На 91-м году жизни, 26 июля 2024 года, остановилось сердце выдающегося оперного режиссёра-
постановщика, народного артиста Узбекистана и Азербайджана, лауреата Государственной премии, профессора Государственной консерватории Узбекистана Фирудина Саттаровича Сафарова (1.08.1933 – 26.07.2024).
Фирудин Сафаров составил целую эпоху в истории узбекистанского оперного искусства.
Родился в Баку, поступил в Бакинское музыкальное училище на специальность «ударные инструменты», занимался спортом, в каждом деле добиваясь званий, наград и призов.
После окончания музыкально училища поступил в консерваторию в Баку.
По рекомендации ректора Бакинской консерватории, известного композитора Д. Гаджиева приобрел специальность оперного режиссера в Ленинградской государственной консерватории и стал первым в Азейбарджане профессиональным оперным режиссером-постановщиком.
Пять лет, проведенные в городе на Неве — музыкальном и театральном центре России – позволили Ф.Сафарову обрести бесценные знания и опыт под началом известнейших деятелей искусства. В стенах консерватории ощущался дух работавших или учившихся в ней великих композиторов: Римского-Корсакова, Чайковского, Лядова, Глазунова, Мясковского, Прокофьева. Среди педагогов был гений XX столетия Д. Шостакович. В одно время с Ф.Сафаровым учились в ЛГК Е.Образцова, Е. Нестеренко, В. Атлантов, Е.Богачева и многие другие выдающиеся музыканты и исполнители. Высокая культура, профессионализм, глубокие знания, широта кругозора были непременными принципами консерваторской жизни, которым режиссер следовал во все годы своей жизни. Даже такой штрих в имидже этого единственного в Узбекистане дипломированного оперного режиссера-постановщика как неизменная галстук-бабочка служил верностью заветам учителей, которые во всем были для него ориентиром.
Музыкант, артист во всем должен соответствовать статусу человека искусства и с уважением относиться и к театру, и к зрителю, считал Ф. Сафаров.
Девять лет проработал Ф.Сафаров главным режиссером Азербайджанского Государственного театра оперы и балета имени Ахундова, поставив оперы «Кероглу», «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибекова, «Пиковую даму» Чайковского, «Оптимистическую трагедию» Холминова, оперу «Ван Гог» Кодаллы. Режиссер-новатор, он получал приглашения на постановки из различных городов и поставил ряд спектаклей в оперных театрах Анкары, Ленинграда, Одессы, Самары, Воронежа. Алматы. К нему не раз обращались с предложениями возглавить оперные труппы в других городах, в том числе такое предложение поступило из ГАБТа имени А. Навои.
Ф. С. Сафаров решил познакомиться с оперной труппой, прежде чем окончательно принять предложение о сотрудничестве. Приехал, послушал «Тоску». Понял, что здесь мог бы осуществить свои замыслы. Хотел реализовать то, о чем мечтал, чему научился за годы учебы в Ленинграде и в самостоятельной работе. Идей было много, требовалась лишь поддержка коллектива.
И он нашел ее в Узбекистане, который стал для него второй родиной. Около 60 оперных спектаклей поставил Фирудин Саттарович в Ташкенте. Это «Пиковая дама», «Фауст», «Отелло», «Аида», «Самсон и Далила», «Трубадур», «Проделки Майсары», «Омар Хайям», «Лейли и Меджнун», «Кармен», «Аида», «Садокат» и многие другие. Уникальными для современников стали постановки «Петр I» Андрея Петрова, «Огненный ангел» Сергея Прокофьева. Видные деятели искусств специально приезжали в Ташкент, чтобы увидеть воплощение этих опер. В их числе композитор А.Петров, известный дирижер Е. Светланов, маститые искусствоведы. Громкий успех имели эти постановки не только в Узбекистане, но и во время гастролей театра в Москве. Шеститысячный зал Кремлевского Дворца рукоплескал ташкентской труппе за высочайший класс постановки и исполнения оперных произведений современных русских композиторов, с таким мастерством поставленных на узбекистанской сцене.
Фирудин Сафаров потрясал зрителей глубиной оперной драматургии, мизансценами и движением масс, как в хорошем игровом кино. Высоким эмоциональным настроем была насыщена каждая постановка режиссера-мастера.
«Мир держится на созидателях, – говорил он. – Именно созидатели пробуждают в нас стремление противоборствовать разрушительным началам и остаются великими в душах людей и в истории человечества».
Таким созидателем был и сам Фирудин Сафаров, заслуги которого отмечены высокими правительственными наградами и званиями: орденами «Фидокорона хизматлари учун», «Мехнат шухрати», медалью «Прогресс» (Азербайджан). Государственной премией Узбекской ССР имени Хамзы (1981 год) — за постановку оперы «Пётр Первый», званиями заслуженного, а затем народного артиста Узбекистана.
Вечная память Мастеру, который внёс огромный вклад в развитие оперного искусства Узбекистана.
Тамара Санаева
Фото автора.