back to top
6.2 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Правильное воспитание молодежи – ключ к безопасному и устойчивому развитию Узбекистана

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Школьники Узбекистана все чаще пытаются завоевать популярность в социальных сетях Интернета, выставляя на всеобщее обозрение хулиганские выходки в школе в отношении участников образовательного процесса.

Во время обучения в школе с 7 до 18 лет человек особенно восприимчив к тому, что слышит от окружающих. Ребенок находится в стадии становления личности и очень важно не сломать его психику, внутренний стержень, и не нанести психологические травмы, иначе последствия могут быть крайне тяжелыми. Подросток может вырасти человеком без веры в себя и с наличием большого количество комплексов; у него может развиться депрессия и деперсонализация, а как мы знаем, депрессия – это болезнь, которой совершенно напрасно не придают значения в подростковом возрасте. Еще ребенка могут так сильно затравить, что из него потом вырастет мститель. Буллинг, который широко распространен в школах, является агрессивным преследованием одного из членов коллектива со стороны другого, а часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива.

Дети, подвергавшиеся буллингу, отличаются заниженной самооценкой, гипертрофированным чувством вины, иногда повышенной агрессивностью. Если жертвой буллинга становится подросток, то, к сожалению, эта травма может привести даже к суициду. Проблема усугубляется тем, что если педагог начинает унижать одного из учеников, то вскоре этим будет заниматься уже весь класс, ведь учитель – это пример для подражания, особенно для детей младших классов. Таким образом, «нелюбимчик» педагога может быстро оказаться жертвой травли со стороны и учителя, и одноклассников. По данным Генпрокуратуры Узбекистана, только с января по апрель 2024 года было зарегистрировано 153 случая суицида среди несовершеннолетних. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года эта цифра сократилась на 6,5%.

Ряд анонимных Телеграм-каналов распространил видеозапись задержанного в отделе полиции, в которой он заявлял о том, что осознал себя Богом, о пробуждении монстра внутри себя и о ненависти ко всему. В результате его нападения на людей, находившихся в школе, были убиты 9 человек: 7 восьмиклассников в возрасте от 13 до 15 лет и два педагога. Таких случаев невероятно много по всему миру (больше всего перестрелок и иных нападений подростков каждый год фиксируется в школах США, немало инцидентов в Европе, Африки и на постсоветском пространстве).

В связи с этим первостепенным становится вопрос воспитания школьников в разных странах, в том числе в Узбекистане. Заметим, что за пределами США нападения школьников на одноклассников и учителей с огромным количеством жертв стали происходить лишь в последние десять лет. Ранее стрельба в школах была исключительно американским явлением, поскольку в этой стране во многих домах есть оружие, а получить лицензию на него довольно просто.

Подростковый возраст – ключевой период в формировании личности. В специальной психологической литературе этот период именуется «переходным периодом», «трудным периодом», «кризисным периодом». Юность – сложный период, связанный со многими психологическими, физиологическими и социальными факторами. В это время меняется содержание всех сторон развития: физического, умственного, нравственного и социального. В этот период в жизни подростков происходят серьезные изменения психики, физиологического состояния организма, их социального статуса.

В Министерстве народного образования подготовили несколько практических советов родителям для выстраивания отношений с подростками для предотвращения подобных инцидентов:

— Подростки сопротивляются множеству правил и ограничений, поэтому важно объяснять каждую ситуацию как можно мягче и последовательнее.

— Сразу не стоит запрещать что-то, не комментируя собственное решение. Сначала необходимо ответить на вопрос, почему? В ином случае ребенок будут слушать «уличных друзей», а не родителей, поскольку первые всегда показывают все на собственном примере и дают советы, позволяющие обойти ограничения взрослых. В связи с этим вместо подобных друзей важно самим родителям стать друзьями своих детей, а потом постепенно заменить вредные привычки полезными.

— Следует убедиться в том, что в свободное время дети занимаются полезной работой, хобби или спортом. Спорт положительно влияет на детский организм при гормональных перестройках.

— Подростки будут уважать время, слова и действия взрослых, если, прежде всего, родители будут проявлять уважение к времени, словам и действиям своих детей. Важно чаще интересоваться желаниями, мечтами, мыслями и увлечениями детей, что сделает более доверительными взаимоотношения в семье.

