Посвящается светлой памяти Адибы Арифхановой, талантливому и замечательному человеку, прекрасной
женщине- матери, которой 17 декабря текущего года исполнилось бы 80 лет.
Мир полон интересных и талантливых людей.
Многие из них проживают долгую и
счастливую жизнь,
но немало красивых и даровитых,
которые уходят очень рано.
Возможно, такой человек выкладывается, отдает всю душу, в какой бы сфере не был одарен. Он не останавливается ни перед какими трудностями, переживает за конечный результат, который, как правило, ему хочется преподнести людям в превосходном виде. Но… как рвется на пронзительной ноте гитарная струна, так и человек не выдерживает тяжести возложенного на него бремени. Поэтому самые яркие, неординарные личности всегда уходят раньше, оставляя в памяти лучшие мгновения. А возможно (и так хочется думать), они просто больше нужны Всевышнему в том, лучшем мире…
Середина ХХ века была ознаменована укреплением дружественных связей между Индией и нашей страной. Особый интерес среди населения вызывали индийские фильмы. В Ташкенте в 1961 году была осуществлена первая телепостановка «Дочь Ганга» по роману великого бенгальского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Рабиндраната Тагора «Крушение». В ней повествуется трогательная история о судьбе молодых людей, ставших жертвами разрушительного тайфуна. Эта история любви, и тонкостях человеческой психологии, которые всегда были вне времени и пространства.Фильм произвел большое впечатление на многомиллионную аудиторию зрителей необычностью сюжета, характеров героев, их быта и костюмов, прекрасными актерскими работами, а также удачной постановкой.
В фильме снимались известные узбекские актеры: Хамза Умаров, Обид Джалилов, Зайнаб Садриева, Якуб Ахмедов, Гани Агзамов, Марьям Якубова.., и совсем юные – Адиба Арифханова и Семен Чунгак — Мордухаев (впоследствии ставший Народным артистом России и ведущим актером театра «Ромэн» в Москве). Исполнение основных ролей, окунувших зрителя в живой колорит индийской эпохи, было талантливо и на высоком уровне. За великолепной игрой прекрасных актеров было полное ощущение погружения в индийское кино.
Это была первая работа выпускника ВГИКа, молодого узбекского режиссера Ходжи Ахмара.
Фильм «Дочь Ганга» сделан был настолько обстоятельно и фундаментально, что его до сих пор транслируют по узбекским телеканалам, в том числе в «День независимости» Индии. И сегодня эта картина играет большую роль в укреплении дружбы между Узбекистаном и Индией.
Главную роль Камолы сыграла Адиба Арифханова (на тот момент ученица 9-го класса). Возраст актрисы и главной героини картины идеально совпали – им было по 14–15 лет. Сходство было и в другом – они с легкостью справлялись с домашним хозяйством, были нежными, простыми и добрыми девушками. И очень красивыми!
Адиба Рифатовна Арифханова родилась 17 декабря 1944 года в «Рабочем городке», известном квартале Ташкента, в котором проживало много представителей интеллигенции. Там же она окончила 137-ю школу. Бог одарил Адибу врожденным талантом, притягательной силой и незаурядными способностями. Создатель намеренно дал ей то, что нужно было именно в данный момент.
Несмотря на то, что в 15 лет Адиба профессионально сыграла роль Камолы в популярном фильме, она не избрала карьеру актрисы, а, успешно завершив учебу на романо-германском факультете ТашГУ, преподавала английский язык в Ташкентском институте народного хозяйства.
По воспоминаниям родных и близких, Адиба была умным, жизнерадостным и чутким человеком. У нее было много друзей, разносторонние интересы. Девушка светилась «каким-то лучиком», одаривая своей лаской окружающих.
Вот что пишет бывшая узбекистанка Татьяна Перцева в своей статье «Мой романо-германский» в «Письмах о Ташкенте»: «Адиба Арифханова, красавица Адиба, с лицом как на старинной восточной миниатюре. Не знаю, есть ли Царствие небесное для женщин-мусульманок… Она ушла очень рано, не дожив до сорока…»
К сожалению, жизнь Адибы оборвалась в 1979 году, когда ей не исполнилось и тридцати пяти. Она стойко боролась со смертельным недугом, внезапно настигшим ее, но медицина оказалась бессильна. Многосторонне одаренная Адиба писала стихи, даже зная о своем диагнозе.
У Адибы Рифатовны было двое детей: сын Даврон, родившийся в 1968 году, и дочь Азиза 1975 года рождения. Азиза, которой было всего 4 года, когда она потеряла мать, не по-детски тяжело перенесла ее кончину, заболела тяжелой формой сахарного диабета и скончалась в 15 лет. Она была такой же доброй и жизнерадостной, как мама, и тоже писала стихи в юном возрасте, познав непомерное горе.
Стихи, которые написали Адиба Арифханова и ее дочь Азиза Абдуллаева, наполнены любовью – к родным, к друзьям, ко всему миру. К тому сложному и противоречивому миру, который они вскоре должны были покинуть…
«Мне жаль, что песни не все я
пропела,
Мне жаль, что дороги не все я
прошла,
Мне жаль мои весны, обещавшие
много,
И все мои грезы, что жизнь унесла.
Мне их не свершить уже, но
не забыть.
Хоть тяжко в душе,
Не буду ни плакать, ни ныть».
* * *
Адиба Арифханова.
МОЕЙ ДОРОГОЙ МАМЕ
«Ах, мамочка, куда же ты ушла?
Постой!» –
Мне не дано понять и осознать.
Ведь не насытилась твоею добротой,
Объятья нежные твои, где мне искать?
Ах, если б предложили мне в костер войти,
Тебя, вернув тем самым к нам, назад,
Готова в жертву все я принести,
Лишь только б оживить твой добрый взгляд.
Ведь если б ты вернулась в мир живой,
Ты б счастьем обогрела все вокруг,
Такой незаменимой и родной,
Меня, избавив от страданья мук.
Так почему ты все-таки ушла,
Безвременно, детей и близких не щадя?
Быть может, звездочкой на небе ты взошла?
Я успокоюсь, лишь к тебе уйдя…
* * *
Азиза Абдуллаева.
Вот такая грустная история о нераскрывшихся полностью талантах, о несоизмеримой материнской и дочерней любви, о бренности бытия и величии человеческого духа.
Жизнь преходяща, так устроен этот мир.
Многие люди, покидая этот бренный мир, оставляют на грешной земле, молящихся за них близких, детей и внуков. А те, в свою очередь, продолжают дело ушедших любимых, чтобы все таки их несбывшиеся надежды воплощались в жизнь…
Адибахон Арифханова, мастерски исполнившая роль в фильме «Дочь Ганга», и её дочь Азиза, живы в молитвах их близких.
Потому что человек, даже немного служивший для людей, имеет право остаться в их памяти.
А. ХОДЖАЕВ, Ш. Арифханов.