Плато Устюрт, расположенное между Аральским и Каспийским морями и занимающее площадь более 200 тысяч кв. км, до сих пор остается terra incognita для археологов и историков.
На протяжении почти трех тысяч лет Устюрт был удобным местом для кочевых племен, занимающихся скотоводством и охотой. Археологические исследования, начавшиеся в середине 1930-х годов, выявили множество памятников, относящихся к античности и средневековью. На Устюрте были найдены даже следы людей, живших 100-150 тысяч лет назад.
Несмотря на то, что плато может показаться пустынным, через него в прошлом проходили ветви Великого Шелкового пути, соединяющие Запад и Восток. Во времена расцвета Хорезмского государства на Устюрте были построены караван-сараи, сигнальные башни, сардобы и выкопаны колодцы.
До сих пор мало информации об аланах, живших на протяжении 500 лет (II в. до н.э. – III в. н.э.) между Аралом и Каспием. Согласно китайским хроникам, в I веке до н.э. здесь существовало мощное государство Яньцай, позже переименованное в Алан.
Кочевые народы Устюрта также были мастерами в строительстве сооружений. Они строили известные на весь мир ловушки для животных в форме дуги — аранов.
Караван-сараи на Устюрте строились на расстоянии 35-40 километров друг от друга и служили местом отдыха для купцов, путешественников и послов, а также местом для обмена товарами с кочевниками. Сигнальные башни, построенные на чинке Устюрта, указывали путь караванам и предупреждали местные народы о надвигающихся угрозах. Сардобы были построены для сбора дождевой и снежной воды.
Памятники, которые сохранялись на протяжении тысячелетий, в настоящее время остаются без должного внимания. Вопросы их сохранения для будущих поколений в первоначальном виде являются весьма актуальными.
В настоящее время в Узбекистане ведется масштабная работа по развитию туризма, особенно внутреннего. Было бы целесообразно превратить исторические памятники Устюрта в туристические достопримечательности. В этом отношении может быть полезен опыт Мангыстауской области Казахстана, где туристический потенциал Устюрта уже активно используется.
Какие примечательные исторические памятники имеются на плато Устюрт?
Караван-сарай Белеули
Караван-сарай Белеули находится на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, соединявший Среднюю Азию с регионами Нижнего Поволжья и Юго-Западной Европы. По мнению ученых, в средние века Арало-Каспийской регион и плато Устюрт был важным узлом караванных путей. В XIII-XIV веках на территории Центрального Устюрта формировалась ветвь Великого Шелкового пути, в эпоху Золотой Орды и Тимуридов ставшая важным торговым маршрутом.
Караван-сарай Белеули служил торговым узлом на этом пути и обеспечивал связь между различными цивилизациями на протяжении веков. Карван-сарай расположен в 67 километрах к северо-востоку от поселка Жаслык в Кунградском районе Каракалпакстана.
Вокруг караван-сарая имеются колодцы, сардоба (водохранилища), карьеры по добыче строительного камня и средневековые и современные кладбища. На кладбищах хорошо сохранились надгробные камни с надписями и резьбой.
В средневековых и современных источниках о Белеули описывается очень мало. Однако великий марокканский путешественник Ибн Баттута в своем произведении «Книга путешествий» (1333 год) сообщает: «Из Сарайчана в Гургандж можно добраться на верблюдах, а по пути в низменности Устюрт есть места для стоянок каждые два или три дня. В этих местах есть колодцы, куда собираются дождевые и снеговые воды». Итальянский торговец Франческо Пегелотти в своем произведении 1342 года «Практическое руководство для купцов» упоминает, что торговый караван на верблюдах добирался от Сарайчика до Гургандж за 20 дней.
Караван-сараи на Устюртском плато упоминаются на латинских картах XV века, составленных в Испании, а также на карте братья Пицигани. Позднее эта ветвь торгового пути стала известна как «Ногайский путь».
На южной стороне памятника дорога без растительности и представляет собой песчаную равнину. Эта дорога называлась «Нефритовым путем», так как в прошлом по Великому Шелковому пути перевозили нефрит или лазурит.
