back to top
20.1 C
Узбекистан
Понедельник, 16 сентября, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Они были первыми. «Киберги» из Ташкента

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,800ПодписчикиПодписаться

История тридцать пятая. 

Часть 2

И снова «на сцене» первая в Узбекистане рок-группа — ташкентские «Киберги». В предыдущем выпуске речь в основном шла о том, как этот состав сформировался, обзавелся аппаратурой и впервые выступил перед публикой в канун женского праздника в далеком 1967 г.

Итак, благодаря организаторским талантам Володи Барамыкова, «Киберги» — первая ташкентская рок-группа — стали также первыми из любительских рок-ансамблей Ташкента, кто обзавелся собственной аппаратурой. Ее наличие давало возможность выступать с концертами. 

Начали с Дома знаний. Он располагался в здании, где сегодня находится Государственный академический русский драматический театр Узбекистана. Дом знаний был очень прогрессивным местом, здесь в разное время выступали приглашенные эстрадные и театральные коллективы, демонстрировались фильмы, допущенные к ограниченному показу (например, «Сталкер», «Зеркало»), проходили творческие вечера иногородних гостей, проводились дискотеки, выступали другие необычные коллективы, приезжали, например, клоуны «Лицедеи».

Выступления в Доме знаний поначалу были единственной возможностью любительским коллективам давать официально концерты и что-то зарабатывать. Билет стоил 1 руб. Вместимость того же Дома знаний было 800 мест. Зал всегда был полон. «Мы работали от Дома знаний и Университетского профсоюза, – рассказывал Володя Барамыков в чате на «ОК». — Они забирали 50 % сбора и платили с этого налоги. Если бы так не было, то мы никогда бы не приобрели многое из аппаратуры, которая у нас была».

К тому времени у «Кибергов» появилась пристойная аппаратура, Барамыков сумел устроить для музыкантов базу, где хранились инструменты и можно было репетировать. «Нам повезло, рассказывал он в чате старых друзей на ОК, — после землетрясения в Ташкенте было немало разрушенных, заброшенных или предназначенных под снос домов. В одном из таких мы и обосновались по адресу ул. Гоголя 48 (сейчас ул. Яхъё Гулямова, авт.).

За забором был сумасшедший дом. С таким соседством мы репетировали по 18 часов в день. Это было настоящее творчество, без спиртного и остальных человеческих пороков, из-за которых многие талантливые сошли с дистанции, так и не выйдя на большую сцену. Способных ребят, которые лабали на гитарах было много, но в творчестве нужен не только талант, но и характер, умение трудиться».

Это не афиша, а листовка. Такие расклеивались по городу в самых разных местах.   По ней удалось определить дату выступления электронного (!) ансамбля «Киберги» в парке Тельмана.

Выступления ансамбля в Ташкенте проходили нередко с выносом дверей и милицейским свистом. В начале осени 1967 г. «Киберги» взорвали «бомбу» в летнем театре парка им. Тельмана. Это была «историческая» концертная рок-неделя с 10 по 17 сентября, прошедшая с потрясающим успехом. Слухи разлетелись по всему городу. Тогда я и услышал о том, что в Ташкенте появилась рок-группа. Прикольно, что на рекламной листовке «Киберги» были по-модному названы электронным вокально-инструментальным ансамблем.

На одном из выступлений побывал будущий кинорежиссер и драматург, а тогда просто ташкентский 20–летний битломан Джасур Исхаков. Он жил на улице Балыкчинской (теперь ул. Хамида Алимджана) и знал Барамыкова как соседа, жившего на соседней улице Жуковского (теперь ул. Садыка Азимова) рядом со знаменитой «Тридцаткой»  (кинотеатр «30 лет комсомола»).

«Все хотели попасть на этот концерт, — вспоминал Джасур, — потому что по городу уже шла слава о «Кибергах». Свистели милицейские свистки, ломались входные двери. Зал был заполнен до отказа. Были заняты все проходы, некоторые умудрились залезть и на сцену. И началось! То, что мы раньше слушали из магнитофонов и с проигрывателей зазвучало здесь, у нас! Таких благодарных и бурных аплодисментов я больше никогда не слышал. Это был грандиозный успех! Но меня прямо-таки распирало от гордости, что руководитель ансамбля — мой сосед, приятель, Володька  Барамыков, с Жуковской!»

