В прошлую пятницу в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся великолепный концерт. В зале – школьники и студенты, а также взрослые профессионалы и любители музыки. А на сцене – камерный оркестр «Туркистон», аккомпанирующий стипендиатам Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова, которые один за другим выходили и вдохновенно исполняли свои концертные номера. Назову их имена – Мария Белокопытова (фортепиано), Александр Долгов (альт-саксофон), Александр Аморос Коротков (скрипка). Все они – лауреаты различных национальных и международных конкурсов. Конкуренции между ними не было, напротив, – они готовы были подставить друг другу плечо, думая только о музыке.
Классический вечер состоялся при поддержке Министерства культуры Республики Узбекистан, Государственной филармонии Узбекистана, Государственной консерватории Узбекистана, Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова и камерного оркестра «Туркистон» в лице его художественного руководителя и главного дирижёра, профессора Эльдара Азимова.
Этот концерт исполнители посвятили двум юбилейным датам – 80-летию величайшего музыканта современности, народному артисту СССР и артисту мира ЮНЕСКО, скрипачу-виртуозу и дирижёру камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и Национального филармонического оркестра России, обладателю почётных наград многих стран, полному кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством» Владимиру Спивакову и 30-летию его Международного Благотворительного Фонда.
В программу были включены два автора – Иоганн Себастьян Бах и Жюль Демерссман.
Согласитесь, сегодня без Баха невозможно представить мировое культурное наследие. Гигант эпохи барокко он работал во всех жанрах, кроме оперы. Среди более, чем тысячи известных произведений — фуги, каноны, концерты, хоралы, дивертисменты, кантаты. Удивительно, что в переводе с немецкого – Бах означает «ручей», и прав был Бетховен, когда говорил: «Не ручей – море должно быть ему имя!». Безусловно, Бах – это абсолютное космическое совершенство, это – восьмое чудо света, это – абсолютно всё!
В прошедшей концертной программе прозвучали два его инструментальных концерта – клавирный и скрипичный. Замечу, инструментальные концерты Баха справедливо называют вершиной жанра барочного концерта, в котором он опирался на уже выработанную модель концертов Вивальди, чьи опусы высоко ценил. Динамичные крайние части основаны на идее своеобразного музыкального диалога между солистом (или несколькими солистами) и оркестром, а в средней медленной части оркестр, как правило, отступает на второй план, аккомпанируя монологу солиста.
Однако, всё, как говорится, по порядку. Концертную программу открыла Мария Белокопытова – восьмиклассница Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства (класс заслуженного учителя РФ Миры Алексеевны Марченко).
Юная пианистка с удовольствием принимает участие в конкурсах, причем, весьма успешно. Так, она заняла в 2020 году в Швейцарии I место на II Международном конкурсе пианистов «Молодой Шопен», где получила высокий отзыв от председателя жюри – всемирно известной пианистки Марты Аргерих. Далее был Гран-при XI Международного конкурса юных пианистов и скрипачей имени Б. Дварионаса (Литва, 2022). Мария является лауреатом XXIII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» и многих других.
За её плечами много выступлений с камерными и симфоническими оркестрами под управлением И. Лапиньша, А. Аниханова, В. Плаксина, Р. Абязова, И. Лермана, А. Дадашева и многих других в самых разных концертных залах – Московской консерватории, Московской филармонии, Московского международного Дома музыки, концертного зала «Зарядье», Большого театра России и других. Она также была удостоена чести играть в 2021 году в качестве солистки с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», которым в тот незабываемый вечер дирижировал Владимир Спиваков. В том же году юная пианистка с успехом выступила в Польше (Желязова Воля) и Франции (Канны).
Мария Белокопытова исполнила в Ташкенте известный Концерт №1 для клавира и струнного оркестра ре-минор (соч.1052) И. С. Баха, показав масштаб личности великого немца в миниатюре. Он был сыгран ярко и полнозвучно. В первой части, активной и действенной, её игру отличала мужественная и волевая манера, чёткость и разнообразие штриха, ясность полифонии и виртуозность в каденции. Во второй части концерта – выразительном Lamento – пианистка была сдержанна, скромна и удивительно естественна. Ну а в подвижном финале, заключающем в себе жанрово-танцевальные элементы, она нашла такие индивидуальные краски и тонкие градации, воссоздав, таким образом, величественную музыкальную панораму жизнеутверждающего пафоса.
Слушатели оценили игру Марии бурными аплодисментами, и она сыграла «на бис» известный Этюд (фа-диез минор, соч.8, №2) А. Скрябина.
Концертную программу продолжил саксофонист Александр Долгов –девятиклассник ДМШ имени Ф. Листа объединения «Кусково» (класс почётного работника культуры города Москвы Александры Булатовны Петровой).
Юный саксофонист является обладателем Золотого Щелкунчика XX Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» (2019 г.) и лауреатом I степени грантов мэра Москвы (2020 г.). Помимо этого, он имеет более 30 дипломов лауреата международных, всероссийских, региональных и московских городских конкурсов, включая, золотые медали Дельфийских игр СНГ в Бишкеке (2023 г.), Дельфийских игр в Саратове (2023 г.), и в Красноярске (2022 г.). Саша очень музыкальный, всё свободное время отдает занятиям на саксофоне, на котором начал играть в 7 лет, причём, играет он с увлечением и удовольствием. Профессионалы отмечают его красивый звук, хорошее вибрато, владение перманентным дыханием. Он любит ансамблевую игру. Является постоянным участников концертных программ МБФ Владимира Спивакова. Неоднократно выступал с камерным оркестром «Виртуозы Москвы» и принимал участие в фестивале «Москва встречает друзей».
