Принятый Сенатом Олий Мажлиса закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» представляет собой важный шаг в реформировании системы органов государственной власти на местах. Закон разделяет должности хокима области (района/города) и председателя местного областного (районного/городского) Кенгаша народных депутатов. Теперь хоким не может одновременно быть председателем местного Кенгаша.
Директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no», политолог, аналитик Бахтиёр Эргашев призывает не торопиться с введением выборности хокимов, подчеркивая необходимость постепенного перехода к этой системе и создания необходимых условий.
Исторический контекст
Как отмечает эксперт, сформированная на заре независимости система органов государственной власти в Узбекистане одной из своих краеугольных основ имела формирование системы, в которой власть, полномочия хокимов были предельно расширены.
Была создана система управляемых сверху органов государственной власти на местах, через назначение президентом хокимов областей, которые, в свою очередь, назначали хокимов районов и городов. Все они одновременно были руководителями исполнительной власти на местах и в качестве председателей местных Кенгашей- возглавляли одновременно и представительную власть на местном уровне. То есть и представительная, и исполнительная власть в регионах находилась в руках хокимов.
Как отмечает Эргашев, та часть экспертов, которая не очень хорошо понимают внутреннюю логику развития политической жизни Узбекистана, начиная с 1991 года, исходя из рецептов и рекомендаций на основе западного опыта, всегда выступала за революционные, скачкообразные изменения, высказывалась против объединения полномочий и власти на местах в руках одного человека. Однако в этом была внутренняя логика и, значительная часть экспертов и лиц, принимающих решения в Узбекистане, понимала, что есть принцип историзма, на основе которого нужно рассматривать все те изменения, которые должны быть проведены в политической сфере Узбекистана.
«На первом этапе становления новой независимой узбекской государственности, концентрация власти на уровне регионов была объективной потребностью для того, чтобы решать очень сложные, социальные, политические и экономические задачи, которые стояли перед страной на том этапе. Но то, что было хорошо и то, что работало в первые десятилетия независимости, они, сейчас, на новом этапе политических реформ должны быть изменены. И это и есть нормальная практика политического реформирования, когда исходя из изменившихся условий общественных, политических и экономических, нужно менять, трансформировать, реформировать систему власти. И в частности, пришло время, в соответствии с новой редакцией Конституции, менять систему органов государственной власти на местах», -считает политолог.
В чем суть реформы?
Как говорит Бахтиёр Эргашев, смысл реформы заключается в том, чтобы система, основой которой было сосредоточение власти на уровне регионов в руках хокимов должна быть изменена на систему более сбалансированную, когда, помимо одного центра принятия решений в лице хокима, для балансирования должен появиться новый центр власти на местном уровне. Это руководитель местного представительного органа, то есть местного Кенгаша народных депутатов.
Всевластие хокимов должно быть ограничено со стороны представительной власти на уровне регионов по всей стране.
«В этом направлении за последние 7 лет сделана определенная довольно значительная работа по усилению возможностей Кенгашей народных депутатов. В частности, уже мы сейчас видим, как начинают активно и эффективно работать усиленные финансово, кадрово и организационно Секретариаты Кенгашей народных депутатов всех уровней. Это очень важно», — отмечает эксперт.
Плавный переход и обдуманные действия
По мнению Бахтиёра Эргашева, самое главное — выдержать логику постепенных и эволюционных изменений в политической системе Узбекистана на уровне местных органов государственной власти. Выборность хокимов — это очень важный шаг, но необходимо определить правильные темпы, динамику и форматы политических изменений.
«Я, как человек, который уже много лет занимается анализом политической системы Узбекистана, могу сказать, что нам не следует торопиться с введением системы выборности хокимов. Как мне представляется, нам нужно еще как минимум лет 10, если не больше, для того, чтобы новая система была протестирована в ходе реальной жизни, и мы действительно убедились в том, что в стране в лице трансформированных Кенгашей народных депутатов мы получили необходимый балансир на уровне местных органов государственной власти», — комментирует эксперт.
Говоря об экономическом аспекте изменений, Эргашев подчеркнул, что с выборностью хокимов не нужно спешить еще и потому, что необходимо усилить экономику регионов, большая часть которых является дотационной и зависит от республиканского бюджета.