Первые археологические исследования Белеули были проведены археологом Сергеем Толстовым в 1946-1947 годах. Стационарные раскопки на памятнике были проведены в 1980-е годы археологами Юрием Маниловым, Мухаммедом Шарипом Кидирниязовым и Базарбаем Сайпановым. Результаты раскопок подтвердили сведения Ибн Баттуты. Действительно, в районе караван-сарая на Устюртском плато были обнаружены глубокие песчаные участки, где собиралась вода, а также 8 сардоба и 4 колодца.
Караван-сарай Белеули окружен стенами толщиной в 1 метр. Удивляет, как предки смогли перетащить и поднять плиты весом 5-10 тонн. Стены сарая построены из камней, оставшихся от древнего океана Тетис, существовавшего 30 миллионов лет назад. У входа в караван-сарай находится ворота шириной 3.8 метра. Когда-то перед портал-воротами стояли статуи двух львов, подобные тем, что на медресе Шердор в Регистане. Львы Белеули были унесены неизвестными путешественниками в 70-е годы прошлого века. В настоящее время верхняя часть портального проема обрушилась.
Караван-сарай состоял из 19 комнат и складских помещений. На каменных стенах караван-сарая имеются палеографические надписи и петроглифы, оставленные здесь путешественниками и торговцами. Среди них есть надписи на старом латинском алфавите.
На восточной стороне памятника находится песчаная равнина (такыр), где до июня собираются снег и дождевая вода. В древности вода, собранная в этих песчаных участках, направлялась в восемь сардоба вокруг караван-сарая. В Устюрт нет других способов сбора воды.
Сегодня караван-сарай Белеули нуждается в особом внимании. По мнению ученых, работы по раскопкам на этом объекте еще не завершены. Памятник требует реставрации. Если его использовать как туристический объект, это было бы отличным дополнением к сохранению культурного наследия.
В 2018 году мы с группой людей планировали посетить караван-сарай Белеули. На выходе из Нукуса покойный археолог Мухаммад-Шариф ага сказал: «Ох, нам нужно было взять лопату из дома. Ну ладно, не возвращаемся, в следующий раз возьмем».
– Зачем лопата? – спросили мы, заинтересовавшись.
– Я раскопал Белеули в 1979 году. Я нашел старинную надпись на плитке на стене сарая и закопал ее рядом с сараем, чтобы никто не украл. Прошло почти 40 лет. Надеюсь, она все еще там. Было бы здорово выкопать эту надпись, – ответил археолог.
– Если мы найдем надпись, это будет настоящим событием. Может быть, возьмем лопату у пастухов… Желание найти эту надпись добавило нам дополнительного воодушевления для поездки.
Однако в этой поездке нам не удалось найти, и я посетил его позже с другой группой. Я все еще заинтересован в надписях, которые археолог спрятал и здесь нужны археологические работы.
Сигнальные башни
Если вы отправитесь в путешествие по плато Устюрт в направлении Аральского моря, ваше внимание непременно привлекут сигнальные башни. Некоторые из сигнальных башен, найденных на Устюртском плато, сохранились до наших дней в достаточно хорошем состоянии. Они построены из каменных плит, добытых на плато Устюрт. На юго-восточной части Устюрта в радиусе 300 км было обнаружено 25 сигнальных башен.
Сигнальные башни были построены в Хорезмском государстве в IX-XIII веках. В это время основное русло Амударьи (канал Дарьялик) текло по восточной части Устюртского плато, то есть от Айбуюра к северу, в озеро Судочье. В те времена сигнальные башни, построенные вдоль юго-восточной части Устюрта, также выполняли функции навигации для судов.
Развитие городов на восточной части Устюрта в средние века можно связать с развитием судоходных связей по каналу Дарьялик. Сигнальные башни (маяки), расположенные на расстоянии 8-10 км друг от друга, служили для торговли по водным путям. Когда торговые суда подходили, эти маяки сообщали местным жителям о приближении судов. Для этого в темноте на вершине башни разводили огонь, а днем сжигали тростник, дым от которого был виден на расстоянии нескольких десятков километров.
