История тридцать третья. Часть 1
Эта музыкальная история посвящена Заслуженному артисту Узбекистана, музыкальному руководителю ансамбля «Ялла» Рустаму Абдусаматовичу Ильясову. Начнем с истории, которую он недавно рассказал на фейсбуке о своем родственнике чайханщике Ильхомджоне Иногомджонове (1872-1938).
Ильхомджон жил в Ташкенте в начале XX века в Ташкенте. В народе его называли Ильхом-самоварчи. Это был предприимчивый человек с широкими культурными интересами. В 1905 году он привез для своей чайхоны из Москвы граммофон. На его презентацию пригласил известного певца Муллу Туйчи Ташмухаммедова (Туйчи-хофиза, 1868-1943), именем которого уже при советской власти был назван ташкентский завод по изготовлению грампластинок. Чайхона с граммофоном стала фактически культурным центром, где собирались и посетители, и местные музыканты. Слушали музыку, обсуждали ее – реально клуб по интересам, первый в городе «дискоклуб». Позже Ильхом с Муллой открыли в Ташкенте первую в Туркестане студию звукозаписи. Ильхом-самоварчи, оказывается был двоюродным дедом Рустама Ильясова, а дед Рустама – Ильяс Ходжа был как бы импресарио Ильхомджона, а также играл на гиджаке и чанге. Вот такая музыкальная генеалогия. Печально, но в 1938 году Ильхом-самоварчи попал под каток сталинских репрессий и был расстрелян.
В начале…
Рустам Ильясов родился 17 июня 1952 года в музыкальной семье. Отец — Абдусамат — играл на дутаре, преподавал теорию музыки в культпросвет техникуме. С музыкой, как это сказано выше, очень дружил и дед Рустама. Мама была певицей в оркестре народных инструментов, потом перешла на преподавательскую работу. Кроме того, они долго работали с самодеятельным женским ансамблем дутаристок, о котором даже был снят фильм-концерт для Узбекского телевидения.
Творческая биография Рустама началась в музыкальной школе имени Рейнгольда Глиэра, куда мальчик поступил в семь лет. Тогда, в 1959 году школа находилась на Бешагаче, потом переехала в Вузгородок и стала именоваться «Специальной музыкальной школой-интернатом для одарённых детей”. В школе он учился по классу скрипки, потом были музыкальное училище им. Хамзы, консерватория и армия. «Выдающийся скрипач из меня не получился, — говорит Рустам, — да я особенно и не стремился, знал, это не моё. Скрипачом надо быть хорошим или не быть вообще». Зато Рустам стал блестящим аранжировщиком.
«Последняя поэма». Музыка Алексея Рыбникова. Слова Рабиндраната Тагора. Аранжировка Рустама Ильясова. В 1981 году композиция вышла в финал телевизионного конкурса «Песня-81» в двух вариантах: в исполнении Ирины Отиевой и «Яллы». Телезрители признали версию «Яллы» лучшей. Рустам в своей аранжировке придал песне оригинальный восточный колорит, добавив при этом ситар и немного замедлив темп, в результате чего песня зазвучала по-восточному напевно и неторопливо. Все вместе и принесло «Ялле» дополнительные голоса.
Работать Рустам стал еще во время учебы. В Народной филармонии (Городской Дом Культуры им. Талибджана Садыкова) Рустам Ильясов числился руководителем эстрадного оркестра, а занимался созданием вокально-инструментальных ансамблей. Был, например, женский ВИА «Феруза» который успешно выступал на районных и городских конкурсах. Тогда молодой студент начал писать музыку, занялся аранжировками.
Любимая музыка
Потом стал играть в кафе и ресторанах, например, в кафе «Ширин» на квартале Ц-5. В таких местах тогда работали лучшие музыканты города, это была высшая школа жизни для них. Джаз для Рустама начался, как и для многих, с классики. Сначала слушал таких мэтров как Duke Ellington, Cоunt Basie, Ella Fitzgerald, Louis Armstrong… Когда стал разбираться в стилях и направлениях, заинтересовался джаз-роком, где его привлекли сочетание импровизационной основы джаза с суровой энергетикой рока. Потом появились новые имена и названия: блестящий электропианист Chick Corea, знаменитый состав виртуозов The Mahavishnu Orchestra, затем такие авторитеты джаз-рока, как Chicago, Blood, Sweat & Tears, Earth, Wind & Fire… Лучший аранжировщик мира, считает Рустам — Quincy Jones, обладатель 27 наград «Грэмми», причем не раз как аранжировщик. В 1982 году Quincy Jones был продюсером альбома Майкла Джексона Thriller (1982), который стал самым продаваемым альбомом всех времен — тираж 110 миллионов экземпляров.
Из классиков Рустам выделяет Бетховена, Шопена, Моцарта, Глюка, Чайковского, но на них список не заканчивается. Современных классиков в силу возраста мало знает. Да и есть ли они? В числе любимых групп The Beatles и Chicago. Особое место в списке Рустама Ильясова занимает слепой негритянский клавишный гений, обладатель голоса в четыре октавы Stevie Wоnder.
В оркестре и джаз-клубе
С 1975 году до армии работал аранжировщиком в Оркестре Узгостелерадио, где познакомился с талантливым музыкантом Олегом Гоцкозиком, который был там вторым дирижером. В составе квинтета Игоря Алешина в марте 1977 года выступил на открытии Ташкентского джаз-клуба в Доме Знаний. Ныне в этом здании находится Государственный академический русский драматический театр Узбекистана. Дом знаний был очень популярным местом в Ташкенте, здесь демонстрировались малотиражные фильмы, допущенные к ограниченному показу (например, «Сталкер», «Зеркало»), выступали эстрадные коллективы, проходили творческие вечера московских гостей, проводились дискотеки, сюда приезжали клоуны «Лицедеи», другие необычные коллективы.
А уже через месяц после открытия джаз-клуба в Ташкенте на Всесоюзном фестивале джазовой музыки в Свердловске (ныне Екатеринбург) прозвучала построенная на узбекской народной мелодии музыкальная пьеса Рустама «Олмани отдим» («Я бросил яблоко») в исполнении того же квинтета в составе: Игорь Алешин (клавишные, Борис Шукуров (саксофон), Эдуард Мхчинян (гитара), Рустам Ильясов (бас-гитара) Сергей Гилев (ударные) – фактически состав ансамбля ресторана «Саёхат» — плюс барабанщик из ресторана «Узбекистан» Александр Трацевский. Они выступали попеременно. Из Свердловска музыканты уехали в звании лауреатов.
Александр ПОПОВ
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Рустама Ильясова
Продолжение следует