back to top
10 C
Узбекистан
Четверг, 21 ноября, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Рустам Ильясов. Аранжировщик «Яллы»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

История тридцать третья. Часть 2

Наш предыдущий рассказ о Заслуженном артисте Узбекистана, музыкальном руководителе ансамбля «Ялла» Рустаме Ильясове прервался на том, как квинтет из Ташкента, в котором он выступал, получил звание лауреата на Всесоюзном фестивале джазовой музыки в Свердловске.

Узловым стал 1978 г., когда в сентябре в Фергане прошел II Всесоюзный Ферганский фестиваль джазовой и эстрадной музыки.  На этом фестивале Рустам выступил в составе «Квинтета солистов Ташкентского джаз-клуба», так назвал его в своей книге «Беседы о джазе» президент джаз-клуба Сергей Гилев. Ансамбль создал коллега Рустама по эстрадно-симфоническому оркестру Узгостелерадио Олег Гоцкозик. В состав квинтета входили: Олег Гоцкозик – фортепиано, Юрий Парфенов – труба, Константин Добровольский – саксофон, флейта, Рустам Ильясов – бас-гитара, Сергей Гилев – ударные.

Восточная сюита

На фестивале квинтет исполнил ставшую сенсацией джазовую композицию «Восточная сюита». Сергей Гилев в книге «Беседы о джазе» назвал ее «коллективным сочинением ансамбля, где каждый музыкант был не только исполнителем, но и автором той или иной части». «Эта джаз-роковая композиция появилась спонтанно, — вспоминает Рустам Ильясов, — была определена структура, тема и, пожалуй, всё. Остальное — сплошная импровизация». На следующий год после фестиваля вышел диск «Восточная сюита», записанный на студии филиала фирмы «Мелодия» Ташкентского завода им. Муллы Ташмухаммедова. Это была первая грампластинка с джазовой музыкой в Узбекистане, притом построенная на местном материале, но не в смысле цитирования, а в образном мире произведения, его фольклорных импровизаций.    

«В ходе репетиций перед записью, — продолжает Рустам, — яснее проявились форма и содержание. При этом полная свобода мыслей. Вот так и получилась «Сюита». Было интересно. Записали за одну смену, за 4 часа, писал ныне покойный звукоинженер Валентин Георгиевич Селюнин». Потом, как уточняет в одном из интервью Константин Добровольский, два дня ушло на техническую доработку записи. По его словам, спустя недолгое время запись сюиты прозвучала на радиостанции «Голос Америки. 

Рустам тогда служил в армии. По его просьбе в день записи ему выписали увольнительную. А вот с фотографией на обложку приключалась история, которой трудно найти аналог в масштабах мировой музыкальной индустрии. На фотографии сидят Гоцкозик и Гилев, но между стоящими Парфеновым (слева) и Добровольским (справа) стоит не Рустам Ильясов, а Михаил Розенблюм – музыкант из эстрадно-симфонического оркестра Узгостелерадио. А случилось так потому, что в день, когда снимали фотографию на обложку, рядовому Рустаму Ильясову, связисту по военной специальности   не дали увольнительную. И тогда Гоцкозик решил, пусть вместо Ильясова станет Розенблюм. Стоят красиво, двое по бокам в светлых рубашках, посредине Розенблюм в черном пиджаке. Классика! Вот такая история.

 

Олег Гоцкозик — Восточная сюита. На фото указан год премьеры произведения. Пластинка вышла годом позже.

Как рассказывает Добровольский, пластинка «вышла на виниле тиражом в 32 тысячи экземпляров и ее мгновенно смели с прилавков. Следом допечатали еще 10 тысяч. Нам заплатили по 60 руб.».  Но заплатили не всем, Рустам ничего не получил. История давняя, сейчас трудно вспомнить подробности, но, видимо, Рустам не смог выбраться в увольнение в нужное время и не оказался в нужном месте для получения гонорара.

После записи альбома квинтет просуществовал недолго. Олег Гоцкозик эмигрировал в Швецию, где сейчас и проживает. Добровольский какое-то время работал на радио, потом уехал в Алма-Ату, Парфёнов переехал в Россию. А Рустам Ильясов в августе 1979 г. знакомится с Фарухом Закировым на Первом Конкурсе песен стран социалистического содружества «Крымские зори» в Ялте. До того музыканты не были знакомы, хотя и работали в одной сфере, и жили в Ташкенте в одной остановке друга от друга. И это знакомство имело далеко идущие последствия. Почти на 15 лет.

Приглашение в «Яллу»

Дело в том, что тогда в уже легендарном ансамбле «Ялла» появились настроения усталости, музыканты стали по-разному видеть и будущее ансамбля, и себя в будущем. В какой–то момент Фарух остался единственным музыкантом ансамбля из его первого состава. В это непростое время он и знакомится в Ялте с Рустамом Ильясовым, который оказался там сразу после армии в качестве музыканта аккомпанирующего трио (клавишные, бас-гитара, ударные) солиста оркестра Узгостелерадио Павла Борисова, который участвовал в конкурсе, но отмечен не был. В составе этого трио был и будущий барабанщик «Яллы» Алишер (Лёша) Туляганов. Трио сложилось спонтанно. Буквально за пару недель до отъезда в Крым разучили несколько песен стран социалистического содружества и отправились на конкурс.

«Карусель» («Оглянуться, оглянуться»). Музыка: Ф.Закиров, слова: И. Резник. Аранжировка. Р. Ильясов. Обаятельная песня с простым, но глубоким текстом. В роли девушки молодая певица Татьяна Чибунидзе.

«Там было здорово, — вспоминает Рустам, — море, девочки, музыка, красота… В жюри видим Батыра Закирова. Там же я впервые встретился с Фарухом Закировым, который, приехал с братом на конкурс. Уже в самолете Москва – Ташкент Фарух с Батыром подошли ко мне. Предложили работу в ансамбле. Говорю, поп-музыка не мое, больше джаз люблю. На том пока и простились. В Ташкенте уже ждали моего возвращения после армии в оркестр Узгостелерадио. Светила карьера… Но через пару дней на радио снова появились братья Закировы и выложили два сильных аргумента. Батыр Каримович: «Братишка, мы тебе предлагаем мир посмотреть…». Фарух Каримович: «Будешь музыкальным руководителем и можешь приводить своих музыкантов». Ну, что тут возразишь! Позвонил своим. Лёше Туляганову  —  барабанщику, брату Дони — клавишнику, Боре Гершковичу — соло-гитаристу. Начали работать. Делал аранжировки, проводил репетиции, ставил звук на сцене и в записи. Побывал почти во всех странах Восточной Европы, в Афганистане, Монголии, Индии, Непале, Шри-Ланке, На Мальдивах, в Анголе, Конго, Марокко, Японии, Южной Корее, Мексике.  Лучшие годы моей жизни».

Александр ПОПОВ

На заставке: исполнители «Восточной сюиты». Слева направо: Олег Гоцкозик, Константин Добровольский, Рустам Ильясов, Юрий Парфенов, Сергей Гилев. Фото с альбома «Восточная сюита»

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Рустама Ильясова

Продолжение следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Национальный центр по правам человека провел на СОР29 сайд-ивент

В рамках COP29 в Баку Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека было организовано параллельное мероприятие в форме side...

Больше похожих статей