В Узбекистане наблюдаются значительные успехи в борьбе с нелегальным табачным рынком. Благодаря активной работе ответственных органов, доля нелегальной табачной продукции на рынке снизилась с 22,4% в 2023 году до 12,4% в 2024 году. Это важный шаг в обеспечении защиты здоровья населения и укреплении экономики страны.
Однако нелегальная торговля табачной продукцией представляет собой серьезную проблему для Узбекистана, приводящую к экономическим потерям и создающую угрозу для здоровья населения. Под нелегальным товаром понимается продукция, которая ввозится или производится в стране, минуя законные каналы, а также уклоняясь от уплаты налогов и пошлин. Это означает, что нет никаких гарантий качества такого товара, а потребители не имеют возможности получить компенсацию в случае нанесения вреда их здоровью или жизни. Покупка и употребление такой продукции несет в себе значительные риски.
В частности, отсутствие акцизных марок и контроля качества у нелегальной табачной продукции делает её потенциально опасной. В случае возникновения проблем со здоровьем, потребители, приобретающие нелегальные товары, лишены возможности защитить свои права и получить компенсацию.
Кроме того, нелегальный оборот табака подрывает экономику страны, поскольку бюджет недополучает значительные средства, которые могли бы быть направлены на развитие социальной инфраструктуры.
Статистика нелегального табачного рынка в Узбекистане на 2024 год такова. Общая доля нелегального табака на рынке составляет 12,4%
Регионы — лидеры по объему нелегального табака:
• Наманганская область: 38,8%
• Ферганская область: 24,7%
• Джизакская область: 18,2%
• Навоийская область: 12,8%
• Андижанская область: 11,2%
• Кашкадарьинская область: 9,7%
• Ташкент: 9,5%
• Ташкентская область: 7,6%
Согласно статистическим данным, потери государственного бюджета от контрабанды табака оцениваются в 500 миллиардов сумов.
Эти недополученные средства могли бы стать значительным ресурсом для развития Узбекистана. Их грамотное распределение позволило бы существенно улучшить социальную инфраструктуру и качество жизни населения. Например, эти деньги можно было бы направить на строительство и оснащение современных медицинских учреждений в отдаленных регионах, что обеспечило бы доступ к качественной медицинской помощи для большего числа граждан. Также, значительная часть средств могла бы быть инвестирована в образовательную сферу, к примеру, на строительство новых школ и детских садов, а также на повышение квалификации учителей.
Кроме того, выделение средств на развитие спортивной инфраструктуры, включая строительство современных спортивных комплексов и площадок, способствовало бы популяризации здорового образа жизни среди молодежи. Более того, эти средства могли бы стать катализатором для инновационных проектов в сфере технологий и цифровизации.
Помимо риска для здоровья, нелегальная торговля табаком также способствует финансированию криминальной деятельности. Приобретая контрабандные товары, потребители поддерживают преступную сеть, не осознавая негативных последствий. Покупая нелегальную продукцию, мы не только наносим ущерб государственному бюджету, но и поощряем преступную деятельность. Важно отметить, что борьба с контрабандой не должна ограничиваться только действиями правоохранительных органов. Каждый гражданин играет важную роль в этом процессе. Сообщая о фактах продажи нелегальной продукции или отказываясь от её приобретения, мы вносим вклад в защиту своего здоровья и экономического благополучия страны. Необходимо повышать осведомленность общества об опасностях, связанных с нелегальным табаком, и призывать к активной гражданской позиции.