В рядах Евразийского банка развития (ЕАБР) намечается пополнение — в конце января депутаты Законодательной палаты Олий Мажилиса приняли законопроект о вхождении Узбекистана в капитал ЕАБР. Какие возможности это даёт узбекистанцам, стране и Центральной Азии — рассказывают ведущие эксперты региона.
Широкие перспективы
Согласно заявлениям главы банка Николая Подгузова, Узбекистан планирует получить 10% доли в ЕАБР, что позволит Ташкенту стать полноправным членом международной финансовой организации с уставным капиталом в $7 млрд и инвестиционным портфелем объемом $4,8 млрд.
Вступление Узбекистана в ЕАБР позволит на равных участвовать в масштабных проектах, определяющих будущее региона. Это и реализация трансграничных инвестиционных проектов, таких как транспортно-цифровой коридор «Европа — Западный Китай», и единая товаропроводящая сеть ЕАЭС+, и решение проблем водно-энергетического комплекса Центральной Азии. Отдельное внимание будет уделено развитию цифровых компетенций и инфраструктуры в рамках формирования Единого цифрового пространства ЕАЭС+. Не останутся без внимания и проекты устойчивого развития, также будет увеличено финансирование «зеленых» и социальных инициатив.
В этом интересы РУз и ЕАБР совпадают. Тем более что на «зеленые» инициативы, транспортную инфраструктуру, цифровизацию, промышленность и сельское хозяйство с 2016 года банк выделил более $15 млрд!
«Жизненно важное значение в Центральной Азии имеют и вопросы предотвращения рисков, связанных с водной проблемой. В данном случае это создание региональных органов для координации и управления водными ресурсами; модернизация и строительство существующих оросительных систем, водохранилищ и каналов; внедрение водосберегающих технологий, на которые нужны колоссальные средства.
Исследования ЕАБР показывают, что с 2025 по 2030 годы в ЦА необходимо вложить порядка $12 млрд, чтобы модернизировать системы водоснабжения. Большая часть этих средств — $826 млн в год — необходима Узбекистану. ЕАБР, чтобы частично решить водные проблемы региона, — намерен направить в эту сферу грант на $400 млн, который поддержит проекты по оцифровке водоучета и выпуску ирригационного оборудования. Еще $10 млн пойдут на развитие экспертизы по водосбережению. Кроме того, Евразийский банк развития планирует финансировать гидроэнергетический проект по строительству Камбаратинской ГЭС-1, для завершения которого потребуется около $4,5 млрд», — рассказывает доцент филиала РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина в Ташкенте, эксперт НИЦ «Билим карвони» Закир Усманов.
Шорт-лист инвестиционных проектов
В сентябре 2024 года, в ходе переговоров главы ЕАБР Николая Подгузова и министра инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана Лазиза Кудратова, были достигнуты договоренности о запуске ряда совместных проектов на общую сумму $3,3 млрд.
В списке проектов особняком стоит финансирование инвестиционной программы АО «Навоийский горно-металлургический комбинат». Инвестпроект нацелен на развитие производственных мощностей, увеличение ключевых показателей и разработку перспективных месторождений крупнейшего налогоплательщика Узбекистана.

Наконец, главный логистический проект на ближайшие годы: железнодорожный маршрут «Китай — Кыргызстан —Узбекистан». Он уже включен в список перспективных проектов в рамках создания Евразийского транспортного каркаса (ЕТК). На развитие транспортной инфраструктуры в рамках ЕТК банк планирует в ближайшие два-три года выделить $2-3 млрд.
«Стоит отметить, что помимо кредитно-инвестиционной деятельности, банк также занимается и аналитикой, вырабатывает различные предложения по страновому развитию и прогнозированию. Таким образом, сотрудничество с ЕАБР открывает возможности для обмена компетенциями» — подытоживает казахстанский аналитик Ожет Шекирбаев.
Умение торговать и торговаться
Все это говорит не только о стратегическом подходе Узбекистана к вхождению в капитал ЕАБР, но и качественном, пусть и очень осторожном, сближении с ЕАЭС. Кыргызский политолог Бакыт Бакетаев отмечает: «Решение Ташкента говорит о многом. В первую очередь, это подтверждение того, что в Узбекистане был и будет «дух торговли». Там понимают все выгоды от подобного шага — долгосрочные инвестиции в инфраструктурные проекты, доступ к технологиям и умение находить общие интересы со странами региона».


