back to top
21.1 C
Узбекистан
Среда, 18 сентября, 2024

Устюртские исторические памятники: почему они вне зоны внимания сферы туризма?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,810ПодписчикиПодписаться

Плато Устюрт, расположенное между Аральским и Каспийским морями и занимающее площадь более 200 тысяч кв. км, до сих пор остается terra incognita для археологов и историков.

На протяжении почти трех тысяч лет Устюрт был удобным местом для кочевых племен, занимающихся скотоводством и охотой. Археологические исследования, начавшиеся в середине 1930-х годов, выявили множество памятников, относящихся к античности и средневековью. На Устюрте были найдены даже следы людей, живших 100-150 тысяч лет назад.

Несмотря на то, что плато может показаться пустынным, через него в прошлом проходили ветви Великого Шелкового пути, соединяющие Запад и Восток. Во времена расцвета Хорезмского государства на Устюрте были построены караван-сараи, сигнальные башни, сардобы и выкопаны колодцы.

До сих пор мало информации об аланах, живших на протяжении 500 лет (II в. до н.э. – III в. н.э.) между Аралом и Каспием. Согласно китайским хроникам, в I веке до н.э. здесь существовало мощное государство Яньцай, позже переименованное в Алан.

Кочевые народы Устюрта также были мастерами в строительстве сооружений. Они строили известные на весь мир ловушки для животных в форме дуги — аранов.

Караван-сараи на Устюрте строились на расстоянии 35-40 километров друг от друга и служили местом отдыха для купцов, путешественников и послов, а также местом для обмена товарами с кочевниками. Сигнальные башни, построенные на чинке Устюрта, указывали путь караванам и предупреждали местные народы о надвигающихся угрозах. Сардобы были построены для сбора дождевой и снежной воды.

Памятники, которые сохранялись на протяжении тысячелетий, в настоящее время остаются без должного внимания. Вопросы их сохранения для будущих поколений в первоначальном виде являются весьма актуальными.

В настоящее время в Узбекистане ведется масштабная работа по развитию туризма, особенно внутреннего. Было бы целесообразно превратить исторические памятники Устюрта в туристические достопримечательности. В этом отношении может быть полезен опыт Мангыстауской области Казахстана, где туристический потенциал Устюрта уже активно используется.

Какие примечательные исторические памятники имеются на плато Устюрт?

Караван-сарай Белеули

Караван-сарай Белеули находится на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, соединявший Среднюю Азию с регионами Нижнего Поволжья и Юго-Западной Европы. По мнению ученых, в средние века Арало-Каспийской регион и плато Устюрт был важным узлом караванных путей. В XIII-XIV веках на территории Центрального Устюрта формировалась ветвь Великого Шелкового пути, в эпоху Золотой Орды и Тимуридов ставшая важным торговым маршрутом.

Караван-сарай Белеули служил торговым узлом на этом пути и обеспечивал связь между различными цивилизациями на протяжении веков. Карван-сарай расположен в 67 километрах к северо-востоку от поселка Жаслык в Кунградском районе Каракалпакстана.

Вокруг караван-сарая имеются колодцы, сардоба (водохранилища), карьеры по добыче строительного камня и средневековые и современные кладбища. На кладбищах хорошо сохранились надгробные камни с надписями и резьбой.

В средневековых и современных источниках о Белеули описывается очень мало. Однако великий марокканский путешественник Ибн Баттута в своем произведении «Книга путешествий» (1333 год) сообщает: «Из Сарайчана в Гургандж можно добраться на верблюдах, а по пути в низменности Устюрт есть места для стоянок каждые два или три дня. В этих местах есть колодцы, куда собираются дождевые и снеговые воды». Итальянский торговец Франческо Пегелотти в своем произведении 1342 года «Практическое руководство для купцов» упоминает, что торговый караван на верблюдах добирался от Сарайчика до Гургандж за 20 дней.

Караван-сараи на Устюртском плато упоминаются на латинских картах XV века, составленных в Испании, а также на карте братья Пицигани. Позднее эта ветвь торгового пути стала известна как «Ногайский путь».

