back to top
4.8 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Предвыборная агитация – пик избирательной кампании

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Как известно, период предвыборной агитации представляет собой пик избирательной кампании. В соответствии с Постановлением Центральной  избирательной комиссии (ЦИК) Республики Узбекистан с 22 сентября 2024 года дан старт предвыборной агитации кандидатов в депутаты и политических партий по выборам в Законодательную палату и местные Кенгаши.

          В это время кандидаты предпринимают наиболее активные усилия для того, чтобы их политические платформы, программы стали более узнаваемыми, привлекательными и они в результате получили максимальную поддержку избирателей. На практике у участников избирательной кампании возникает желание использовать наиболее эффективные формы и способы ведения предвыборной агитации. При отсутствии достоверной, объективной и полной информации о кандидатах в депутаты невозможно свободно, осознанно и ответственно проголосовать на выборах. Вместе с тем, предвыборная агитация создает мнение избирателей об институте выборов в целом, определяя их участие или неучастие в голосовании и, соответственно, отношение к избранным депутатам.  Об этом рассказывает профессор Ташкентского государственного юридического университета, доктор юридических наук Омон Закирович Мухамеджанов.

Предвыборная агитация и ее значение

Предвыборная агитация — это важная стадия избирательного процесса, свидетельствующая о степени демократичности выборов. Статья 44 Избирательного кодекса гласит: «Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и направленная на побуждение избирателей к голосованию за кандидата или политическую партию.» Этот процесс осуществляется в следующих основных формах: публичные дебаты, дискуссии, пресс-конференции, интервью, выступления, собрания избирателей, размещение роликов о кандидате в депутаты, политической партии.

Кандидаты, их доверенные лица, политические партии и их представители имеют право на проведение предвыборной агитации в установленных законом формах и способами.

Предвыборная агитация в первую очередь направлена на распространение информации о кандидатах либо призыв к гражданам принять участие в голосовании. Вместе с тем неправильно полагать, что распространение любой информации о кандидатах может расцениваться как предвыборная агитация. Таковой является только распространение информации, которая имеет целью побудить или фактически побуждает избирателей голосовать за определенных кандидатов или против них. В ходе нынешней избирательной кампании в качестве технологического новшества применяется новая информационная система «E-saylov», посредством которой осуществляется 60 видов взаимодействия избирательных комиссий с политическими партиями, кандидатами, наблюдателями и СМИ в электронном виде. Поэтому для того, чтобы какую-либо информационную акцию признать предвыборной агитацией, необходимо установить, что ее проведение направлено на формирование у избирателей мотивации голосовать за или против определенных кандидатов.

Важной особенностью этой стадии является создание равных условий для реализации прав кандидатов и выдвинувших их политических партий в сфере использования средства массовой информации (СМИ) для проведения предвыборной агитации; проведения встреч с избирателями как на собраниях, так и в другой удобной для избирателей форме; представления права выступать с программой своей будущей деятельности.

Вопросы предвыборной агитации нашли отражение в 9 главе (ст.ст. 44–48) Избирательного Кодекса Республики Узбекистан.

Какие гарантии предоставлены кандидатам в ходе избирательной кампании?

Избирательным законодательством Республики Узбекистан гарантируется реализация принципа равенства прав кандидатов при проведении предвыборной агитации путем:

  • предоставления права иметь кандидатам в депутаты Законодательной палаты — до десяти, кандидат в депутаты областного Кенгаша — до пяти, кандидат в депутаты районного и городского Кенгаша — до трех доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за избрание, представляют его интересы в отношениях с государственными органами и общественными объединениями, избирательными комиссиями. (ст. 43 Избирательного кодекса).
  • освобождения кандидатов от производственных или служебных обязанностей на время проведения встреч с избирателями, выступлений на предвыборных собраниях по телевидению и радио с сохранением средней заработной платы;
  • реализации права на бесплатный проезд в государственном пассажирском транспорте всех видов (за исключением городского пассажирского транспорта, такси и заказных рейсов других видов транспорта) в пределах Республики Узбекистан;
  • покрытия командировочных и других расходов за счет средств, выделенных на проведение выборов (ст. 41 Избирательного кодекса);
  • бесплатного предоставления органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, самоуправления граждан, общественными объединениями оборудованных помещений для проведения встреч, оказания помощи в получении необходимых справочных и информационных материалов (ст. 48 Избирательного кодекса);
  • принятия ЦИК специального нормативно-правового акта о порядке использования СМИ кандидатами, политическими партиями при проведении предвыборной агитации во время избирательной кампании;
  • предоставления права иметь наблюдателей от политических партий, выдвинувших кандидатов, представителей СМИ, международных организаций и других государств (ст. 8 кодекса);
  • осуществления права обращения в избирательную комиссию и в суд с заявлениями и жалобами, связанными с нарушением прав кандидатов.

Равенство прав кандидатов на выборную должность обеспечивается равными возможностями распространения агитационных материалов, к которым относятся печатные и иные материалы агитационного характера, предназначенные для массового распространения с целью побудить избирателей к участию в выборах и к голосованию за тех или иных кандидатов или против них. В соответствии с постановлением от 20 сентября с.г. ЦИК на период предвыборной агитации кандидатам и политическим партиям выделяется на государственных центральных и региональных телерадиоканалах и газетах бесплатное эфирное время и печатная площадь.

 Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), а также выплатой денежных средств. В избирательном законодательстве также закреплен запрет проведения агитации в день выборов. Не допускается также распространение недостоверной информации, сведений, порочащих честь и достоинство кандидатов (ст. 44 Избирательного кодекса).

Использование современных избирательных технологий

Современные избирательные технологии предлагают широкий арсенал средств, связанных с ведением предвыборной агитации через СМИ. В соответствии со ст. 45 Избирательного кодекса агитация осуществляется через СМИ, сети телекоммуникаций, а также всемирную информационную сеть Интернет; посредством выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (плакаты, листовки и другие материалы); посредством проведения встреч с избирателями.

Однако некоторые приемы предвыборной агитации расцениваются избирательными комиссиями как неправомерные, вследствие чего их использование может привести к прекращению участия кандидатов в избирательной кампании. В этой связи первостепенную важность имеет решение такой задачи, как правомерное поведение участников избирательной кампании, недопущение злоупотреблений правом на предвыборную агитацию.

Совершенствование технологий избирательного процесса в Узбекистане связано не только с накоплением собственного опыта проведения выборов, но и с изучением мировой практики в этой области. Так, закреплена норма о запрещении предвыборной агитации не только в день выборов, но и за день до начала голосования. Это предоставит избирателям дополнительное время, чтобы еще раз обдумать свое решение, а также исключит возможность различных злоупотреблений и нарушений накануне голосования. Думается, что введение моратория на осуществление предвыборной агитации за день до голосования позволяет снизить «внешнее» давление и создает возможности для самостоятельного взвешенного выбора гражданами.

Одним из методов, часто используемых кандидатами с целью привлечения внимания к своей личности в период избирательной кампании, является интенсивная реклама их коммерческой и иной деятельности в период избирательной кампании. В этой связи очень важно строго соблюдать нормы избирательного законодательства.

Нередко в ходе предвыборной агитации возникают серьезные столкновения политических позиций представителей различных политических партий. Вместе с тем некоторые кандидаты, желая усилить агитационное воздействие на избирателей, пытаются нарушить границы юридически и этически дозволенного. Игнорирование установленного порядка проведения предвыборной агитации может иметь для нарушителей самые серьезные последствия. Законодательством многих стран мира предусмотрены правила предвыборной агитации, за нарушение которых может последовать снятие кандидатов с регистрации, а при определенных обстоятельствах может последовать признание выборов недействительными. Поэтому участникам избирательных кампаний необходимо очень хорошо знать правила проведения предвыборной агитации и быть информированными о предоставленных им правах и гарантиях. Знание правовой стороны предвыборной ситуации в определенных случаях позволит кандидатам защитить себя от неправомерных действий со стороны оппонентов в избирательной кампании.

Эффективность избирательного законодательства Узбекистана также во многом зависит от применения норм права гражданами, их политико-правовой активности.

Роль СМИ в предвыборной кампании

Учитывая уровень развития демократии в обществе и правосознания населения, участие СМИ в ходе проведения выборов следует начинать задолго до них. Этот процесс можно условно разделить на несколько этапов, каждый из которых служит реализации определенных целей и задач, поскольку значительную часть сведений о партиях и политиках граждане получают через СМИ.

Первый этап должен быть направлен на обеспечение полной информированности избирателей об их правах и обязанностях по отношению к выборам, достижение достаточного уровня избирательной и гражданской грамотности избирателей. СМИ должны за несколько месяце) до проведения выборов стать источником знаний населения о выборах, вызвать интерес к ним, а также создать атмосферу открытых дебатов. На СМИ лежит функция гражданского воспитания населения, которое представляет собой долгосрочный процесс обучения граждан основам демократического общества и гражданским обязанностям.

Второй этап участия СМИ в выборах наступает после официального назначения дня выборов и состоит из трех стадий: образование органов организации и проведения выборов, избирательных участков, выдвижение кандидатов и их регистрация; предвыборная агитация и пропаганда; проведение голосования, подсчет голосов и подведение итогов выборов. Данный этап является основным, т.к. СМИ в это время должны работать оперативно, вовремя информировать граждан о технологии проведения выборов (где, когда и как голосовать), разъяснять порядок выдвижения кандидатов, знакомить население с их платформами, взаимодействовать с избирательными комиссиями, политическими партиями, органами самоуправления граждан и т.д.

Третий этап деятельности СМИ в период выборов должен охватывать вопросы, связанные с подведением итогов проведения выборов, анализом допущенных нарушений, извлечением уроков.

В целом, СМИ целесообразно разрабатывать свои стратегию и тактику участия в выборах, умело пользоваться правами, предоставленными журналистам законодательством Республики Узбекистан, а также применять рекомендации ЦИК Республики Узбекистан по вопросам участия СМИ в предвыборной агитации.

Эффективность законодательства Республики Узбекистан о выборах связана с демократизацией политической системы, становлением многопартийности, развитием рыночных отношений в экономике, свободным развитием СМИ, формированием гражданского общества. Все это также обуславливает необходимость прочных знаний в области избирательного законодательства и практики его реализации всеми участниками избирательного процесса, что будет способствовать более полному осуществлению принципа свободы выбора, дальнейшему усвоению гражданами демократических ценностей выборов в Узбекистане.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Саммит COP29: Азербайджан становится главным дипломатическим игроком в регионе

После распада Советского Союза постсоветские страны, интегрированные в систему международных отношений, вот уже более 30 лет с момента обретения...

Больше похожих статей