахмаджон Одилов был достоин этого, легендарный организатор сельского хозяйства, умелый руководитель, искусный предприниматель…

В этой связи, возникают вполне уместные вопросы:

1. Когда Одилов будет оправдан по закону?

2. Если народ уже осознал ценность Одилова, если он признан национальным героем,  будет ли учитываться его мнение и отмечаться его юбилей?

Вопросов много, ответ пока неизвестен»…

В законодательстве есть понятия латинского происхождения «де-факто» и «де-юре». «Де-факто» относится к событиям и обстоятельствам, которые не подтверждены действующим законодательством, тогда как «де-юре» —  закрепленные законами и решениями. Ахмаджон Одилов был оправдан нашим народом «де-факто», но «де-юре» все еще остается преступником… Не пора ли положить конец этой абсурдной ситуации?!

Ранее я процитировал мудрое высказывание западных мыслителей: «Ложь объезжает полмира, пока правда обувается». А у узбеков есть другая пословица, которая гласит: «Даже если ложь зайдет очень далеко, правда ее настигнет». Мы, его потомки, уверены: в деле Ахмаджона Одилова восторжествуют правда и справедливость! И это произойдёт, мы в этом уверены,  при нашем поколении!

История Ахмаджона Одилова — это не только летопись жизни одного человека, но и зеркало целой эпохи. Это рассказ о стойкости, преданности делу, несправедливых обвинениях и общественном признании. Публикация этого материала — вклад в формирование национальной памяти, в восстановление исторической справедливости, и в признание заслуг перед народом. Пусть правда восторжествует — не только в сердцах, но и по законам нашего Отечества. 

Анвар Ахмаджанов, ветеран специальных служб – сын Героя Социалистического Труда Ахмаджана Одилова (Нет никаких судебных решений о его лишении государственных наград).

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Анвар ! насколько я знаю ваш отец и ваш дядя были очень даже преданные СССР государственные деятели ! и согласен с вами что про Ахмад ака сочинили небылицы ! Ваша статься написана не об отце а как какое то негативное отношение к СССР ! но нужно отделять то что было в последние годы в СССР , а не только в Узбекской ССР , и то что было ранее ! Узбекистан был одним из лучших мест в стране ! и Папский район гремел !
    Ваша статья немного как бы не об отце , а как мщение последним руководителям УзбССР ! а нуэно ли так ?
    и уж Мирзияев был молодым для оценки роли вашего отца ! стоили ли вообще так много о нынешнем Президенте говорить ?
    а последнее скажу , личность Адылова Ахмаджона для своеого времени просто выдающаяся !! и его брата тоже !
    не на бумаге так в памяти миллионов он герой ! просто уже новое поколение пришло которому он неизвестен , но это уже нового поколения недостаток

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Ташкенте состоялся концерт, посвящённый памяти Ортика Отажонова «Почтение Учителю»

18 июня Министерство культуры Республики Узбекистан, Узбекский национальный центр искусства maqom и Национальная телерадиокомпания Узбекистана организовали концертную программу под...

Больше похожих статей