На южной стороне памятника дорога без растительности и представляет собой песчаную равнину. Эта дорога называлась «Нефритовым путем», так как в прошлом по Великому Шелковому пути перевозили нефрит или лазурит.

Первые археологические исследования Белеули были проведены археологом Сергеем Толстовым в 1946-1947 годах. Стационарные раскопки на памятнике были проведены в 1980-е годы археологами Юрием Маниловым, Мухаммедом Шарипом Кидирниязовым и Базарбаем Сайпановым. Результаты раскопок подтвердили сведения Ибн Баттуты. Действительно, в районе караван-сарая на Устюртском плато были обнаружены глубокие песчаные участки, где собиралась вода, а также 8 сардоба и 4 колодца.

Караван-сарай Белеули окружен стенами толщиной в 1 метр. Удивляет, как предки смогли перетащить и поднять плиты весом 5-10 тонн. Стены сарая построены из камней, оставшихся от древнего океана Тетис, существовавшего 30 миллионов лет назад. У входа в караван-сарай находится ворота шириной 3.8 метра. Когда-то перед портал-воротами стояли статуи двух львов, подобные тем, что на медресе Шердор в Регистане. Львы Белеули были унесены неизвестными путешественниками в 70-е годы прошлого века. В настоящее время верхняя часть портального проема обрушилась.

Караван-сарай состоял из 19 комнат и складских помещений. На каменных стенах караван-сарая имеются палеографические надписи и петроглифы, оставленные здесь путешественниками и торговцами. Среди них есть надписи на старом латинском алфавите.

На восточной стороне памятника находится песчаная равнина (такыр), где до июня собираются снег и дождевая вода. В древности вода, собранная в этих песчаных участках, направлялась в восемь сардоба вокруг караван-сарая. В Устюрт нет других способов сбора воды.

Сегодня караван-сарай Белеули нуждается в особом внимании. По мнению ученых, работы по раскопкам на этом объекте еще не завершены. Памятник требует реставрации. Если его использовать как туристический объект, это было бы отличным дополнением к сохранению культурного наследия.

В 2018 году мы с группой людей планировали посетить караван-сарай Белеули. На выходе из Нукуса покойный археолог Мухаммад-Шариф ага сказал: «Ох, нам нужно было взять лопату из дома. Ну ладно, не возвращаемся, в следующий раз возьмем».

– Зачем лопата? – спросили мы, заинтересовавшись.

– Я раскопал Белеули в 1979 году. Я нашел старинную надпись на плитке на стене сарая и закопал ее рядом с сараем, чтобы никто не украл. Прошло почти 40 лет. Надеюсь, она все еще там. Было бы здорово выкопать эту надпись, – ответил археолог.

– Если мы найдем надпись, это будет настоящим событием. Может быть, возьмем лопату у пастухов… Желание найти эту надпись добавило нам дополнительного воодушевления для поездки.

Однако в этой поездке нам не удалось найти, и я посетил его позже с другой группой. Я все еще заинтересован в надписях, которые археолог спрятал и здесь нужны археологические работы.

Сигнальные башни

Если вы отправитесь в путешествие по плато Устюрт в направлении Аральского моря, ваше внимание непременно привлекут сигнальные башни. Некоторые из сигнальных башен, найденных на Устюртском плато, сохранились до наших дней в достаточно хорошем состоянии. Они построены из каменных плит, добытых на плато Устюрт. На юго-восточной части Устюрта в радиусе 300 км было обнаружено 25 сигнальных башен.

Сигнальные башни были построены в Хорезмском государстве в IX-XIII веках. В это время основное русло Амударьи (канал Дарьялик) текло по восточной части Устюртского плато, то есть от Айбуюра к северу, в озеро Судочье. В те времена сигнальные башни, построенные вдоль юго-восточной части Устюрта, также выполняли функции навигации для судов.

Развитие городов на восточной части Устюрта в средние века можно связать с развитием судоходных связей по каналу Дарьялик. Сигнальные башни (маяки), расположенные на расстоянии 8-10 км друг от друга, служили для торговли по водным путям. Когда торговые суда подходили, эти маяки сообщали местным жителям о приближении судов. Для этого в темноте на вершине башни разводили огонь, а днем сжигали тростник, дым от которого был виден на расстоянии нескольких десятков километров.

