back to top
7.6 C
Узбекистан
Четверг, 21 ноября, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. «Синтез» с химфака ТашПИ

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

История сорок первая

Часть 1

Практически во всех источниках говорится, что «Синтез» — один из ведущих ансамблей Ташкента – появился в 1973 г. Дата неверная. Первый состав возник в 1969 г. В него входили: инициатор создания группы, студент архитектурного факультета ТашПИ Александр Зурабов — ударные, большой любитель Rolling Stones Ильдар Абдулкахаров – гитара, вокал и Леонид Игамбердыев — бас-гитара. Классический минимальный рок-состав: две гитары и ударные, по типу американской группы ZZ Top. Всех троих объединяло бунтарское желание играть тяжелый рок.   

Первые репетиции проходили на территории химического факультета, отсюда и «научное» название, которое в музыкальном смысле отражало так же стремление музыкантов к разнообразию стилей и музыкальных приемов на основе тяжелого рока. Предложил назваться «Синтезом» звукооператор группы Лев Черный, который потом уехал в Израиль.  

Первый состав коллектива был однозначно нацелен на хард-рок. Но внешние обстоятельства мешали музыкантом двигаться в этом направлении. Руководящие лица давили на репертуар. Своей аппаратуры у музыкантов «Синтеза» не имелось, как и у многих подобных любительских коллективов. Приходилось отрабатывать ее в клубах, где какой-никакой звук был. Директора клубов предоставляли музыкантам звукотехнику и помещение для репетиций, за это они должны были участвовать в конкурсах советских песен, играть их на официальных мероприятиях. 

Для «Синтеза» таким клубом стал ДК № 4 в районе Алайского базара, где навстречу музыкантам на вышеназванных условиях пошла директриса Аделия. К слову, дом культуры с таким номером до сих пор есть на карте Ташкента, но находится он на Каракамыше. Потом завязались деловые отношения с солидным проектным институтом Ташгипрогор, у которого был большой актовый зал для выступлений.

Постепенно обрастали техникой, инструментами. Зурабов теперь сидел за вполне приличной ударной установкой Trowa, производства ГДР (Германская Демократическая республика). Была такая страна в составе Восточного блока. В 1990 г. во время распада СССР ее поглотила Германия.

Когда в группу пришел клавишник Валерий Нойкин, его  инструментом стал качественный гэдээровский электрорган Vermona Matador 26, одна из последних моделей на то время. Кстати, его можно и сегодня купить в рабочем состоянии в Интернете на Avito. Фото из открытого источника.

Гитары, чаще всего, были у музыкантов свои – отечественные, или производства стран социалистического лагеря, но здесь таилась «засада». У инструментов слабым местом часто были слишком толстые нижние струны, которые резали пальцы. Ильдар Абдулкахаров нашел выход – он заменил  их на струны от рубаба. По качеству они однозначно превосходили не только струны советские, но и иностранного производства из соцстран. Около месяца ташкентские гитаристы не могли разгадать секрет необычно качественного звука «Синтеза» и отсутствия порезов у Ильдара, а когда тайна открылась, струны от рубаба стали в Ташкенте на время дефицитом.   

Магистральной линией своего развития участники первого состава «Синтеза» видели рок-музыку в формате таких ее исполнителей как Deep Purple или Led Zeppelin. Их музыку они снимали один в один. Около двух лет «Синтез» лавировал между хард-роком и советской песней. К тому времени на ансамбль обратили внимание в Узбекконцерте. Появился куратор, Евгений Ширяев, одновременно музыкальный руководитель ансамбля «Ялла». Его слово имело большой вес на эстрадной сцене Узбекистана. Он посоветовал пригласить в коллектив в качестве скрипачки и солистки Наталью Нурмухамедову, которая тогда училась на  втором курсе Ташкентской консерватории и проявила себя как перспективная певица.

За Натальей Александр Зурабов отправился лично. Открыв дверь, девушка обомлела, перед ней стоял один из самых известных рок-музыкантов Ташкента, реально звезда городского уровня.

 «Это было после городского конкурса в Институте связи, — вспоминает Наталья, — потом состоялось прослушивание в «Синтезе». Я спела, сыграла на скрипке и была принята в ансамбль. Пели битловские хиты, какие-то советские песни, например, «Черного кота» (супер-шлягер тех лет, муз. Юрия Саульского на слова Михаила Танича, авт.), исполняли дворовой репертуар, что-то сами сочиняли. Играли на свадьбах, зарабатывали на аппаратуру, там звучала своя музыка: русская, еврейская, армянская, греческая… Ташкент был многонациональный город. Позже появились духовые, У нас был очень дружный коллектив. Мы подходили друг другу не только как музыканты, но и по-человечески. Это было хорошее время». Наталья Нурмухамедова проработала в «Синтезе» до 1973 г., когда Батыр Закиров  пригласил ее в только что созданный Ташкентский мюзик-холл.

Кроме «Синтеза» Александр Зурабов создал в Ташкенте еще несколько музыкальных составов. Одним из них был ансамбль «Фаворит». Слева направо: Шамиль Фатухутдинов, Александр Зурабов, Иосиф Синаюк (конферансье), Владимир Лихштейн, Александр Лейбович. Фото из архива Бэлы Фельдман 

Между тем, внешние силы, не отвергая напрямую  хард-роковый  репертуар «Синтеза», требовали своих песен и Александр  Зурабов почувствовал, что задуманный им как рок-группа состав неуклонно превращается в ВИА. Это была не его песня. Вместе с клавишником  Валерием Нойкиным Зурабов покинул коллектив. Своим путем пошел автор «ноу хау» по использованию струн рубуба на гитаре Ильдар Абдулкахаров. Через некоторое время Зурабов и Нойкин стали участниками лучшей тогда ташкентской рок-группы «СКИФы». Чем, к слову, был недоволен отец Валерия – работник Центрального комитета компартии Узбекистана. Сыну, считал он, не по «статусу» играть рок-музыку.  В конце концов, он добился своего, Валерий «завязал»  с музыкой. 

После ухода Зурабова ансамбль возглавил молодой талантливый музыкант Улугбек Салихов (клавишные) — брат композитора Энмарка Салихова, затем его сменил Арсен Китанов.

Дальнейшая история «Синтеза» продолжилась без его основателей.

Александр ПОПОВ

Фото на заставке: «Синтеза» на пластинке-миньон (1974). Ранний, но не первый состав ансамбля. Слева со скрипкой Наталья Нурмухамедова, за ее спиной – Арсен Китанов, за ним Беньямин Муладжанов, в центре Шамиль Фатхутдинов, справа от него Булат Мустаев, крайний справа Эрик Зайнеев., последний сзади —  Виктор Трубников (?), перед ним Роман (?).

Фото из открытого источника.

* Примечание. Автор приложил все усилия, чтобы сведения, приведенные в статье, были достоверны, но за давностью лет не может гарантировать, что информация в этой публикации полностью корректна.

При подготовке публикации использованы также материалы статьи Геннадия Садовникова на сайте uzrock.net.

Автор благодарит за помощь и участие Александра Зурабова, Бэлу Фельдман, Наталью Нурмухаммедову,

Продолжение следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Время Даврона. Группа «Оригинал»

История сорок вторая Часть 1 Не так давно, одна из страниц этого проекта была посвящена двойному виниловому альбому Synthesizing the Silk...

Больше похожих статей