А ещё он много читает – от Лермонтова и Дюма до фантастики. С интересом изучает английский и немецкий языки. Мечтает быть концертирующим музыкантом и педагогом.
Для своего выступления Александр Долгов выбрал Фантазию на свободную тему для альт-саксофона и струнного оркестра Жюля Демерссмана – французского композитора и флейтиста эпохи романтизма.
В 11 лет будущий композитор стал учеником Жана-Луи Тюлу в Парижской Национальной консерватории. Через год получил там первый приз и вскоре стал одним из самых известных флейтистов своего времени.
Демерссман является автором многочисленных произведений для флейты и одним из первых французских композиторов, написавших музыку для только что созданного тогда саксофона. Отдельную нишу в его творчестве занимает жанр фантазии, одну из которых блестяще исполнил Александр Долгов. Ему удалось это всерьёз и просто, с умом и с душой, профессионально и искренне. От его чарующих звуков у сентиментального слушателя защемило сердце, а у некоторых даже слёзы выступили на глазах. В итоге аплодисменты не смолкали несколько минут.
Завершал классический вечер скрипач Александр Аморос Коротков –девятиклассник Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства (класс заведующей струнным отделением, артистки Госконцерта, доцента Анны Николаевны Соколовой).
Юный музыкант родом из Каталонии. Его отец – композитор и пианист. Скрипкой начал заниматься с трёх лет, а в пятилетнем возрасте добавились занятия по классу фортепиано. Свои первые премии на международных конкурсах он начал получать с восьми лет в Испании, и их у него немало.
В 2020 году Александр получает Гран-при на конкурсе в Салобренье (Гранада) и поступает в 5 класс Центральной музыкальной школы Москвы. Он принимает активное участие в её музыкальной жизни, играет в различных концертных залах с камерным и симфоническим оркестрами. Ездил в Образовательный центр «Сириус», участвовал в конкурсе неспециальных инструментов, среди которых «Белый рояль», где получил Гран-при, как пианист. Принимает участие и в благотворительных концертах. А ещё он увлекается композицией и любит делать аранжировки. Саша считает, что нужно знать все области в музыке, не только исполнительскую, но теоретическую и гармоническую. Человек, по его признанию, «несовершенен, поэтому есть к чему стремиться». Вдобавок юный виртуоз владеет несколькими языками: испанским, каталонским, английским и русским.
В исполнении Александра Амороса Короткова прозвучал Концерт №2 для скрипки и струнного оркестра Ми-мажор (соч. 1042), звуки которого лились легко и свободно. Исполнение было живым и в то же время точным. Слушатели вновь с головой окунулись в звуковой поток музыки барокко, ведь Бах – это универсальная красота вне времени. Она восхищала людей в XIX веке, еще больше в XX, а в сегодняшнем, XXI, сияет ещё ярче, чем прежде.
Этот концерт, по словам биографа Баха Альберта Швейцера, – «полный непобедимой жизнерадостности, которая в первой и последующих частях изливается в торжествующей песне», очень близок по характеру улыбчивому и темпераментному солисту. Слушатели были полностью заворожены его игрой.
Свое выступление Александр Аморос Коротков завершил исполненными «на бис» вариациями собственного сочинения на тему известной каталонской рождественской песни. Он сказал, что эта тема подходит ему по темпераменту. Учитывая, что у испанцев ритм и мелодичность в крови, автору и исполнителю удалось создать атмосферу Испании в гостеприимном Ташкенте. Продемонстрировав свои виртуозные возможности, он посвятил свой опус сидящим в зале слушателям, не оставив ни одного из них равнодушным.
Важно отметить мастерство Эльдара Азимова, с которым ребята сразу нашли общий язык, поскольку взаимопонимание возникло на первой же репетиции. «Туркистон» всегда славится тем, что замечательно аккомпанирует солистам. «Большое удовольствие выступать с этим коллективом и с маэстро Азимовым», – часто слышу после концерта от коллег. Вот и в этот вечер юные музыканты чувствовали чуткое ощущение дирижером грани деликатности звучания оркестра, и отсюда возникло абсолютное доверие друг к другу. Благодаря маэстро, им удалось поймать контакт, а уловив эту связь, сыграть прекрасную музыку.
Концерт прошел замечательно и стал одним из ярчайших событий музыкальной жизни Ташкента. Слушатели, заполнившие зал, горячо приветствовали выступления юных музыкантов. Стипендиаты показали не только свой профессионализм, но и настоящую ансамблевую игру, а образы, созданные ими, отличались глубиной и многогранностью. Зал аплодировал им стоя. Он был настолько заряжен как изумительной музыкой, так и ее исполнением, что по окончании концерта аплодисменты долго не затихали. Это настолько воодушевило юных музыкантов, что они поделились мечтой новой встречи с горячей узбекистанской публикой. А мечтам, как известно, свойственно сбываться! Да будет так! Мечтайте, юные виртуозы, и верьте в лучшее!
Инесса Гульзарова, представитель МБФ В.Спивакова в Узбекистане.
Фото Натальи Великоборцевой.