В стране идет активная подготовка к важному событию – выборам депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и местных Кенгашей, которые пройдут 27 октября этого года. Одним из важных этапов избирательной кампании является сбор подписей политическими партиями для участия в выборах.
Порядок сбора подписей определены в ст. 38 и 39 Избирательного кодекса. В соответствии с этими нормами разработано Положение Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Республики Узбекистан № 933 от 11 сентября 2019 г. «О порядке сбора подписей политическими партиями для участия в выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и проверки правильности составления подписных листов», которое подробно определяет порядок сбора подписей политическими партиями для участия в выборах.
Согласно этому по выборам депутатов Законодательной палаты Республики Узбекистан политическая партия вправе собирать подписи избирателей только после получения уполномоченным представителем политической партии регистрационного удостоверения. Подписи, собранные до этой даты, не засчитываются.
Избиратели вправе ставить подпись в поддержку одной или нескольких политических партий. При этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте восемнадцати лет – дополнительно день и месяц рождения), адрес места проживания, серию и номер паспорта, либо идентификационной ID-карты, а также дату внесения подписи. Указанные сведения вносятся рукописным способом. Подписной лист подписывается лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, а также заверяется руководителем районной, городской структуры соответствующей политической партии и печатью.
Следует отметить, чтосбор подписей избирателей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. Любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи, влекут установленную законом ответственность.
В настоящее время политические партии, получившие допуск к участию на выборах, проводят сбор подписей во всех регионах республики. В нем участвуют представители всех региональных отделов партий, депутаты, члены низовых звеньев, партийный актив.
31 июля 2024 г., на заседании ЦИК рассмотрен вопрос регистрации уполномоченных представителей политических партий. Согласно ст.34 Избирательного кодекса, политическая партия, выдвинувшая кандидатов в депутаты, вправе назначить уполномоченного представителя для участия в заседаниях избирательной комиссии, сдаче документов, проверке правильности составления подписных листов, подсчете голосов на избирательном участке. На основе этого уполномоченные представители всех пяти политических партий прошли регистрацию и им были переданы подписные листы установленного образца для сбора подписей избирателей, поддерживающих участие политических партий в выборах.
После окончания сбора подписей уполномоченный представитель политической партии передает в ЦИК подписные листы, сброшюрованные в отдельности по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту (ст.38 Кодекса). В ст. 39 закреплено, что правильность составления подписных листов, представленных политическими партиями, проверяется ЦИК в пятидневный срок. Проверке подлежат не менее 15% от необходимого количества подписей избирателей и соответствующие сведения об избирателях, поставивших подписи в подписных листах.
Следует отметить, что для проверки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку каждой политической партии путем выборки в равном соотношении от каждого административно-территориального образования (Республика Каракалпакстан, область, город Ташкент).
10 августа ЦИК созданы три Экспертные группы по проверке правильности составления подписных листов. В её состав привлечены специалисты органов внутренних дел, органов юстиции, а также представители институтов гражданского общества.
Омон Мухамеджанов -доктор юридических наук, профессор ТГЮУ
Источник: https://lex.uz/ru/docs/4539299