— Не нужно игнорировать мысли и советы подростка. Каждый ребенок думает, что он достаточно умен и мудр, чтобы принимать взрослые решения.

— При осуществлении изменений в доме полезно спрашивать мнение ребенка по этому поводу и обязательно принимать его во внимание. Тогда подросток увидит, что его мнение и советы учитываются в семейных делах, что позволит воспитать в нем ответственность и уверенность в себе.

Представляется, что рекомендаций родителям по воспитанию своих детей явно недостаточно, чтобы решить существующие проблемы в Узбекистане, связанные с деструктивным поведением детей в школах. Важно обращать внимание на то, что подрастающее поколение должно воспитываться на традициях ислама и культурных ценностях нашей страны, почитать своих мудрых и великих предков, гордиться своей Родиной и народом.

Истинно прогрессивное общество, которое беспокоится о завтрашнем дне, помимо решения разных насущных проблем и забот, должно изыскивать значительные средства и ресурсы на воспитание и образование будущих поколений – тех, кто через некоторое количество лет сформирует основу его в разных областях и структурах, взяв бразды правления в свои руки. В ином случае, если дети не получат должного воспитания и образования или же получат, но из рук недоброжелателей, людей, ставящих перед собой деструктивные цели и задачи ради личного благого будущего, ситуация приведет к постепенному и неизбежному разрушению устоев общества, государства или к его идеологическому порабощению другой цивилизацией.

Современные школьники, ставшие маргиналами, бездельниками и лентяями, являются упущением взрослых в прошлом. Если мы и сегодня не уделим должного внимания привитию трудным детям и подросткам общечеловеческих канонов, норм морали и нравственности, то только одному Всевышнему ведомо, какие «существа» будут перемещаться завтра по улицам наших городов.

В мусульманской семье воспитание детей является одним из приоритетов. Оно включает в себя не только хорошее образование. Образование – лишь часть культуры воспитания, касающаяся жизненных познаний ребенка и обращенная к его разуму. Воспитание – это постепенное, пошаговое развитие ребенка, ведущее его к полноценности и совершенству. Оно охватывает физическую, интеллектуальную, морально-нравственную и духовную сферы.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

— «Лучшее, что родитель может дать, даровать своему ребенку, — это хорошее воспитание»;

— «Будьте щедры к детям и воспитывайте их наилучшим образом»;

— «Если Господь направит на правильный путь кого-то посредством тебя [о человек, а в первую очередь – о, родитель (!), уделяющий должное внимание воспитанию своего чада], то это лучше всего [всех богатств и ценностей], над которыми восходит и заходит солнце [то есть выше по значимости пред Богом, чем все мирские богатства и сокровища]»;

— «Будьте набожны и проявляйте справедливость между детьми [равно и одинаково проявляйте к ним заботу и внимание]!»;

— «Для отца воспитание ребенка более значимо и ценно, чем ежедневная выплата весомой милостыни»;

— «Кто воспитывает двух дочерей, делая это благородно и терпеливо, для того они станут защитой от адского наказания».

Имам аль-Газали, учитывая многие аяты и хадисы, сказал: «Знай, что воспитание детей является, среди прочих, наиважнейшим, наиглавнейшим делом. Дети – это временно вверенное родителям Всевышним, за что им держать ответ пред Ним. Сердце ребенка при рождении лишено каких-либо отпечатков, сознание его свободно от стереотипов, правил и убеждений. Ребенок восприимчив ко всему, все впитывает. Если его приучат к благому, обучат хорошему и воспитают в этом ключе, то он будет счастлив и в мирском, и в вечном. Родителям его и всем, кто принимал участие в его образовании и воспитании, воздастся благом за все его праведные дела и поступки. Если же он привыкнет к злу или будет оставлен без внимания, подобно животному, то станет несчастен, погибнет и ляжет грузом на плечи тех, кто обязан был воспитать его».

