До распада СССР, в 1992 году коренное население значительной части современной России за редким исключением, было представлено, преимущественно, славянским населением. Для царской России и СССР было характерно территориальное и, в основном, компактное расселение народов, что не способствовало резкому росту числа диаспор. В СССР были две крупные диаспоры — азербайджанская и армянская, а также диаспоры меньшей численности – еврейская, немецкая, цыганская и несколько других. Большинство этнических армян, к примеру, издавна жили за пределами своей исторической родины, их диаспоры сложились в ряде стран и были на слуху. В Советском Союзе люди считали себя гражданами единой страны, и это было действительно так.
Если в Россию или в иную союзную республику приезжал представитель «не титульной» национальности, он обладал едиными для Союза документами, имел равные права с коренным населением и работал, как все. В случае противоправных деяний он получал наказание в соответствии с союзным законодательством, и желаний обратиться за защитой к диаспоре практически не возникало. Особой необходимости регулировать межнациональные отношения не было, и в республиках СССР иногда проводились Дни дружбы, когда привозили фильмы, приезжали актеры и устраивались всевозможные выставки, концерты и фестивали.
В ряде крупных стран с разным общественно-политическим устройством межнациональные отношения формировались по-разному. В Западной Европе и Америке потомки выходцев из Африки и Азии никогда и никого не удивляли и сегодня занимают различные государственные посты вплоть до высших. Увидеть же сегодня в странах Восточной Европы и на телевидении темнокожих людей — большая редкость. В современной России можно вспомнить одну такую телевизионную рекламу – это кофе «Пеле», который много лет назад рекламировал сам известный футболист. И до начала 90-х годов мало кто думал, что о том, что в каком-то регионе России начнут образовываться национальные диаспоры. Тем не менее, именно фактор диаспор в сегодняшней России влияет на многое.
Необходимость передвижения людей на постсоветском пространстве в начале 90-х годов привела к образованию масштабных миграционных потоков. С начала XXI века национальные диаспоры в регионах России стали образовываться десятками, и этот процесс не останавливается и сейчас, хотя часть людей разных национальностей живут безо всяких диаспор. Изучая жизнь диаспор, ряд ученых приходит к выводу, что национальные диаспоры на постсоветском пространстве формируются двумя путями — естественным и в результате противостояния с коренным населением – для защиты своих прав, которые по прибытии в другую страну надо приобретать или покупать.
Большинство специалистов сегодня считают, что диаспоры, община и трудовые мигранты – это, строго говоря, разные понятия. Диаспора — часть народа, проживающая вне страны своего происхождения, причем, независимо от срока. Община — форма социальной организации, и она бывает национальная, родовая, религиозная и другая. К примеру, члены сельской общины могут быть членами одной диаспоры. Трудовые мигранты — приехали на заработки и уедут. Но принципиальной ошибки не будет, если всех их причислять к диаспоре, так как они могут работать и участвовать в жизни диаспоры. Трудовые мигранты могут входить в какую-то общину и планировать жить в стране, поэтому, говоря о диаспоре, делить приезжих на группы — большого смысла нет. И, если взять любую новую региональную диаспору, такую, как узбекская во Владимирской области, ее деятельность практически ничем не отличается от деятельности диаспор в других регионах.
Новейшая история о диаспорах в России весьма поучительна. Занимаясь формированием новых органов власти, после распада Союза в Москве как-то «не заметили», что беженцев и вынужденных переселенцев стало много. Как пишет доктор исторических наук Сергей Морозов, «подлинные масштабы вынужденной миграции в России составляли 2 – 3 миллиона человек». Реакция на людей запоздала и «замечены» они были лишь 19 февраля 1993 года, когда Россия приняла Законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Пока в регионах формировались органы Федеральной Миграционной Службы (ФМС), несчастных людей стало больше. Денег на предоставление им утраченного жилья не было, а Западная Европа и Америка, опасаясь наплыва беженцев, усилиями Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Международной организации по миграции (МОМ), сдерживали миграцию,, выделяя помощь крупным зарегистрированным организациям беженцев и переселенцев.
