Художественная выставка в ее классическом понимании – это собрание картин, украшающих стены просторных залов, инсталляций, которые можно рассмотреть поближе или отойти и оценить на расстоянии. Персональная выставка известного узбекского художника Сардора Нугманова – необычная, выходящая за традиционные рамки.
Сардор Нугманов – один из ярких представителей современного искусства Узбекистана родился в 7 ноября 1985 году в Ташкенте. Окончил Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода, является членом Академии художеств Узбекистана. Его работы находятся в частных коллекциях Азии, Европы, США, Африки.

После длительной творческой паузы он создал в Доме фотографий пространство, погружаясь в которое, зритель начинает думать о том, хочет ли он жить в таком мире. Холсты отражают природу, искусственный интеллект, урбанизацию, преломленную сознанием художника. Арт-объекты призывают к размышлениям о том, возможно ли достижение гармонии между новыми технологиями и природой. Дополняют композиции и создают соответствующую атмосферу живые растения и музыка.


«Возвращение. Живопись как дыхание времени». В ее названии уже заложено несколько смыслов. Первый – возвращение к природе, не только окружающей, но и человеческой, духовной, поиск истоков, себя истинного. Второй – возвращение художника в искусство после длительного творческого перерыва. Третий –определение изобразительного искусства как передатчика ритма жизни и ее проявлений. А в наше время эти проявления все больше негативные: истребление зеленого покрова Земли, загрязнение воды и воздуха, деградация почвы, превращение антиутопий с их страшными сценариями в наше недалекое будущее.


Сардор Нугманов выразил этот крик души посредством творческих инструментов и дал тематическое название каждому залу. Начинается с «Возвращения к истокам» – нравственный аспект. Затем идут «Свет и тьма» – вопрос выбора. «Кто подаст стакан воды?», «Мы то, что мы едим», «Лёгким, нелегко», «Возвращение к природе» – экологическая составляющая. И завершает экспозицию «Возвращение к себе» – принятия собственного начала.


– Идея родилась в январе. Сардор обратился ко мне, и мы обсудили, как выстроить выставку так, чтобы она была не похожа на обычные экспозиции, стала запоминающейся и самое главное – наполненной смыслом. Я предложил концепт возвращения и, соответственно, такое же название. Концепт играет разными смыслами в каждом зале. Если пройтись по ним, то можно заметить цикличность. Начинается с сотворения мира. Затем происходит история падения людей, людских пороков и того, к чему мы пришли на сегодняшний день. Проходя по кругу, мы попадаем в последний зал – «Возвращение к себе», где каждый из зрителей, которые, останавливая взгляд на работах, так или иначе намекающих о том, что прошлое, настоящее и будущее существуют неразрывно, должны ответить на вопрос: есть ли куда возвращаться, – рассказал теоретик искусства, филолог Алим Трусенбаев.


Актуальность поднятых художником тем чувствуется в одном лишь перечне организаций, поддержавших автора. Это Академия художеств Узбекистана, Творческое объединение художников Узбекистана, Ташкентский Дом фотографии, Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, Комитет по туризму при данном министерстве, AUTO.UZ и LA KUBA.
Вернувшись к работе после длительной творческой паузы, художник планирует участвовать в международных выставках, а еще создать самую масштабную картину в мире и попасть в Книгу рекордов Гиннеса.
Динара ШАМУХАМЕДОВА
Фото М,ДЖАНГИРОВ