Воспитание подростков в школах, прежде всего, зависит от позиции, культурных и духовно-нравственных ценностей, знаний и религиозных убеждений педагогов. Сегодня учителя, к сожалению, недостаточно следуют традициям, поскольку не имеют соответствующего их глубокого понимания, они больше сконцентрированы на трансляции западных ценностей молодежи, в том числе через учебно-методические пособия, написанные по зарубежным лекалам. В результате мы имеем то, что наше подрастающее поколение становится идеологически подчиненным западным ценностям. В связи с этим вряд ли стоит удивляться тому, что наши дети в школах все чаще совершают правонарушения. На них распространяется западная культура не только в ее лучших проявлениях, но и, безусловно, в деструктивных аспектах, поскольку то, что является трендом там, неизбежно приходит и к нам.

В настоящее время органы государственной власти в части воспитания молодежи сконцентрировались на борьбе с низкой посещаемостью занятий в школах. Естественно, данное направление работы является одним из главных. Рассмотрим, каким образом решаются в нем проблемы. Прежде всего, стоит отметить, что усилия государства связаны с привлечением к работе с подростками и их родителями в школах сотрудников силовых структур – Национальной гвардии Узбекистана. Ранее проблемами посещаемости занимались самые разные организации. В частности, в 2013 году за это взялись прокуроры совместно с местными хокимиятами, образовательными учреждениями и другими ответственными органами. Позднее их сменили инспекторы профилактики, которые организовывали рейды «Посещаемость» при участии представителей Министерства народного образования, МВД, Министерства по поддержке махалли и семьи, а также Агентства по делам молодежи. В Узбекистане в настоящее время порядка 50 тысяч детей регулярно пропускают занятия в школе, поэтому Национальная гвардия предоставила для работы в школах две тысячи своих инспекторов-психологов.

В начале 2023 года, по данным ГУВД, было зафиксировано шесть сообщений о попытках похищения детей, но ни одно из них не подтвердилось. После чего в целях предотвращения «необоснованного беспокойства родителей и обеспечения безопасности детей» ко всем школам Ташкента прикрепили сотрудников органов внутренних дел.

Национальная гвардия совместно с другими министерствами и ведомствами стала уделять внимание организации содержательного досуга для школьников, их профориентации, а также активному взаимодействию с родителями учащихся и активистами махаллей.

С 2021 года Национальная гвардия стала работать и с детскими домами. Ведомство показало в этой сфере заметные результаты, поэтому неслучайно контроль за посещаемостью в школах был передан Национальной гвардии. Она контролирует 56 школ по всей республике, в которых созданы военно-патриотические классы, а практика показала растущий интерес подростков к учебе именно в этих классах. Вместе с тем статистика деструктивных действий среди подростков сохраняется на довольно высоком уровне. Дети в основном хулиганят в общественных местах: улицы, парки, торговые точки и развлекательные центры, хотя они должны в это время находиться в школе. Правоохранительные органы изымают у подростков ножи, кастеты и другие опасные предметы. Некоторые школьники при себе имеют не только табачные изделия, но и сильнодействующие лекарственные препараты.

Национальная гвардия, согласно своему правовому статусу, является не только частью Вооруженных Сил, но и обладает правоохранительными функциями в сфере обеспечения общественной безопасности и профилактики правонарушений, согласно статье 3 Закона РУз «О Национальной гвардии». Соответственно, выявление, пресечение и предупреждение преступлений, включая те, что совершаются несовершеннолетними, также входят в ее обязанности. С начала февраля 2024 года за неоправданные прогулы детей были привлечены к ответственности 4 тысячи родителей, а 124 тысячи получили официальные предупреждения. С 6 по 8 февраля 188 тысяч учеников пропустили занятия без уважительной причины. Из них 96 708 из 146 277 учащихся отсутствовали из-за болезни или запросили разрешение, а 49 569 пропустили без уважительной причины. За месяц в школы вернули 1,7 млн учеников, посещаемость достигла 97,7 %. Однако, учитывая особенности медицинской сферы, включая возможные коррупционные практики, позволяющие приобрести справку о болезни незаконным путем, возникает вопрос, как именно Национальная гвардия осуществляла проверку состояния здоровья детей.

Пользователи социальных сетей в Интернете разделились на два лагеря: одни за такие меры, считают их отличным решением для поддержания дисциплины и безопасности в школах. Другие выражают протест, утверждая, что подобное вмешательство силовых структур в образовательный процесс может иметь негативные последствия и нарушать принципы демократии и прав человека. Примечание: первый лагерь значительно проигрывает.