Сигнальные башни в Урге и Судочье на Устюрте продолжали выполнять функцию маяков до 60-х годов прошлого века. Баржи, нагруженные грузом в Муйнак, в ночное время ориентировались по огню на маяках.
Большинство сигнальных башен на Устюрте прекратили свою активность после завоевания Хорезма Чингисханом. Чингисхан перенаправил русло Амударьи к озеру Сарыкамыш. В результате река Амударья, протекавшая по юго-восточной части чинка Устюрта и впадавшая в Аральское море, до XVI века текла в Сарыкамыш, а Аральское море стало еще более осушенным.
Местное население Устюрта называет сигнальные башни «оба». «Оба» – это камни, которые кладут на могилах умерших. Однако сигнальные башни не имеют никакого отношения к таким погребальным ритуалам. В начале XIII века, когда государство Хорезмшахов процветало, на границах строились подобные сигнальные башни для предупреждения о нападении внешних врагов. В те времена на Устюрте проживали огузские племена, которые время от времени торговали с населением Хорезма и нападали на города и деревни. Сигнальные башни строились именно для защиты от кочевников.
Состояние этих средневековых памятников в Устюрте вызывает сожаление. Эти памятники включены в список культурного наследия Узбекистана, но никаких практических действий по их охране не предпринято. Даже информационные таблички рядом с сигнальными башнями не установлены.
Аланкала.
Одним из самых удивительных мест на плато Устюрт является солончак Барсакелмес. Именно в этом солончаке расположена ещё одна замечательная историческая достопримечательность — Аланкала.
Учёный-исследователь С.П. Толстов связывает название Аланкала с древним народом аланов. Предки современных осетин, аланы, существовали с II века до н. э. по III век н. э., создавая крупное государство в междуречье Арала и Каспия.
Первоначальные источники о аланах в Средней Азии упоминаются в китайских хрониках. В 123-й главе «Ши Цзи» историка Сыма Цяня говорится о государстве Янцай. Согласно этой хронике, в I веке до н. э. кочевники-аланы обитали в огромной степи от Каспийского до Аральского морей и до Уральских гор. В «Хоу Хань Шу» (Хроники Поздней династии Хань) упоминается, что в конце I века н. э. и начале II века название Янцай было заменено на Аланию. В начале первого тысячелетия часть аланов мигрировала на запад, а большая часть осталась в пустыне Устюрт.
Современная Аланкала — это то место, где когда-то жили древние аланы. Здесь сохранились природные источники, которые чрезвычайно редки в пустыне Устюрта. В окрестностях Аланкалы также найдены поселения людей каменного века.
Археологические исследования на Аланкале показали, что её четырёхугольные башни являются типичным строением для афригидского и саманидского периодов в Хорезме. Учёные предполагают, что возраст укрепления относится к IX-XII векам. Археолог В.Н. Ягодин определил, что памятники вокруг Аланкалы относятся к культуре Кердер VII-VIII веков.
В средние века Аланкала была местом остановки караванов. Недалеко от Аланкалы находится место с природными источниками пресной воды, называемое Гуркиреуик. Отсюда хорошо виден Шайтанкала, находящийся между Барсакелмесом и Аланкала.
Это место можно показать туристам как природное чудо. Шайтанкала, когда-то большая крепость, то появляется, то исчезает из виду. Название крепости связано с этим природным феноменом. Эти острова в середине солончаковой равнины иногда исчезают и появляются из-за миражей.
Посетители Аланкалы могут также увидеть Барсакелмес. Барсакелмес — это солёное озеро длиной 75 км и шириной 70-72 км с глубиной 30-60 метров и запасом соли 105 миллиардов тонн.
Существует множество легенд о названии «Барсакелмес». Одна из них гласит, что в солёном озере был древний укреплённый пункт, называемый Шайтанкала, в котором было скрыто много золота. Это золото принадлежало Фарасману, правителю Древнего Хорезма IV века до н. э., который, узнав о приближении Александра Македонского, спрятал своё золото на таинственном острове. Многие люди, стремившиеся завладеть этим золотом, исчезли без вести. Поэтому распространилась поговорка: «Если пойдёшь, не вернёшься».