Сигнальные башни в Урге и Судочье на Устюрте продолжали выполнять функцию маяков до 60-х годов прошлого века. Баржи, нагруженные грузом в Муйнак, в ночное время ориентировались по огню на маяках.

Большинство сигнальных башен на Устюрте прекратили свою активность после завоевания Хорезма Чингисханом. Чингисхан перенаправил русло Амударьи к озеру Сарыкамыш. В результате река Амударья, протекавшая по юго-восточной части чинка Устюрта и впадавшая в Аральское море, до XVI века текла в Сарыкамыш, а Аральское море стало еще более осушенным.

Местное население Устюрта называет сигнальные башни «оба». «Оба» – это камни, которые кладут на могилах умерших. Однако сигнальные башни не имеют никакого отношения к таким погребальным ритуалам. В начале XIII века, когда государство Хорезмшахов процветало, на границах строились подобные сигнальные башни для предупреждения о нападении внешних врагов. В те времена на Устюрте проживали огузские племена, которые время от времени торговали с населением Хорезма и нападали на города и деревни. Сигнальные башни строились именно для защиты от кочевников.

Состояние этих средневековых памятников в Устюрте вызывает сожаление. Эти памятники включены в список культурного наследия Узбекистана, но никаких практических действий по их охране не предпринято. Даже информационные таблички рядом с сигнальными башнями не установлены.

Аланкала.

Одним из самых удивительных мест на плато Устюрт является солончак Барсакелмес. Именно в этом солончаке расположена ещё одна замечательная историческая достопримечательность — Аланкала.

Учёный-исследователь С.П. Толстов связывает название Аланкала с древним народом аланов. Предки современных осетин, аланы, существовали с II века до н. э. по III век н. э., создавая крупное государство в междуречье Арала и Каспия.

Первоначальные источники о аланах в Средней Азии упоминаются в китайских хрониках. В 123-й главе «Ши Цзи» историка Сыма Цяня говорится о государстве Янцай. Согласно этой хронике, в I веке до н. э. кочевники-аланы обитали в огромной степи от Каспийского до Аральского морей и до Уральских гор. В «Хоу Хань Шу» (Хроники Поздней династии Хань) упоминается, что в конце I века н. э. и начале II века название Янцай было заменено на Аланию. В начале первого тысячелетия часть аланов мигрировала на запад, а большая часть осталась в пустыне Устюрт.

Современная Аланкала — это то место, где когда-то жили древние аланы. Здесь сохранились природные источники, которые чрезвычайно редки в пустыне Устюрта. В окрестностях Аланкалы также найдены поселения людей каменного века.

Археологические исследования на Аланкале показали, что её четырёхугольные башни являются типичным строением для афригидского и саманидского периодов в Хорезме. Учёные предполагают, что возраст укрепления относится к IX-XII векам. Археолог В.Н. Ягодин определил, что памятники вокруг Аланкалы относятся к культуре Кердер VII-VIII веков.

В средние века Аланкала была местом остановки караванов. Недалеко от Аланкалы находится место с природными источниками пресной воды, называемое Гуркиреуик. Отсюда хорошо виден Шайтанкала, находящийся между Барсакелмесом и Аланкала.

Это место можно показать туристам как природное чудо. Шайтанкала, когда-то большая крепость, то появляется, то исчезает из виду. Название крепости связано с этим природным феноменом. Эти острова в середине солончаковой равнины иногда исчезают и появляются из-за миражей.

Посетители Аланкалы могут также увидеть Барсакелмес. Барсакелмес — это солёное озеро длиной 75 км и шириной 70-72 км с глубиной 30-60 метров и запасом соли 105 миллиардов тонн.

Существует множество легенд о названии «Барсакелмес». Одна из них гласит, что в солёном озере был древний укреплённый пункт, называемый Шайтанкала, в котором было скрыто много золота. Это золото принадлежало Фарасману, правителю Древнего Хорезма IV века до н. э., который, узнав о приближении Александра Македонского, спрятал своё золото на таинственном острове. Многие люди, стремившиеся завладеть этим золотом, исчезли без вести. Поэтому распространилась поговорка: «Если пойдёшь, не вернёшься».