С самого рождения человек наделен правами и свободами. Новая редакция Основного закона Республики Узбекистан в первых же строках подчеркивает принципы защиты прав и свобод человека, а во втором разделе конкретно определяет их. Конституция разделяет основные права и свободы человека на три группы – личные права и свободы; политические права; экономические, социальные, культурные и экологические права. В первую группу входят право на жизнь, на защиту чести и достоинства, на свободу и личную неприкосновенность, право на получение квалифицированной юридической помощи, на справедливое правосудие, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Существуют также права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений, право на защиту своих персональных данных, на неприкосновенность жилища, на свободное передвижение по стране, выбор места пребывания и жительства, право на свободный выезд за пределы Узбекистана, на свободу мысли, слова, убеждений и другие. Граждане имеют право искать, получать и распространять любую информацию.

Существует три типа обязательств государства в области прав: уважать, защищать и осуществлять права человека. Уважение прав человека означает не мешать людям пользоваться этими правами. Исходя из этого, если администрация школы и Национальная гвардия запирают двери и удерживают детей против их воли, когда у них нет занятий, это нарушает личную свободу. Проверка сумок и телефонов также может быть рассмотрена как вмешательство в личную жизнь и нарушение прав человека на конфиденциальность. Органам правопорядка также следует проявлять благожелательное отношение к подросткам, с которыми они работают, быть более отзывчивыми, вежливыми и терпеливыми. Чаще проводить профилактические беседы с молодежью и родителями школьников. Все это требует от них также глубокого понимания ислама и почитания узбекских культурных традиций по заветам наших мудрых предков.

Дети очень быстро усваивают то, что они видят и слышат вокруг. В связи с этим все взрослые должны быть спокойны, рассудительны, аргументированно и доброжелательно доносить свою позицию. Особенно участковые, в школах правоохранительные органы должны вести себя так, чтобы ученики могли брать с них пример, а не способствовать формированию ненависти к представителям власти в целом. Улучшению взаимоотношений всех участников образовательного процесса будет способствовать и обучение не желающих продолжать учиться в средних общеобразовательных школах детей востребованным во всех странах мира рабочим профессиям. Эти дети могут поступать в училища и лицеи после 9 класса и становиться квалифицированными специалистами в разных областях: слесарями, электриками, монтажниками, водителями, парикмахерами, швеями. Подростки, которые учатся с желанием и успешно, могут заканчивать 11 классов в средней общеобразовательной школе, поскольку принимают данное решение осознанно и готовятся к поступлению в университеты. Такой подход позволит снизить уровень конфликтности в школах, будет развивать мотивацию всех учащихся к получению новых знаний, навыков и умений, а уровень качества специалистов разных областей значительно возрастет.

Представляется, что деятельность Национальной гвардии Узбекистана, безусловно, важна в противодействии деструктивному поведению школьников и борьбе за повышение уровня посещаемости ими занятий в учебных заведениях. В целом правильно и то, что наше государство учитывает опыт зарубежных стран в поиске наиболее оптимальных подходов в работе с молодежью. Однако здесь вновь следует иметь в виду, что принимается во внимание, прежде всего, опыт западных стран, в то время как Узбекистану при воспитании подрастающего поколения необходимо, в первую очередь, опираться на собственный богатый опыт в этом отношении (история, культурные традиции и глубокие религиозные убеждения давно дали ответы на современные актуальные вопросы). Более того, следует в части воспитания молодежи больше и шире сотрудничать с другими мусульманскими странами.

Существует и еще одно значимое в идеологическом отношении направление работы с молодежью. Оно связано с обеспечением безопасности в условиях стремительного развития процессов цифровизации в стране. Проблема в том, что религиозно-экстремистские и международные террористические организации постоянно совершенствуют свои методики распространения в Интернете вредного и опасного контента, который притягивает молодежь. Это радикализирует наших детей.