На самом деле, передвигаться по Барсакелмесу опасно. Озеро покрыто тонкой соляной коркой, под которой скрываются глубокие ямы. Есть вероятность, что человек может исчезнуть в этих ямах, не успев открыть и закрыть глаза.
Стреловидные планировки – араны
В 1970-е годы археолог из Каракалпакистана В. Ягодин был поражён, когда при авиаразведке на Устюртской пустыне обнаружил крупные рисунки в форме «стрел» в пустынной степи. Эти стреловидные планировки– араны привлекли внимание ученых и средств массовой информации по всему миру. Некоторые журналисты и исследователи даже выдвигали гипотезу, что эти сооружении могли быть построены инопланетянами.
Средняя длина этих объектов составляет 600-900 метров, ширина 400-600 метров, а глубина достигает 3 метров. Эти объекты были впервые обнаружены в 1952 году археологической экспедицией Хорезма под руководством известного учёного Сергея Толстова. По расчётам учёных, в регионах Узбекистана, Казахстана и Туркменистана можно найти более 120 таких загадочных форм.
Археолог В. Ягодин считает, что эти стреловидные планировкибыли построены и использовались в течение почти двух тысяч лет — с V-II века до н. э. до XIV века н. э.
Жаркое лето, песчаные бури, засуха и другие природные условия делают жизнь в этом регионе практически невозможной. Для жизни в пустыне в первую очередь необходима вода. В таких условиях дождевая вода является основным источником жизни. Каракалпакский учёный Хожахмет Есбергенов предположил, что стреловидные планировкимогли быть построены кочевыми племенами для сбора дождевой и снеговой воды.
Существуют также гипотезы о том, что эти сооружения были созданы для охоты. В материалах русской научной экспедиции под руководством Ф. Берга, проведённой в 1825-1826 годах в землях между Аральским и Каспийским морями, описывается использование таких конструкций для ловли диких животных.
Такие заграждения в древности у каракалпаков назывались «араны». Вокруг аранов находились специальные углубления. По краям аранов устанавливались трёхгранные камышовые колья, чтобы предотвратить побег добычи.
Осень была основным сезоном охоты на копытных степных животных, приходящих с севера. Это было связано с тем, что летом степные животные, особенно сайгаки, перемещались на север в поисках прохлады, а осенью возвращались обратно. В миграционных стадах сайгаков насчитывались тысячи особей, что делало этот период особенно удачным для охоты.
Согласно письменным источникам, в период с 1840 по 1850 год из Устюрта было продано более 344 тысяч рогов сайгаков в Китай, при этом речь идет только о самцах.
Исторически известно, что в Китае использование рогов сайгаков для приготовления лекарств практиковалось с древних времён. Кочевые скотоводы Устюрт меняли свои трофеи на товары в торговых караванах. Также они продавали мясо сайгаков, которое засаливали и сушили. Рынки Самарканда, Хивы и Бухары были переполнены шкурами газелей и куланов, из которых изготавливали ичиги.
Известный историк XVIII века, хан Хивы Абулгази Бахадурхан (1603-1664) писал в своём труде «Шаджарайи Тарокима», что туркменские племена коро-уйлы и эрсари занимались охотой и земледелием и строили специальные араны из камыша. По его словам, когда коро-уйлы страдали от засухи и нужды, они обращались за помощью к эрсари. Эрсари разрешали коро-уйлы заниматься земледелием на своих плодородных землях, но в обмен требовали половину урожая и 2000 камышин для строительства аранов.
Стреловидные планировкина Устюрте напоминают изображения в Наске. По данным из разных источников, миллионы туристов ежегодно посещают Наску в Перу, принося стране более 3 миллиардов долларов.
Мы должны рассматривать араны как уникальное произведение архитектурного искусства и взять их под государственную охрану. Необходимо сделать араны важным брендом региона, поскольку они представляют собой значимые памятники экономики и культуры древних и средневековых кочевых народов.