«Только тогда, когда только 2−3 региона из 14 регионов страны будут дотационными, а остальные будут иметь экономические возможности для наполнения местных бюджетов и не ждать дотаций и субвенций из центрального республиканского бюджета — будут созданы экономические условия для того, чтобы наши регионы начали переходить к системе выборности хокимов», — считает Эргашев.
В контексте социальных изменений эксперт указывает на необходимость роста социальной активности и политического сознания населения. По мнению Эргашева, на данный момент уровень доверия к дееспособности и эффективности Кенгашей у населения недостаточен. Люди плохо информированы о деятельности Кенгашей, не имеют полной картины того, что и как можно добиться на уровне депутатов местных Кенгашей. И в целом новая роль самих Кенгашей как политического института должна пройти тестирование на предмет дееспособности в глазах избирателей.
«Нужно провести два или три избирательных цикла выборов в местные Кенгаши, чтобы люди увидели, что новые составы Кенгашей с новыми полномочиями становятся более эффективными институтами, которые могут решать проблемы на местном уровне», — уточняет эксперт.
Выборность хокимов: минусы и риски
Опыт некоторых стран Центральной Азии, где вводилась выборность на местном уровне, показывает, что в условиях отсутствия конкуренции, нескольких центров принятия решений на местном уровне и слабого общественного контроля выборы могут превратиться в инструмент дестабилизации, а не в фактор развития.
«В таких условиях выборы превращаются в кампанию черного пиара, где решающим фактором становится не профессионализм кандидата, а его финансовые возможности. Искусственно созданная конкуренция, проплаченные СМИ, блогеры и общественные организации, а также негативная информационная атака и провокации подрывают устойчивость политической системы», — считает Бахтиёр Эргашев.
По его мнению, Узбекистан, учитывая опыт других стран, придерживается принципа постепенности и эволюционного развития в политических реформах. Введение выборности на местном уровне требует тщательной подготовки и создания необходимых условий.
«В Узбекистане еще как минимум 10 лет необходимо проводить реформы, направленные на укрепление местных органов власти и создание конкурентной среды, чтобы выборы хокимов стали действительно эффективным инструментом развития», — заключает эксперт.
Подводя итог
По мнению Эргашева, прежде чем переходить к выборности, необходимо провести ряд важных реформ:
• Разделение полномочий хокимов: сначала нужно четко разделить функции и полномочия хокимов, чтобы избежать концентрации власти в руках одного человека.
• Формирование дееспособных кенгашей народных депутатов: необходимо создать сильные органы местной представительной власти, способных противостоять злоупотреблениям власти и обеспечить баланс власти в регионах.
• Укрепление региональной экономики: важно сделать регионы более экономически самодостаточными, чтобы они могли самостоятельно финансировать свои проекты и не зависели от центрального бюджета.
Эксперт считает, что введение выборности в условиях недостаточной сбалансированности ветвей власти и экономической самостоятельности регионов может привести к появлению выборных «местных князьков», способных совершать ошибки и усугублять проблемы.
В условиях продолжающихся политических, экономических и социальных реформ, эксперт считает необходимым сохранить систему назначения хокимов сверху вниз. Это позволит оперативно реагировать на неэффективность или неправомерные действия некоторых хокимов.
Эксперт уверен, что принцип постепенности и эволюционного развития, характерный для политической культуры независимого Узбекистана, позволит провести реформы эффективно и создать предпосылки для успешного перехода к системе выборности хокимов в будущем.
этот Эргашев сам фантазирует или под воздействием веществ ?
какая демократия ? он не болен ? какая выборность ? у нас и сейчас где выборность назначают сверху и руки поднимает народ на автомате ! или он не знал ? или обслуживает интересы власти
таких называют Жо…лиз !
Эргашев прав: на разнах этапах развития государтва требуются разные механизмы власти. Самая главная политическая проблема Узбекистана — слабо развитое патриотическое (а не комрадорское!) социально активное гражданское общество. На текущем этапе через независимые от хокимиятов Кенгаши можно получить необходимую для развития политическую напряженность. До сих пор Кенгаши были номинальной структурой. Теперь станут реальной. Это хорошо.