С распространением в Узбекистане радикальной идеологии необходимо бороться не только правоохранительным структурам, но и в целом всему обществу, в частности, через общественные объединения активных граждан. Безусловно, системе образования в данном процессе должна отводиться главная роль, поэтому важно внести в ее функционирование ряд значимых изменений:

— отказаться от политики постоянного ее реформирования (изменения учебных программ, методик обучения и т.д. Постоянные реформы не только не приносят ожидаемого положительного эффекта, но и вносят путаницу в образовательный процесс, препятствуя его естественному и полноценному развитию;

— следует в школах ввести изучение истории религий и толерантности, а затем закрепить уже в рамках высшего образования глубокое мировоззренческое понимание посредством изучения религиоведения;

— необходимо в социальных сетях и иных ресурсах сети Интернет обеспечить комплексное религиозное просвещение и воспитание молодежи. К данной работе важно подключить ученых – экспертов: теологов, богословов, религиоведов, культурологов, психологов, социологов. Важно своевременно давать правильные ответы на возникающие у молодых людей вопросы. Необходимо формировать правильные ориентиры для молодого поколения в современном мире, основанные на традиционных ценностях Узбекистана;

— полезно активизировать работу по качественной подготовке наставников, курирующих молодежь во всех учебных заведениях. Следует помогать педагогам в работе путем привлечения специалистов, осуществляющих противодействие экстремизму и терроризму. Наставникам следует больше внимания уделять изучению с детьми истории наших великих предков. В Узбекистане богатые традиции взаимоуважения и толерантности во взаимодействии с представителями других народов и конфессий. Все это важно применять в современном образовательном процессе всех уровней;

— необходимо регулярно доводить до подрастающего поколения сведения о том, какие существуют социальные лифты, что необходимо для эффективной социализации и благополучной жизни в Узбекистане.

В современных условиях стремительного развития высоких технологий и постепенной цифровизации всех сфер общественной жизнедеятельности крайне важно выстраивать системную работу с молодежью Узбекистана в виртуальном привлекательном для подрастающего поколения пространстве. Традиционные формы работы с молодыми людьми сегодня имеют крайне низкую эффективность (подавляющему большинству из них неинтересно участвовать в викторинах, круглых столах на историко-культурные и духовно-нравственные темы, слушать лекции, ходить в музеи и пр.).

Дело в том, что в XXI в. подрастающее поколение уже не может позволить себе получить какую-либо одну профессию и рассчитывать, что проработает в ней всю жизнь (многие школьники это сами понимают или им рассказывают об этом родители). Сегодня в обществе востребованы разносторонние навыки, и чем их больше, тем лучше. В приоритете не наличие дипломов и прочих документов, подтверждающих квалификации конкретных специалистов, не количество лет профессионального стажа, а реальные способности, навыки и умения, подтверждаемые портфолио выполненных работ, тестовыми заданиями и разными практическими достижениями, которые молодые люди могут продемонстрировать независимо от того, дипломированные они специалисты или обучились чему-то в рамках самообразования (в домашних условиях).

Сегодня важны реальные знания, навыки и умения, а не указанные в государственных документах, выдаваемых в учреждениях образования. Этому во многом способствует проектная деятельность в сети Интернет, развивающая проектное мышление, когда, например, в бизнес-проекты или социально значимые проекты организатор вовлекает большое количество людей под решение как индивидуальных, так и групповых (командных) задач.

В сущности, большинству творческих и талантливых людей уже даже не требуется официальное трудоустройство – достаточно подключиться в разные проекты на виртуальных площадках в сети Интернет, продемонстрировать свои знания, навыки, умения и получать деньги за решение конкретных задач (например, создание сайтов, наполнение их контентом и дизайнерскими решениями, размещение рекламы и текстов в сети Интернет, продвижение товаров и услуг, проведение онлайн-консультаций, командная работа над созданием чего-либо в социальных сетях и мессенджерах и пр.).

Одновременное развитие разносторонних навыков, чтобы быть востребованными в разных дистанционных проектных командах, и скорость распространения в мире высоких технологий, новых виртуальных возможностей, в том числе с дополненной реальностью, вынуждают молодых людей с детства формировать в себе способность из большого объема информации (неограниченного доступа к информации ранее не имело ни одно поколение в истории развития общества) вычленять лишь главное, улавливать саму суть, чтобы потом углубиться в детали исключительно в важную и практически полезную для них информацию в режиме «здесь и сейчас».