В Каракалпакстане есть множество исторических памятников и живописных мест, которые могут привлечь туристов. С каждым годом поток туристов в нашу страну увеличивается, и большое внимание уделяется развитию туризма в Приаралье. В будущем стреловидные планировкина Устюрте могут привлечь тысячи туристов со всего мира.
Крепость Корганша (Даулеткерей)
Крепость Даулеткерей (Корганша) — одно из замечательных исторических памятников Устюрта, расположенном в его юго-восточной части. Вокруг крепости были обнаружены остатки сигнальной башни, гончарной печи и других сооружений в ходе археологических раскопок.
До XX века о Даулеткерей сохранилось немного письменных упоминаний. Первые данные о памятнике были предоставлены в отчетах научной экспедиции под руководством полковника Ф.Ф. Берга, проведенной в Устюрте в 1825-1826 годах.
Согласно археологическим исследованиям, памятник Даулеткерей (Корганша) представляет собой прямоугольное сооружение размерами 50×44 м, ориентированное по четырем сторонам света. Его стены сохранились на высоту от 2 до 3,6-4,8 м. Толщина верхних частей стен варьируется от 1,6 до 3,2 м. Стены построены с наклоном около 780 градусов. На углах западных стен расположены круглые башни, а в середине стен находятся полукруглые башни. Западные и восточные стены сохранились лучше, в то время как задняя и южная стены обрушились. Фундамент западной стены находится на 10 метров выше фундамента восточной стены.
В восточной и задней частях стен были обнаружены остатки жилых помещений. В юго-восточном углу найдено место для очага. Башня в юго-западном углу построена в стиле, характерном для архитектуры Хорезма периода Золотой Орды. Наличие двух этажей, частичные реконструкции XIII-XIV веков и особенности архитектуры свидетельствуют о том, что город пережил несколько пожаров.
Крепость, расположенная вдали от Хорезма и являвшаяся торговым постом для кочевников, имела важное стратегическое значение. Рядом с крепостью находится сигнальная башня высотой 4,7 м, построенная из каменных плит размером 8,15×8,15 м. В настоящее время она находится на краю плато Устюрт и обрушилась в конце XIX века, опустившись на 25 метров. Также в районе памятника обнаружены остатки древнего очага длиной 80 м.
Название «Даулеткерей» связано с именем Александра Бековича-Черкасского, который по поручению Петра I провел экспедицию в Хивинском ханстве в 1717 году. Относительно названия «Корганша» данных нет, но предполагается, что оно связано с функцией оборонительного укрепления.
По имеющимся данным, его полное имя было Даулеткерей Бекмурза-улы. Он был из рода кабардинских князей и известен тем, что во время экспедиции строил укрепления на местах своего пребывания.
Сообщается, что Александр Бекович-Черкасский также возводил крепости Аланкала и Караумбет. Возможно, местные жители в Устюрт могли связать строительство каменных укреплений с Даулеткерей, поскольку экспедиция состояла из 3000 человек и сопровождалась множеством лошадей, верблюдов и вооружения.
На территории Устюрт в течение многих веков жили различные племена и народы, такие как саки, массагеты, сарматы, кипчаки и огуз. Здесь проходили древние торговые пути от Китая до Рима, от Руси до Индии, от Турана до Ирана. Развивались культурные, образовательные и торговые связи.
На Устюртском плато сохранились древние караван-сараи и крепости, такие как Пулжай, Белеули, Алан и Давкескен. Путешественники, пересекающие Устюрт, сталкиваются с многочисленными древними могильниками кочевников. Из-за труднодоступности многие из этих памятников ещё не были полностью исследованы.
Каждый турист, посетивший мыс Дуана, одно из самых завораживающих мест Устюрт, ощущает себя на другой планете, наблюдая античные пейзажи, рельеф и разнообразные формы и цвета скал, и открывает для себя загадочные символы на этих каменных стенах.
Есимкан Канаатов,
Журналист, докторант Нукусского государственного педагогического института
Начало формы
Конец формы