В последнее время печатные СМИ и новостные интернет-сайты стран СНГ потеряли многих читателей. Люди, не нашедшие у журналистов новостей, уходят в Телеграм, в другие социальные сети, где ищут информацию о только что произошедших событиях и интересные фото и видео. Финансируемые из госбюджета и похожие друг на друга СМИ зачастую публикуют одно и то же, излагая новости разными словами. В самолетах, прибывающих на встречи первых лиц, летает масса пишущих корреспондентов, фотографов и съемочных групп, которые называют себя иностранным словом «пул». Они хорошо понимают, что в их СМИ будет опубликована однотипная не интересная новость о встрече, которую, по сути, могли бы озвучить два – три журналиста, причем местных. Понимают и то, что своей численностью они создают видимость значительного события и ощущение популярности лидера, чего обычно просто нет.
Та же масса корреспондентов окружает «говорящую голову» на пресс-конференциях, хотя важную персону зачастую правильнее назвать не популярной, а узнаваемой, — так как это абсолютно разные вещи. Примером может служить персонаж Лени Голубкова из телевизионной рекламы «МММ», которую в 90-х годах каждые четверть часа показывали на всех телеканалах. Талантливого актера театра и кино Владимира Пермякова, сыгравшего глуповатого пьющего Леню Голубкова, знали все. Именно ему была адресована народная любовь к финансовой пирамиде, а позже – злоба и ненависть к ней. Безусловно, короткие сообщения новостей тоже нужны, но когда в СМИ их слишком много, интерес к ним падает. Именно так сатирики Ильф и Петров, работавшие в реальной газете «Гудок»», шутили над своей редакцией и в романе «Двенадцать стульев» рассказали о новости в газете «Станок»: «Вчера на площади Свердлова попал под лошадь извозчика № 8974 гр. О. Бендер. Пострадавший отделался легким испугом».
Именно так, «скармливая» невзыскательным людям малозначащие события, СМИ утрачивают способность работать в таких жанрах журналистики, как аналитическая статья, обзор, отчет и рецензия, которые интересуют читателей. Добротные интересные тексты в СМИ становятся редкостью. Стоит повторить еще раз — так почти всегда «работает» значительное число официальных СМИ, и обижаться на это не стоит. Если перевести их на самоокупаемость, многие просто прекратят выходить, поскольку уровень сотрудников в них невысокий – в такие издания обычно идут работать дети тех, кто платит СМИ деньги. Но именно так или почти всегда так подается читателям основная масса информации со встреч лидеров стран. Стоит заметить, что избитая формулировка «обсуждались вопросы, представляющие взаимный интерес» по своей сути – пустая и неуместная, поскольку встречи на высоком уровне по определению не могут быть другими. И делаются «новости» такими по целому ряду причин.
Какими бывают лидеры
Лидеры разных стран – очень разные, и правят они тоже разное время – до 30 лет и даже больше, правда, это еще не говорит об эффективности государственного управления. Типологий лидеров довольно много, но наиболее распространены только несколько. Итальянский социолог Вильфредо Парето делит элиты и лидеров всего на 2 типа – «Львов» и «Лисов», часто чередующихся во власти. По его убеждению, «Лев» — консервативен, открыт, честен, действует прямолинейно, в меру конфликтен, склонен к силовым методам и к порядку. «Лисы» отличаются скрытностью, хитры, часто обманывают и манипулируют людьми, не склонны к открытому противостоянию с сильным соперником. Впрочем, как еще в XV веке заметил Никколо ди Бернардо Макиавелли, «Лев» может не заметить капкан, а «Лис» — не защищен от волков.
Всех лидеров по типу лидерства делят на традиционных (монарх), харизматичных (вождь) и рационально-легальных (уважающий законы страны). В своем большинстве лидеры совмещают в себе разные типы, манипулируют людьми и часто правят в «пожарном порядке» (чем они, главным образом, и занимаются). Но замечено, что наиболее успешными во власти все же становятся лидеры открытые, честные, мобильные и опирающиеся на умных помощников.
Как можно быстро «раскрутить» человека
«Свита делает короля» — журналисты и политтехнологи так могут «раскрутить» человека, что из скромного и незаметного он может превратиться в харизматичного политика, который и на дебаты ходить не будет, если они не прописаны в Конституции (что, впрочем, еще не показатель успешности политика). Ближе к выборам политика можно сделать не только узнаваемым, но и сымитировать его популярность, а когда политик перестает быть нужным, его просто вносят в стоп-лист СМИ (наличие которых всегда опровергается). Так было, к примеру, с генерал-прокурором, о котором как по команде СМИ «забыли».
Можно привести и другой пример, — как 20 лет назад мэр крупного города поручил журналисту провести молодого незаметного представителя зарубежной фирмы в депутаты областного парламента. При первом знакомстве журналист видел, что кандидат молод, умен, но совершенно не харизматичен, и уже подумывал, как отказаться от предложения. Но в первом же интервью кандидат сказал журналисту фразу «я и все мои четверо детей…». Этого было достаточно – уже через неделю в почтовые ящики жителей избирательного округа были опущены газеты с портретом его семьи и огромным интервью его молодой 28-летней супруги о своем муже под заголовком «Мне жизнь сделала сказочный подарок». Дальнейшая «раскрутка» уже не требовалась – закрытый опрос показал, что самый голосующий на выборах электорат (женщины старшего возраста) никого больше знать не хотят. Следует добавить, что в последующие годы избранный депутатом, этот человек сделал прекрасную и заслуженную карьеру.