Понять, каких приезжих в России стало больше, и сколько их стало – удалось только в 2010 году после всероссийской переписи населения, когда миграционные процессы уже набрали силу, но у власти вновь появились более срочные дела. Именно в это время, в 2009 году во Владимирской области была зарегистрирована первая общественная организация узбеков «Дружба», и ничего уникального в этом не было – сложившаяся новая диаспора сама, без участия власти начала помогать землякам в адаптации и сохранении обычаев и культурных традиций народа.
В 2021 году, как и во многих регионах, во Владимирской области была создана региональная общественная организация узбеков «Общественно-культурный центр «Союз узбеков». В том же 2021 году во Владимире было открыто государственное учреждение «Дом Дружбы народов» — в полном соответствии с принятой в 2012 году «Стратегией государственной национальной политики в Российской Федерации до 2025 года». Диаспора и Дом Дружбы вместе проводят одни и те же мероприятия – встречи, праздники плова, концерты. О бесплатном плове пишут в региональной прессе и отчитаться о мероприятиях могут те и другие, но только с той разницей, что штат Дома Дружбы находится на содержании госбюджета (от чего сотрудники никогда не откажутся), а диаспора работает на общественных началах и только приложив усилия, может получать субсидии и гранты.
Естественно, проводимые мероприятия не остаются незамеченными. Экономика суверенной Республики Узбекистан, например, ориентирована на экспорт, и продукцию узбекских предприятий охотно покупают во Владимире и в области.
Численность узбекской диаспоры области составляет по разным оценкам, более 25 тысяч человек, многие из которых работают в сфере строительства. Коренные жители знают, что в городе работает магазин восточных товаров. Цена отборного риса «Лазер» для плова – 270 рублей за килограмм, керамическое блюдо для плова стоит примерно 1000 рублей, курага нового урожая из Ташкентской области – 700 рублей за килограмм, и цены существенно ниже, чем в районных центрах области.
Недалеко от восточного магазина, где можно купить десятки других товаров, расположен один из крупнейших в России гипермаркет «Глобус», куда товары поставляются фурами – буквально с колес. Покупателям хорошо известно, что в учрежденный немцами гипермаркет поставляется только проверенный товар и в отделе фруктов «Глобуса» в сезон можно купить несколько сортов винограда, дыни, курагу и другие сухофрукты.
При этом покупатели обращают внимание, что виноград уложен на марлевую основу в мелкие контейнеры и упакован только один раз — прямо на месте сбора. Купить в «Глобусе» можно и баранину, и об это тоже знает вся диаспора региона.
Вместе с тем, население России сегодня сталкивается с ростом диаспор и обеспокоено тем, что адаптация приезжих к иной культуре осложнилась. Власти также встревожены и миграционные законы, видимо, будут ужесточаться, хотя потребность в трудовых мигрантах в России высокая. Курирующий в МВД миграционную политику первый замминистра генерал-полковник полиции Александр Горовой недавно заявил – «Мы реально не знаем, кто к нам едет» и назвал официальные цифры – в России сейчас находятся 6 миллионов 174 тысячи человек с иностранным гражданством. В первую десятку государств по численности иностранцев входят Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Белоруссия, Украина, Армения, Азербайджан, Казахстан, Китай и Туркменистан».
Поэтому понятно, что без коррекции межнациональной и миграционной политики в России преодолеть сложные отношения диаспор и коренного населения будет непросто. Возможно, этому поможет создание новой структуры, создание которой уже анонсировано. Но за 30 лет после распада Союза, после Федеральной Миграционной Службы и МВД это будет уже третья структура.
Судя по всему, межнациональная и миграционная политика в России будут меняться. Но как они будут регулироваться — четкого ответа на этот вопрос нет. Нет и рекомендаций ученых, хотя число конференций и круглых столов, обсуждающих этот вопрос — значительное. Кроме того, есть опасения, что чиновники, разрабатывающие законы, редко когда интересуются, чем закончится их деятельность, поскольку их функции – принять решение и создать документ. А что будет потом – этим занимается исполнительная власть, и это пока не ясно.
Автор Андрей Захватов
Давно пора ужесточать миграционную политику в РФ, а лучше тае вообще вводить визовый режим. А те кто уже успел получить паспорт РФ, тех на сво.