Барно Турсуналиева, главный специалист отдела координации системного внедрения «Ал-Хоразми ворислари», центра развития цифрового образования при Министерстве цифровых технологий Республики Узбекистан рассказала о проекте «Класс!», направленном на улучшение преподавания русского языка, важности РКИ для образования, науки и бизнеса и роста спроса на русский язык в Узбекистане.
— Барно Убайдуллаевна, вы стояли у истоков образования и реализации проекта «Класс!» в Узбекистане, расскажите, как это начиналось и во что вылилось?
— Действительно, я с самого начала участвовала в проекте «Класс!» в Узбекистане, это был сложный, но в тоже время очень интересный процесс. Вместе с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена мы создавали новый учебно-методический комплекс для преподавания русского языка в школах Узбекистана. Этот проект должен был и уже повысил качество преподавания русского языка и общего образования на русском языке.
К концу 2021 года мы закончили работу над методикой обучения для 2-11 классов, создали учебно-методический комплекс для национальных школ.
Учебник «Русский язык (РКИ)» был создан совместным российско-узбекским авторским коллективом под научным руководством Елизаветы Александровны Хамраевой, директора Центра межвузовского билингвального и поликультурного образования РГПУ им. А.И. Герцена.
Я тогда работала начальником отдела филологии Республиканского центра образования при МНО и координировала проект со стороны Республики Узбекистан.
— Почему важно преподавать русский язык как иностранный?
— Обучение русскому языку как иностранному в школах, например, с узбекским языком обучения направлено на то, чтобы дети смогли использовать русский язык в повседневной жизни, в учебе, в общении с людьми. Мы ставим перед собой практическую цель — научить детей говорить, понимать речь, читать и писать на русском языке. И, конечно, учить их мыслить, расширять знания о мире, развивать логику.
— Каким должен быть преподаватель РКИ?
— Современный преподаватель русского языка как иностранного — это не просто человек, знающий язык. Он должен быть прежде всего увлеченным своим делом, следить за тенденциями, использовать современные технологии, уметь найти подход к каждому ученику. Разумеется, знать и любить русскую культуру и историю, уметь интересно и понятно рассказывать о ней, чтобы дети не просто учились грамматике, но и понимали душу русского языка.
Важнейшая черта хорошего преподавателя — это уважение к другим культурам, способность адаптировать обучение под нужды учеников, с учетом их особенностей. Кроме того, учитель должен уметь использовать современные технологии, такие как онлайн-ресурсы и приложения, чтобы сделать уроки интереснее.
Учителю важно уметь общаться с учениками, поддерживать их интерес к учебе и создавать в классе дружелюбную атмосферу, где все чувствуют себя комфортно. И наконец, хороший учитель всегда учится новому и постоянно повышает свою квалификацию, чтобы давать ученикам самые актуальные знания.
— Как вам пришла идея завести блог?
— Ранее, работая в сфере народного образования, я вела блоги в Телеграм-канале для учителей русского языка и литературы. Это помогало коллегам обменяться опытом и получить методическую помощь.
В ноябре 2023 года я перешла в сферу информационных технологий и на какое-то время приостановила ведение блогов. Но уже с весны 2024 года по просьбе учителей возобновила ведение моего канала, посвященного изучению русского языка как иностранного (РКИ). Этот канал ориентирован на применение нестандартных подходов и методов для более эффективного обучения русскому языку и вовлечения обучающихся.
— Есть ли какие-то особенности, подходы в преподавании русского языка для узбекской аудитории?
— Разумеется, преподавание русского языка для узбекской аудитории имеет свои особенности и подходы. Возьмем, к примеру, фонетику. Узбекский и русский языки имеют разные фонетические системы, что может создавать трудности в произношении для узбекоязычных учащихся и студентов. Облегчает задачу акцент на правильное произношение и различие звуков, таких как «ы» и «и», «э» и «е».
Или грамматика. Узбекский язык — агглютинативный, где многие грамматические функции выражаются при помощи аффиксов. Русский язык имеет иную грамматическую структуру с падежами и сложными согласованиями. Важно подробно объяснять различия и особенности русской грамматики.
Кроме того, в русском языке много выражений и идиом, которые могут не иметь прямого аналога в узбекском языке. Полезно использовать контекстуальные примеры и объяснения, чтобы обучающиеся могли лучше понимать и использовать эти выражения.
Я уже говорила, что важен общий кругозор и багаж учителя. Если преподаватель РКИ приводит примеры из русской культуры, традиций и реалий, это помогает ему сделать обучение более увлекательным и значимым.
— Изменился ли спрос на русский язык за последние годы? Какие мы можем делать прогнозы?
— Геополитические и экономические изменения могут влиять на спрос по-разному. В целом, спрос на русский язык изменяется в зависимости от множества факторов, и его динамика может варьироваться в зависимости от конкретных регионов и обстоятельств. В странах СНГ, в том числе и у нас в Узбекистане, русский язык служит вторым языком и активно используется в деловом и культурном общении. В сфере бизнеса и научных исследований спрос на него, скорее всего, останется стабильным и даже возрастет, потому в последние годы интенсивно развиваются экономические или академические связи с Россией.

P.S. 20 февраля 2025 года, Барно Турсуналиева получила диплом магистра в Нижегородском государственном лингвистическом университете имени Н. А. Добролюбова.
Этот диплом — не просто документ, а символ долгого пути, который она прошла с верой, терпением и упорством.
Когда Барно Убайдуллаевна окончила Андижанский государственный педагогический институт языков, её мама мечтала, чтобы она продолжила учёбу в магистратуре. Но жизнь внесла свои коррективы — грудной ребёнок, заботы, дела. И только спустя два десятилетия, Барно решилась вновь окунуться в мир учёбы. Жаль, что её мама не дожила до этого дня. Но дочь верит, что мама гордится и радуется за неё, пусть даже с небес.
СПРАВКА. Масштабный российско-узбекский гуманитарный проект «Класс!» нацелен на улучшение преподавания русского языка в Узбекистане. Обучение на русском языке ведется в 862 узбекистанских школах. К 2030 году планируется охватить на русском языке около 10 тыс. школ и 30 тыс. педагогов через переподготовку и привлечение российских преподавателей.