Что происходит на встречах лидеров
Несмотря на внешнее однообразие (флаги, кресла и столик с цветами), все встречи – очень разные, и способность лидера провести в день по 5 переговоров – это тоже еще не показатель его успеха и об этом тут же забывают. Все вопросы готовятся заранее и стороны придерживаются правила — спешки в обсуждении быть не должно, и обсуждать нужно лишь возможные пути решения. Именно в переговорах обсуждаются и принимаются документы, согласно которым затем работают правительства. Но каждая работа имеет две стороны медали – существенная часть переговоров и решений часто засекречена, поэтому о подготовке встречи и ее результатах общественность мало что знает.
За политиком всегда ведется пристальное наблюдение. Даже если один лидер ожидает другого 2 минуты и это стало известно, факт сразу становится темой обсуждения. В отдельных случаях закрытость переговоров понятна, поскольку лидер может допустить неудачное высказывание или проявить неосведомленность. В случае если «ляп» известного политика стал достоянием общественности, на помощь приходит мальчик для битья (пресс-секретарь или иная свита), которая заявляет, что политика не так поняли или его высказывание является его личной позицией, не совпадающей с официальной. Это избавляет лидера от возможного судебного преследования, но такие высказывания почти никогда не забываются конкурентами.
Кроме того, на переговорах лидеров нередки случаи, когда их ведут не равные по возможностям партнеры. Если одна сторона переговоров слаба, она испытывает давление, и свою слабость в принятии решения приходится скрывать — подменять истинное положение дел банальным пустословием и дезинформацией. Пресс-конференции по результатам переговоров (или выход к прессе) зачастую проводятся редко и они бывают, если оба лидера того пожелают. Если они и проводятся, то вопросы журналистов из своего же пула отфильтрованы и не интересны. А если пресс-конференций не бывает, то пресса ждет, но не ропщет и терпит, поскольку государственная и принята на оклад.
Как говорят в шутку, каждая сосиска живет мечтой стать колбасой, но вакансии открываются редко. Так и каждый серьезный лидер хочет быть авторитетным, хочет нравиться электорату, умело управлять ресурсным потенциалом в интересах народа и быть ответственен перед населением за политический курс. Тем не менее, бывают случаи, когда лидер контролирует только ТВ и государственные СМИ, или, как говорил Уинстон Черчилль, вступает «на путь дурных поступков», и ему очень трудно понять, где именно остановиться. Это создает непростую ситуацию, поскольку снижение уровня государственных СМИ неприемлемо для общества, поэтому доводить СМИ до такого состояния не целесообразно.
Андрей Захватов, политический обозреватель
На заставке фото Антона Тушина. Узнаваемый (но не популярный) актер Владимир Пермяков, снявшийся в рекламе «МММ» в роли Лени Голубкова.
НУ ВЫ НАИВНЫЕ ПРЯМ ! КОГДА ПРЕЗИДЕНТ ТОЛЬКО НАЧАЛ РУКОВОДИТЬ СТРАНОЙ , ОН ТАК И СКАЗАЛ, ПИШИТЕ СМЕЛО И ОТКРЫТО СМИ, БЛОГЕРАМ, ДА ВСЕМ ! И ЧТО ? ПОВЕРИЛИ ПРЕЗИДЕНТУ И НАЧАЛИ ВСКРЫВАТЬ ОПУХОЛИ В ОБЩЕСТВЕ !
ЗНАМЕНИТЫЕ ВИДЕО ВСЕМ ПОМНЯТСЯ ДУМАЮ, ПРО УЯТ ОТ КУДРАТХОДЖАЕВА , ПРО ЛЮБАЯ БИЗНЕС ХОРОША И ТАК ДАЛЕЕ ! ГОД, НУ ДВА ПОИГРАЛИ В ДЕМОКРАТИЮ И…СТОП !!
А КТО ОПАСАТЕСЯ ПРАВДЫ ТО ?
РУКОВОДИТЕЛИ ВСЕХ ЗВЕНЬЕВ !
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ !
КОРРУПЦИОНЕРЫ !!
ВАША СТАТЬЯ НОЛЬ РЕЗУЛЬТАТА ДАСТ
ТОЛЬКО ПРЕЗИДЕНТ МОЖЕТ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ЭТУ
А ЕМУ ОНО НАДО ?
Хорошая статья! Вот как раз пример, как гражданка Симоньян вспомнила про Кеннеди, и это тот самый случай. И опубликовано это в главной российской газете. Если оценить ее воспоминания, то это пустая шелуха, никакой связи с происшествием с Трампом нет. Можно добавить, что в России практикуют напоминание, что там ещё есть какая-то гражданка Симоньян и она что-то там вспомнила. Кто такая эта женщина, никому не интересно.