Практика избирательных кампаний современного демократического государства показывает, что выборы в представительные органы власти — это выборы, в которых непременно участвуют политические партии. Общественный авторитет каждой партии определяется на периодически проводимых выборах, в связи с чем порядок их организации и проведения должен соответствовать развивающейся социально-политической ситуации в обществе. Данный процесс в Узбекистане станет отражением прогрессивных демократических идей, определенных Стратегией «Узбекистан – 2030» по построению основ «Нового Узбекистана».
Важнейшим инструментом повышения политической и общественной активности граждан, выражения воли и мнения населения, в первую очередь при реализации выборных процессов, формировании в том числе представительных органов являются политические партии. Согласно Конституции в новой редакции Узбекистана, политические партии выражают политическую волю различных социальных слоев и групп и через своих избранных демократическим путем представителей участвуют в формировании государственной власти. Поскольку, они основные участники избирательного процесса:
Во-первых, именно партия выходит на политическую арену как сила, которая является сторонником и выразителем конкретных идей, представляет интересы своего электората. Именно благодаря многопартийности появились условия для борьбы за власть в рамках закона.
Во-вторых, как основной инструмент, способ выражения воли избирателей, в силу своей организованности именно политические партии эффективнее действуют в вопросах объединения общественности вокруг решения тех или иных социально-значимых задач.
В-третьих, политические партии помогают избирателям ориентироваться на выборах, предлагая широкий спектр политических позиций и программ, при разработке которых они поддерживали контакт с общественностью. Для политически активных граждан политические партии это средство участия в государственной жизни и влияния на государственную политику.
В Узбекистане создана прочная законодательная база, обеспечивающая необходимые условия для реализации политическими партиями своих идей и программ, их активного участия в выборах на основе равноправия, открытости, формирования фракций и партийных групп в парламенте и местных представительных органах, широкого участия в общественно-политической жизни в целом. Принятый конечном итоге позволит усилить работу парламента, местных органов представительной власти как локомотива демократических реформ. Избирательный кодекс Республики Узбекистан открывает еще более широкие возможности для их активной деятельности.
В предстоящих 27 октября выборах в борьбу включились все пять действующих политических партий страны: Народно-демократическая партия Узбекистана, Социал-демократическая партия «Адолат», Демократическая партия «Миллий тикланиш», Либерально-демократическая партия и Экологическая партия Узбекистана. Политическое и социальное многообразие населения Узбекистана в настоящее время представлено именно этими политическими партиями. Каждая из них предлагает собственное видение решения важнейших вопросов государственного и общественного строительства, основанное на чаяниях электората.
С 22 сентября в нашей стране стартовала предвыборная агитация. Это самый важный этап избирательной кампании. Как избиратели, в эти дни мы знакомимся с программами кандидатов и задачами партий, чтобы определиться с предпочтениями, а как электорат — сопоставляем свои интересы с программными приоритетами и делаем свой выбор.
Предвыборные программы играют ключевую роль в деятельности каждой политической партии. В них концентрированным образом формулируются цели и задачи деятельности партии. Именно через представление обществу своих предвыборных программ политические партии пытаются стать ближе и понятнее своему электорату.
Анализ программ позволяет четко определить позицию конкретной партии по важнейшим вопросам, таким как экономика, социальная политика, экология и другим. Все это позволяет избирателям понять, на какие идеалы выступает конкретная партия, важнейшим целевым ориентиром каждой партийной предвыборной программы является приверженность к стремлению повысить доверие избирателей, убедить избирателей в обоснованности предлагаемых решений и подходов.
Так например, электорат ДП «Миллий тикланиш» представляет творческая интеллигенция, работники культуры, искусства и информационной сферы, патриотически настроенная молодежь, ремесленники. УзЛиДеП защищает интересы среднего класса собственников, предпринимателей и деловых людей, фермеров. Электорат НДПУ — это люди, нуждающиеся в адресной социальной поддержке со стороны государства и общества, включая пенсионеров и инвалидов, а также работников бюджетных организаций, занимающихся их социальной защитой, представители социальной сферы. «Адолат» — инженерно-технические и научные работники, педагоги, врачи, работники бюджетной сферы, труженики сферы обслуживания. Безусловно, полярность и общность интересов электората партий предопределяет единство и разницу в политических позициях, а значит, и путей решения существующих проблем.
В эти предвыборные дни политические партии не только продвигают своих кандидатов в Законодательную палату и местные Кенгаши, но и стремятся обрести поддержку своих идей, популяризировать свои программы с целью расширения электората и партийных рядов, тем самым усилить свой потенциал. Здесь необходимо отметить, что в соответствии с законодательством партиям предоставлены абсолютно равные возможности предвыборной агитации, что, безусловно, поможет избирателю сделать осознанный и свободный выбор.
В этом смысле последние изменения в избирательном законодательстве Узбекистана способствуют укреплению здоровой конкуренции между политическими партиями, проведению демократических, открытых и прозрачных выборов. Это, в свою очередь, естественно, повышает интерес избирателей. На открытых выборах каждый избиратель может свободно выражать свое мнение, свободно и по своему выбору голосовать, что способствует повышению доверия к избирательному процессу.
Профессор Ташкентского государственного юридического университета, доктор юридических наук Омон Мухамеджанов