На самом деле, передвигаться по Барсакелмесу опасно. Озеро покрыто тонкой соляной коркой, под которой скрываются глубокие ямы. Есть вероятность, что человек может исчезнуть в этих ямах, не успев открыть и закрыть глаза.

Стреловидные планировки – араны

В 1970-е годы археолог из Каракалпакистана В. Ягодин был поражён, когда при авиаразведке на Устюртской пустыне обнаружил крупные рисунки в форме «стрел» в пустынной степи. Эти стреловидные планировки– араны привлекли внимание ученых и средств массовой информации по всему миру. Некоторые журналисты и исследователи даже выдвигали гипотезу, что эти сооружении могли быть построены инопланетянами.

Средняя длина этих объектов составляет 600-900 метров, ширина 400-600 метров, а глубина достигает 3 метров. Эти объекты были впервые обнаружены в 1952 году археологической экспедицией Хорезма под руководством известного учёного Сергея Толстова. По расчётам учёных, в регионах Узбекистана, Казахстана и Туркменистана можно найти более 120 таких загадочных форм.

Археолог В. Ягодин считает, что эти стреловидные планировкибыли построены и использовались в течение почти двух тысяч лет — с V-II века до н. э. до XIV века н. э.

Жаркое лето, песчаные бури, засуха и другие природные условия делают жизнь в этом регионе практически невозможной. Для жизни в пустыне в первую очередь необходима вода. В таких условиях дождевая вода является основным источником жизни. Каракалпакский учёный Хожахмет Есбергенов предположил, что стреловидные планировкимогли быть построены кочевыми племенами для сбора дождевой и снеговой воды.

Существуют также гипотезы о том, что эти сооружения были созданы для охоты. В материалах русской научной экспедиции под руководством Ф. Берга, проведённой в 1825-1826 годах в землях между Аральским и Каспийским морями, описывается использование таких конструкций для ловли диких животных.

Такие заграждения в древности у каракалпаков назывались «араны». Вокруг аранов находились специальные углубления. По краям аранов устанавливались трёхгранные камышовые колья, чтобы предотвратить побег добычи.

Осень была основным сезоном охоты на копытных степных животных, приходящих с севера. Это было связано с тем, что летом степные животные, особенно сайгаки, перемещались на север в поисках прохлады, а осенью возвращались обратно. В миграционных стадах сайгаков насчитывались тысячи особей, что делало этот период особенно удачным для охоты.

Согласно письменным источникам, в период с 1840 по 1850 год из Устюрта было продано более 344 тысяч рогов сайгаков в Китай, при этом речь идет только о самцах.

Исторически известно, что в Китае использование рогов сайгаков для приготовления лекарств практиковалось с древних времён. Кочевые скотоводы Устюрт меняли свои трофеи на товары в торговых караванах. Также они продавали мясо сайгаков, которое засаливали и сушили. Рынки Самарканда, Хивы и Бухары были переполнены шкурами газелей и куланов, из которых изготавливали ичиги.

Известный историк XVIII века, хан Хивы Абулгази Бахадурхан (1603-1664) писал в своём труде «Шаджарайи Тарокима», что туркменские племена коро-уйлы и эрсари занимались охотой и земледелием и строили специальные араны из камыша. По его словам, когда коро-уйлы страдали от засухи и нужды, они обращались за помощью к эрсари. Эрсари разрешали коро-уйлы заниматься земледелием на своих плодородных землях, но в обмен требовали половину урожая и 2000 камышин для строительства аранов.

Стреловидные планировкина Устюрте напоминают изображения в Наске. По данным из разных источников, миллионы туристов ежегодно посещают Наску в Перу, принося стране более 3 миллиардов долларов.

Мы должны рассматривать араны как уникальное произведение архитектурного искусства и взять их под государственную охрану. Необходимо сделать араны важным брендом региона, поскольку они представляют собой значимые памятники экономики и культуры древних и средневековых кочевых народов.

