Антонио Канова (1757-1822) один из величайших скульпторов европейской культуры. Самые известные собрания его работ находятся в Лувре (Париж), в музеях Италии, в Эрмитаже (Санкт-Петербург): Три грации, Венера Италийская, древнегреческая Богиня Геба, Амур и Психея… Одной из самых значительных, является мраморная скульптура «Паолина Боргезе Бонапарт, как Венера Победительница», находящаяся сегодня в галерее Боргезе. (Рим, 1805-1810гг). Венера победительница полуобнажённая, восседающая на ложе. Образ Венеры списан с Паолины Боргезе, она была средней из трёх сестёр, самая красивая и самая любимая сестра французского Императора Наполеона I.
Паолина Боргезе
Женщина необычайной утончённой изысканности, аристократических манер, она не оставляла мужчинам малейшего шанса оставаться безразличными к её чарующей, неотразимой обольстительности. Сама не желая этого, она беспощадно сокрушала сердца, изменяя людские судьбы, свергая с высоты пьедестала генералов, окружавших её венценосного брата. Её жизнь это бесконечное сплетение романтических приключений, легкомыслия, многочисленных сплетен, которые доставляли массу хлопот её брату. Наконец, он выдал её замуж за генерала Леклерка. Однако и там она не избегала интрижек с подчинёнными мужа. И после его героической гибели, по возвращении в Париж была выдана замуж за отпрыска одного из самых знатных семейств Италии, принца Камило Боргезе.
Поразительно, но после свержения Бонапарта в 1814 году никто из родственников не поддержал брата, так как Паолина. Собрав все свои сбережения от продажи имущества, она направилась на остров Эльба, а потом вслед за братом на остров св. Елены, куда Наполеон был сослан после неудавшейся авантюры. Из всех скульптур Кановы, украшающих лучшие музеи мира, наибольшую известность принесла ему скульптура обнаженной Паолины.
Паолина Боргезе Бонапарт, как Венера Победительница
Красота её лица, соблазнительность изящной шеи и плеч, совершенство линий груди, бёдер высечены столь убедительно, что это надолго приковывает внимание зрителя к этому образу, давая возможность воображению мысленно дорисовывать чарующую взгляд картину. Канова не случайно вручил ей в руки яблоко как символ любви, молодости, здоровья и красоты. И вместе с тем, зная характер Паолины, можно предположить, что яблоко собою, олицетворяет заманчивое искушение, напоминающее окружающим жар соблазна первородного греха. Когда именитый Канова прибыл в Париж, чтобы ваять образ Паолины, он предложил изобразить её в образе «Венеры-Победительницы», возлежащей на ложе. Не раздумывая, Паолина тут же при знаменитом зодчим разделась донага, обнажив перед ним совершенство линий своего тела, чем вызвала необычайный восторг мастера.
Вот как вспоминает об этом в своей книге «Истории любви в истории Франции» писатель, историк Бретон Ги: «Эта часть вашего тела столь прекрасна, – сказал он как истинный знаток, -что мне вряд ли удастся превзойти природу. Поэтому я просто сделаю слепок вашей груди». Паолина с радостью согласилась. Однако когда дошло до дела, Канова засомневался, он не мог прикоснуться рукой к «столь совершенным предметам». «Ну же!», — подбодрила его принцесса. «Чего вы испугались?». «Я боюсь влюбиться в мою модель»,– ответил он. «О Канова, а вы оказывается льстец!», — отметила Паолина, загадочно улыбаясь. Когда скульптура была готова, и её показали публике, разразился ужасный скандал. Сестру Наполеона обвинили в бесстыдстве. – Как вы могли решиться позировать совершенно обнажённой? – спросила её одна из придворных дам. – Но ведь в мастерской горел камин!- просто ответила она.
На протяжении двух столетий публика по-прежнему с восхищением рассматривает бессмертное творение великого мастера. Среди тысяч зрителей была и небезызвестная пара из России, ещё молодой Великий Князь Николай Константинович Романов1, внук императора Николая I, и его спутница американская танцовщица Фанни Лир. Посетив виллу Боргезе, они долго не могли прийти в себя от ослепительной и притягательной красоты творения мастера. У Фанни закралась мысль, хоть как-то приблизиться к облику Паолины, и ощутить свою близость с ней.
Впечатление от увиденного было столь велико и значительно, что мы можем только предположить, что Фанни, обладательница не меньшей красоты и шарма, готова была раствориться в красоте другой женщины.
Николай Константинович уступил желанию Фанни увековечить себя в мраморе в образе «Венеры Победительницы» в творении не менее знаменитого итальянского скульптора Томмазо Солари (1820-1889гг). Ему была заказана точная копия скульптуры Канова. После нескольких набросков Солари пообещал по завершении работ отправить скульптуру молодым в Санкт- Петербург. Однако по одной из версий, Николай Романов был сослан в Ташкент за проступок по краже украшения из оклада иконы «Божией Матери», которой Император Николай I благословил его родителей на брак. Следствие показало, что из-за растущих расходов на содержание Фанни, молодой князь пошёл на это преступление. Многие годы спустя, его мать, прогуливаясь по парку, наткнулась на ящик с упомянутой статуей. Она узнала лицо ненавистной ей американки. Трудно понять причину, по которой она отправила скульптуру в Ташкент, сыну, но благодаря этому сегодня «Венера Победительница» с лицом Фанни Лир, являющейся точной копией скульптуры Канова с Паолиной Боргезе Бонапарт, является украшением Государственного Музея искусств Узбекистана в Ташкенте. Музей является сокровищницей уникальных собраний, предметов искусства мирового уровня. Познакомившись лишь только с одним этим экспонатом музея, изучив его историю, можно прикоснуться к истинным шедеврам мировой культуры.
Эркин КАЗИМОВ
—————————————————
- Николай Романов, один из Великих Князей дома Романовых, находясь в ссылке в г.Ташкенте, его деятельность сыграла большую роль в развитии производительных сил нашего края. Это строительство хлопкоочистительных заводов, маслобойни, мыловаренный завод, фотомастерские, первый кинотеатр. Он занимался освоением новых земель Голодной степи, создавая на орошаемых землях новые поселения. Строил больницы для бедных, цирк и заложил основы многого другого.