В 2024 году омбудсмен по правам человека получил более 6 тысяч обращений по вопросам экономических прав, из которых 9% касались мошенничества. Особое внимание привлекли случаи выдачи кредитов коммерческими банками на основании персональных данных граждан. Количество таких обращений выросло на 42% по сравнению с 2023 годом, когда их насчитывалось 110.
В 60% случаев мошенники, представляясь сотрудниками компании «Клик» или Центрального банка, оформляли онлайн-кредиты, используя данные граждан. На одного человека иногда оформляли кредиты в 5–6 банках одновременно.
Следственные органы направили предписания банкам о приостановлении погашения таких кредитов и начисления процентов, признавая граждан обманутыми и гражданскими истцами. Однако банки продолжают требовать выплаты, игнорируя обязательность предписаний, закрепленную статьей 36 УПК Республики Узбекистан.
Омбудсмен подал в суд 5 исков в интересах пострадавших граждан. В результате кредитные договоры были признаны недействительными, один гражданин получил возвращенные средства, а также компенсацию морального ущерба.