Часть 2
В прошлом выпуске Лиора рассказала, как она оказалась на Востоке – там, где, как поет Фарух Закиров — «что за жизнь без чайхоны», полюбила эти места, стала изучать узбекский, казахский и таджикский языки и теперь достаточно свободно общается на них. При том, что она владеет также русским, английским, немецким и некоторыми другими языками, включая иврит. Мы продолжаем нашу беседу с Лиорой на русском языке.
Почему вы решили специализироваться на Центральной Азии?
Где-то на втором курсе в Принстонском университете я поняла, что хочу стать историком СССР, и для этого надо усердно работать над своим русским языком, чтобы думать, писать и читать без запинки. А поскольку Центральная Азия произвела на меня огромное впечатление, то я решила специализироваться на этом направлении. С 2017 г. я ни разу не пожалела об этом.
Одна из тем вашей диссертации — национальная музыка Центральной Азии, включая эстраду. Как вы оцениваете музыкальную культуру Узбекистана?
Я не музыковед и не могу говорить в таком ключе. Подхожу к теме как историк-культуролог. Музыкальная культура Узбекистана имеет выдающееся значение, как для советского периода, так и для наших дней. Самой яркой фигурой в ее становлении стал, безусловно, Батыр Закиров. Он соединил Восток и Запад в своем репертуаре. По своему значению он стоит в начале не только эстрады Узбекистана, но и вообще всего центральноазиатского региона. Батыр Закиров довольно рано обрел статус звезды не только республиканского, но и всесоюзного масштаба. Многие представители его поколения, с которыми я, собирая материал, встречалась, рассказывали, как они бежали к телевизору или радио при первых звуках его голоса. Вслед за ним на эстрадную сцену Узбекистана вышли «Ялла», «Наво», «Садо», другие ансамбли и исполнители.
Скажу и о Казахстане – второй (но не менее важной) теме моей диссертации. Здесь меня очень интересует, к примеру, творческий путь ансамбля «А’Студио» из Казахстана, который создал Байгали Серкебаев, сын оперного певца Ермека Серкебаева. До 1987 г. группа аккомпанировала знаменитой казахской певице Розе Рымбаевой, потом работала в Театре Аллы Пугачевой. «А’Студио» были очень популярны по всему Союзу.
Насколько я знаю, Байгали связывают дружеские отношения со многими узбекскими музыкантами. Как и «Ялла», «А’Студио» выступает до сих пор, хотя была образована около 35 лет назад. Ну, а созданный еще в 1967 г. казахский ВИА «Дос-Мукасан» по сей день пользуется большой популярностью! На территории Павлодарского университета стоит скульптурная группа из фигур музыкантов в полный рост с инструментами.
Какие проблемы высветились при работе над диссертацией?
В основном люди очень добрые и идут на контакт, за что я очень им благодарна. У меня сложились очень хорошие, теплые отношения с Нодирой Амановой из Института национального эстрадного искусства, мне посчастливилось там встретиться с такими мэтрами узбекской эстрады, как Мансур Ташматов и Юнус Тураев, которые входят в преподавательский состав Института. Милые, отзывчивые люди работают в Институте искусствознания, консерватории, Библиотеке им. Алишера Навои, чуть ли не во всех местах, где я побывала.
Но люди не всегда понимают, чем я занимаюсь. Бывают, они задаются вопросом — мол, как так, что не-музыкант пишет о музыке? Не всегда удается найти нужные материалы. Столько лет прошло! А в интервью люди, бывает, рассказывают о своей жизни, но я не всегда знаю – впишется ли эта информация в тот нарратив, который я выстроила?
И еще – люди иногда просто не хотят общаться, что я понимаю. Некоторые очень заняты, другие не видят в этом смысла.
Существуют ли требования по объему диссертации? Насколько жесткие сроки защиты? И когда она у вас планируется?
Я бы сказала, что есть «требование» максимально возможно раскрыть тему, на это отводится шесть лет. У нас нет требований по объему. По плану защита намечена на 2027 г. Очень надеюсь после этого стать профессором истории.
А может диссертационная комиссия, как говорится, «зарубить» соискателя?
Считается, что если профессора дали «добро» на защиту, то она пройдет успешно.
Телепередача «Ёшлар Окшоми» на УзТВ с участием Лиоры Айзенберг (2024)
Есть ли у вас уже печатные работы по теме диссертации?
У меня недавно вышла статья об отношениях между евреями и узбеками в эвакуации во время Второй мировой войны. В ней я немного рассказываю о развитии театра в Узбекистане. Но это непосредственного отношения к моей нынешней темы не имеет.
В ходе подготовки диссертации вы совершаете дальние поездки, подолгу бываете в Центральной Азии. Кто несет соответствующие расходы? Существует ли государственная, грантовая поддержка?
Слава Богу, мне университет всегда выделял средства на зимние/летние поездки (до трех месяцев) в регион (хотя надо своевременно подавать заявку, так как есть конкурс). Я уже получила грант на следующий год от организации American Councils для восьмимесячной поездки.
Интервью Лиоры Айзенберг ведущему телепередачи «Вечер Трудного Дня» Максиму Полетаеву на телеканале TV1-KG от 24 июля 2024 г. Смотреть здесь. https://fb.watch/tERXYcMfrx/
Интервью начинается после музыкального номера Салтанат Ашировой и Нурлана Бангора примерно на отметке 6:00. После интервью с Лиорой ведущий встречается с другими гостями «Вечера…».
Александр ПОПОВ
Продолжение музыкальных историй следует.
Следующая тема: «Киберги» — первая рок-группа Узбекистана».