Глобальный индекс организованной преступности вырос с 5,09 балла в 2021 году до 5,19 балла в 2023-м, констатируют аналитики исследовательского портала ranking.kz.
О чём идёт речь? Глобальный индекс организованной преступности (Global Organized Crime Index) — аналитический инструмент, который оценивает уровень организованной преступности в 193 странах. Он разработан Глобальной инициативой по борьбе с транснациональной организованной преступностью (GI-TOC) и впервые был опубликован в 2021-м, а затем обновлён в 2023 году.
Индекс варьируется от 1 до 10 баллов, где 1 балл — низкий уровень организованной преступности, 10 баллов — высокий уровень криминального влияния. Индекс основан на двух ключевых составляющих:
криминальные рынки (измеряется распространённость незаконной деятельности, такой как торговля наркотиками, людьми, оружием, дикой природой и т. д.);
криминальные сети и группы (оценивается влияние преступных организаций, включая мафиозные структуры, транснациональные группировки, государственно-криминальные структуры, криминальные сети и криминальные субъекты частного сектора).
Среди пяти типов преступных организаций самый высокий индекс организованной преступности в мире имеют структуры, связанные с государством: 5,95 балла. Далее идут криминальные сети (5,66 балла), иностранные группировки, в том числе группы на основе диаспор (5,54 балла) и мафиозные группы (4,02 балла).
Стоит упомянуть также представителей частного сектора (4,76 балла), которых обычно считают скорее жертвами организованной преступности, поскольку преступная деятельность затрагивает легальный бизнес. Тем не менее частный сектор также бывает ключевым посредником и участником организованной преступности, связывая легальную и нелегальную экономику.

Узбекистан, согласно шкале по трём типам преступных группировок, занимает относительно хорошие позиции: места 110–134 по индексу иностранных группировок, 102–116 по индексу криминальных сетей и 101–117 по индексу представителей частного сектора. Заметим: здесь и далее места обозначены в виде интервалов, так как у нескольких стран могут быть равные показатели, и все они делят соответствующую позицию на равных.
При этом по индексу преступных мафиозных группировок Узбекистан входит в первую сотню, деля с другими странами место 58–75 с индексом в 5 баллов. Среди стран Центральной Азии и ЕАЭС лучше обстоят дела с ОПГ, действующими наподобие мафии, в Армении и Туркменистане, которые с показателем в 2,5 балла занимают 131–135-е места, а также в Казахстане и Беларуси, которые делят 87–100-е места с индексом в 4 балла.
Хуже всего обстоят дела в Кыргызстане: индекс — 6,5 балла, место — 27–34. Россия и Таджикистан входят в число стран, делящих 35–47-е места.
В мире в целом хуже всего обстоят дела в Колумбии, Мьянме, Сомали и Венесуэле, которые делят между собой места 1–4 с индексом в 9,5 балла. Стоит также отметить Италию, которая делит с ДР Конго, Ливией и Мексикой места 5–8.
В индексе преступных группировок, которые являются частью государственного аппарата или действуют внутри него, Узбекистан занял место 86–104 с индексом в 6,5 балла. Среди стран ЦА и ЕАЭС Казахстан также входит в число стран с 86–104-м местами. Лучше обстоят дела с организованной преступностью, внедрённой в госаппарат, в Армении, которая находится на месте 158–168.
Хуже всего среди стран ЦА и ЕАЭС в этой подкатегории обстоят дела у Беларуси и Таджикистана, которые делят места 7–20, например, с такими странами, как Афганистан, Турция, ЦАР, ДР Конго и прочими. Россия, Кыргызстан и Туркменистан делят с другими странами места 21–34.
В мире хуже всего дела с организованной преступностью, связанной с государством, обстоят в Северной Корее и Сирии.
после того как прочитал про Белорусию и что там мафия сильна понял что эта статья юмореска ! да в Узбекистане мафия уже в госаппарате засела и управляет
Интересно, а где США, Англия и пр. «некриминальные» страны? Про КНДР и Белоруссию действительно не в тему.