Именно поэтому и возникло постепенно, так называемое, «клиповое сознание» молодежи. Это веяние времени. Молодежь не смогла бы жить в современном мире с тем сознанием, которое было свойственно предшествующим поколениям (у нее просто не было бы шансов гибко адаптироваться к современным постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности и всего окружающего их реального и виртуального мира). Достаточно просто осознать тот факт, что молодые люди сегодня одновременно живут в реальном и виртуальном пространствах, чего никогда раньше не было.

В связи с этим работа с молодежью Узбекистана должна выстраиваться на современных цифровых принципах в виртуальном пространстве, чтобы молодые люди могли получать актуальную информацию, участвовать в интерактивной деятельность, в режиме реального времени из любой удобной им точки страны и мира подключаться к работе, в частности, связанной с культурно-историческим и духовно-нравственным просвещением. Для этого государству необходимо предоставлять грантовую поддержку – выделять бюджетные средства на создание виртуальных площадок с современными форматами взаимодействия с подрастающим поколением. Более того, данные виртуальные площадки должны выполнять не только обучающие, воспитывающие и просветительские функции, но и современным образом поощрять наиболее активных молодых людей (школьников, студентов, рабочую молодежь).

Одновременно крайне важно уделить внимание тому обстоятельству, что как молодежь, так и представители старшего поколения Узбекистана не имеют сегодня достаточных знаний исламских традиций, истории и культуры. В связи с этим необходимо объединить усилия религиозных деятелей страны и представителей светского научно-экспертного сообщества в общем деле организации всестороннего и комплексного духовно-нравственного просвещения на основе Священного писания – Корана. Это позволит обеспечить преемственность поколений в деле правильного воспитания и обучения молодежи.

Представляется, что комплекс изложенных мер существенно повысит эффективность современной молодежной политики в Республике Узбекистан, которая станет значительно более привлекательной для подрастающего поколения, в сотни раз снизив риски деструктивного поведения школьников в учебных заведениях, потому что последние будут больше заинтересованы теми интересными и увлекательными событиями в реальном и виртуальном пространствах, которые обеспечит им государство и гражданское общество страны.

Молодые люди смогут легко отличать положительные знания, навыки и умения, которые им интересны и пригодятся в жизни, от деструктивных криминальных попыток втянуть их в совершение правонарушений. Данный положительный эффект будет дополнительно усилен более глубоким пониманием религиозных традиций и культурных ценностей всеми участниками образовательного процесса (прежде всего, школьниками и педагогами), которые на этой почве достигнут значительно более высокого уровня взаимопонимания, а безопасность в школах повысится.

Исмат КУЧИЕВ

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Родители — вот основной пробел в воспитании . Какие понятия о культуре и этике могут дать своему потомству абсолютно не воспитанные мамы и деградированные папы, весь смысл их жизни наполнен только струганием буратин . Вот и растут эти буратины как трава под окном и сами решают , что хорошо или не очень. Психологи в школах конфликтологией не занимаются вообще , а среди учителей минимум с высшим образованием . Как может быть классным руководителем секретарша , не имея не только педагогического , а вообще никакого образования. Нет идеологии ведущей за собой , а у нац гвардии нет своих забот , как только проверять карманы учащихся. В государственных школах какие-то коммерческие классы , теперь военизированные — быстро сдайте деньги на форму , а кто утвердил программу подготовки и в чем ее смысл , кроме маршировки ? Инклюзия в школах это тоже тот ещё квест , собрать в одном классе детей с различными патологиями и генетическими дефектами , эту идею кто-то же внедрил . Для таких детей существуют специализированные учебные заведения с адаптированной под их физическое и психическое состояние программой . Учиться в школе или посещать школу — это разные понятия.
    Психически неуравновешенные дети с СДВГ за три дня сделают весь класс подобным себе , но и сорок человек за год не сделают его нормотипичным . Если смотреть в пропасть , то вы поймёте , что это пропасть смотрит на вас . Как это изменить ? Прекратите оказывать образовательные услуги и начните преподавать . Что делать детям , если дома и в школе он видит «образец» для подражания ?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Вместе победили, вместе должны сохранить историческую память

В конце октября в Душанбе состоялся форум по сохранению исторической памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах «Навстречу...

Больше похожих статей