Камбаратинская ГЭС-1
«Это не только помощь и «длинные деньги» в реализации инфраструктурных проектов как внутри государства, так и на региональном и международных уровнях — добавляет международный эксперт Бахтиер Алимджанов, — это ещё и форма экономической политики, если можно так сказать. Например, в этом году уже началась реализация строительства железной дороги из Китая в Узбекистан через Кыргызстан. На подходе другой значимый проект — строительство Камбаратинской ГЭС-1, которая во многом укрепит водную и энергетическую безопасность в регионе. Участие в подобных проектах позволит Ташкенту, в сотрудничестве с ЕАБР, стать главным интеграционным элементом региона, а при их успехе, наряду с меняющейся геополитической обстановкой, — и новым участником ЕАЭС».
«Поспешай медленно!»
Поддерживает эту точку зрения и доцент филиала РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина в Ташкенте Шухрат Бобохужаев, отмечая, что«Узбекистан налаживает тесные связи со своими соседями, и наиболее важным фактором развития является транспортная инфраструктура. ЕАБР, со своей стороны, также поддерживает реализацию трансграничных проектов и развитие транспортной инфраструктуры. А ещё интенсивный рост экономики страны требует соответствующего объёма энергоресурсов, дефицит которых страна ощущает в последнее время. И в этом вопросе Узбекистан может положиться на содействие ЕАБР в плане кредитования совместных энергетических проектов с Россией и Казахстаном… Поэтому вступление Узбекистана в ЕАБР будет содействовать сближению со странами ЕАЭС в финансово-экономических отношениях, увеличению товарооборота, развитию транспортной инфраструктуры и, наконец, приближению страны к полноценному членству в ЕАЭС».
Таким образом, Узбекистан уверенно двигается в фарватере национальных интересов, не пытаясь усидеть на нескольких стульях одновременно и не забывая о собственной выгоде. Сегодня же выгодно быть мультиплатформенным, не ограничиваясь участием во Всемирной торговой организации (ВТО). Тем более, что ее основы трещат по швам. Вспомнить хотя бы свежий пример. То, как США развязали торговые войны против Европы, Китая и других стран… участниц ВТО.
В то же время цифры сотрудничества с ЕАЭС впечатляют всё больше: если в 2023 году оборот между странами Союза и Узбекистаном составил $15,6 млрд, то в 2024-м он прирос на 12,2% — до $17,5 млрд. Это больше четверти всего внешнеторгового оборота республики! А главное, что из этой суммы доля экспорта страны составляет 33,1%, а импорта — 67,9%.


Вступление Узбекистана в ЕАБР позволит значительно повысить взаимный товарооборот со странами ЕАЭС. Кроме того, учитывая, что доля импорта из стран ЕАЭС составляет более 67%, Узбекистан может рассчитывать на кредитные ресурсы банка при осуществлении импортных операций со странами союза. Ну а плюсы быть в самом Союзе тем более очевидны: масштабные инфраструктурные проекты, доступ к новым технологиям и рынку сбыта в 180 млн человек.
Будущее — в единстве
Наступило время многополярного мира. «Гордым одиночкам» не выжить, необходимо уметь сотрудничать с соседями по региону. Ташкент своей последовательной политикой добился расположения и укрепления доверия не только с Москвой и Пекином, но и с рядом других государств. Яркое тому подтверждение — налаживание отношений с соседями и умение находить точки соприкосновения. Сейчас у нашей страны есть все шансы стать не только региональным лидером, но и выйти на всё евразийское пространство. Растущая экономика и население, сохранившаяся со времён СССР промышленная база, богатые недра — всё это у нас есть. А в тандеме с ЕАБР появится доступ к современным технологиям и финансовым ресурсам, которые только укрепят положение страны на международной арене и обеспечат благополучие простых жителей.