Выступление «Кибергов» в парке Тельмана в 1967(8?) г. Справа налево: Дмитрий Цирин,  Владимир Барамыков, Юрий Батуев,  Георгий Люстер,  Фото: сайт В. Барамыкова в «ОК».

В 1967 г. такие музыкальные группы как «Киберги» стали называть вокально-инструментальными ансамблями, позже было разрешено принимать их на работу в филармонии и концертные организации.

В репертуаре «Кибергов» звучали песни The Beatles, Элвиса Пресли, Чаби Чекера, на «ура» шли Pretty Woman («Красотка») Роя Орбисона и Delilah Тома Джонса. Их пели и Владимир Барамыков, и Юрий Батуев. «Когда я услышала, как Юра исполняет «Дилайлу», то подумала: «За этого парня, я бы вышла замуж», — поделилась с автором Венера Батуева, вдова Юрия. Очень круто звучал в исполнении «Кибергов» бессмертный хит «Let’s Twist Again» в узбекско-английском варианте. Он именовался «Эй, дустлар». Я услышал его на танцевальном вечере в Ташкентском Институте Инженеров Транспорта, где в огромном холле довольно часто выступали ташкентские любительские ансамбли, в том числе и «Киберги». Песня начиналось, если память не подводит, со слов: «Эй, Иргаш, нима киляпсиз? — Жуда яхши. — О, баракалла. — Бир, икки, уч, турт… Потом первый куплет на английском: Сome on, lets’s twist again like we did last summer, Сome on lets’s twist again like we did last year… Дальше куплет на узбекском, потом снова на английском и так далее. Потом в таком варианте эту песню пели дворовые гитаристы, включая автора этой статьи…

«Киберги» обновленный состав. Слева направо. Стоят: Владимир Барамыков, Георгий Люстер. Сидят: Юрий Батуев, Джахонгир «Джаник» Касымходжаев.  Фото из архива Г. Люстера

На танцевальные вечера в ТашИИТ съезжалась «вся» молодежь Ташкента. Были в репертуаре «Кибергов» и советские шлягеры, появились свои песни, исполнялись обработки узбекских мелодий «Андижанская полька» и «Наманганские яблоки», песни узбекских композиторов и ташкентского рок-композитора Геннадия Садовникова, среди них самая известная его песня «Амазонки». Такое многообразие превращало концерты «Кибергов» в красочную музыкальную мозаику.

Необыкновенно продуктивным оказался 1968 г. Весной «Киберги» выступали от университета в Новосибирском Академгородке на «Неделе дружбы». Битловский репертуар с узбекским акцентом просто покорил сибиряков. Группа приняла участие в культурной программе празднования десятилетия городов Навои и Заравшан, на республиканском смотре художественной самодеятельности заняла Первое место.   В целом «Киберги» много ездили по республике. выступали на стройках Чирчика  и Алмалыка.

Заставка.

Ташкентский Дом знаний в те годы. На его сцене выступали тогда первые ташкентские любительские  рок-ансамбли, которым очень помогали неравнодушные люди, которые здесь работали.  Фото из открытого источника

При подготовке статьи были использованы:

— материалы Геннадия Садовникова на сайте uzrock.net,  

— дружеские чаты ташкентских музыкантов на сайте Владимира Барамыкова в «ОК» по адресу: https://ok.ru/profile/527563014268

Автор благодарит за помощь при подготовке материала Венеру Батуеву, Мастуру Исхакову, Эльера Ишмухаммедова, Владимира Фетисова. Георгия Люстера

Фотографии. Кадры из фильма, посвященного памяти Владимира Барамыкова, если не указано другое. 

Александр ПОПОВ

Продолжение следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Помогут ли холодильники сокращению бедности в Узбекистане

Институт макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) провёл исследование по хранению и сокращению потерь плодоовощной продукции, сделав вывод, что увеличение...

Больше похожих статей