В Каракалпакстане есть множество исторических памятников и живописных мест, которые могут привлечь туристов. С каждым годом поток туристов в нашу страну увеличивается, и большое внимание уделяется развитию туризма в Приаралье. В будущем стреловидные планировкина Устюрте могут привлечь тысячи туристов со всего мира.

Крепость Корганша (Даулеткерей)

Крепость Даулеткерей (Корганша) — одно из замечательных исторических памятников Устюрта, расположенном в его юго-восточной части. Вокруг крепости были обнаружены остатки сигнальной башни, гончарной печи и других сооружений в ходе археологических раскопок.

До XX века о Даулеткерей сохранилось немного письменных упоминаний. Первые данные о памятнике были предоставлены в отчетах научной экспедиции под руководством полковника Ф.Ф. Берга, проведенной в Устюрте в 1825-1826 годах.

Согласно археологическим исследованиям, памятник Даулеткерей (Корганша) представляет собой прямоугольное сооружение размерами 50×44 м, ориентированное по четырем сторонам света. Его стены сохранились на высоту от 2 до 3,6-4,8 м. Толщина верхних частей стен варьируется от 1,6 до 3,2 м. Стены построены с наклоном около 780 градусов. На углах западных стен расположены круглые башни, а в середине стен находятся полукруглые башни. Западные и восточные стены сохранились лучше, в то время как задняя и южная стены обрушились. Фундамент западной стены находится на 10 метров выше фундамента восточной стены.

В восточной и задней частях стен были обнаружены остатки жилых помещений. В юго-восточном углу найдено место для очага. Башня в юго-западном углу построена в стиле, характерном для архитектуры Хорезма периода Золотой Орды. Наличие двух этажей, частичные реконструкции XIII-XIV веков и особенности архитектуры свидетельствуют о том, что город пережил несколько пожаров.

Крепость, расположенная вдали от Хорезма и являвшаяся торговым постом для кочевников, имела важное стратегическое значение. Рядом с крепостью находится сигнальная башня высотой 4,7 м, построенная из каменных плит размером 8,15×8,15 м. В настоящее время она находится на краю плато Устюрт и обрушилась в конце XIX века, опустившись на 25 метров. Также в районе памятника обнаружены остатки древнего очага длиной 80 м.

Название «Даулеткерей» связано с именем Александра Бековича-Черкасского, который по поручению Петра I провел экспедицию в Хивинском ханстве в 1717 году. Относительно названия «Корганша» данных нет, но предполагается, что оно связано с функцией оборонительного укрепления.

По имеющимся данным, его полное имя было Даулеткерей Бекмурза-улы. Он был из рода кабардинских князей и известен тем, что во время экспедиции строил укрепления на местах своего пребывания.

Сообщается, что Александр Бекович-Черкасский также возводил крепости Аланкала и Караумбет. Возможно, местные жители в Устюрт могли связать строительство каменных укреплений с Даулеткерей, поскольку экспедиция состояла из 3000 человек и сопровождалась множеством лошадей, верблюдов и вооружения.

На территории Устюрт в течение многих веков жили различные племена и народы, такие как саки, массагеты, сарматы, кипчаки и огуз. Здесь проходили древние торговые пути от Китая до Рима, от Руси до Индии, от Турана до Ирана. Развивались культурные, образовательные и торговые связи.

На Устюртском плато сохранились древние караван-сараи и крепости, такие как Пулжай, Белеули, Алан и Давкескен. Путешественники, пересекающие Устюрт, сталкиваются с многочисленными древними могильниками кочевников. Из-за труднодоступности многие из этих памятников ещё не были полностью исследованы.

Каждый турист, посетивший мыс Дуана, одно из самых завораживающих мест Устюрт, ощущает себя на другой планете, наблюдая античные пейзажи, рельеф и разнообразные формы и цвета скал, и открывает для себя загадочные символы на этих каменных стенах.

Есимкан Канаатов,

Журналист, докторант Нукусского государственного педагогического института

Начало формы

Конец формы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Узбекистане отметили День национальный музыки Азербайджана

В Ташкенте при организации Азербайджанского Культурного Центра имени Гейдара Алиева в Узбекистане было организовано мероприятие, посвященное Дню национальной музыки...

Больше похожих статей