История тридцать вторая. Часть 3
Продолжение истории о творчестве Заслуженного артиста Узбекистана Эдуарда Каландарова мы начинаем с рассказа о его деятельности в области кино и театра.
К началу 70-х гг. эстрада, работа для театра и кино становится основным направлением творчества композитора. В 1970 г. выходит первый фильм с музыкой Эдуарда Каландарова
«Автографы на века». На следующий год был запущен в прокат «его» художественный фильм «Осенняя новелла», показанный на кинофестивалях в 17 странах за пределами СССР. Всего он написал музыку к 25 кино- и телефильмам, 18-ти музыкальным спектаклям. В их числе документальный фильм на текст Шарафа Рашидова «Узбекистан. Продолжение подвига», а также художественный фильм-мюзикл «Вот, опять Насреддин», режиссер Эдуард Давыдов, где у композитора была также и роль ростовщика Джаффара.
В 1973 г. Эдуард Нерьянович становится членом Союза композиторов Узбекистана и СССР, годом позже – лауреатом премии Ленинского комсомола Узбекистана. В те же годы он покидает оркестр, чтобы вплотную заняться композицией и педагогикой. Около года преподает композицию в школе им. Виктора Успенского, лучшем детском музыкальном учебном заведении Узбекистана того времени (да и сегодня тоже). Потом несколько лет работает в музыкальном училище им. Хамзы.
В 1978 г. Каландаров входит в жюри межреспубликанского «Фестиваля джазовой и эстрадной музыки Фергана-78».
В том же году в училище им. Хамзы открывается эстрадное отделение, где Эдуард Нерьянович ведет курс «Джазовая импровизация» и руководит инструментальным ансамблем.
Вспоминает Игорь Надеждин, лидер московской джаз-группы ESH, правнук Бориса Борисовича Надеждина–первого. «Эдуард Нерьянович Каландаров… большой друг и однокашник моего отца. Я с удовольствием ходил к нему в гости. Он показывал мне фантастические вещи, брал на фортепиано какие-то немыслимые аккорды… Я могу назвать его своим первым учителем в джазе».
Самый плодотворный период в своей деятельности Эдуард Каландаров связывал с работой в Ташкентском театрально-художественном институте им. А. Н. Островского с 1981 по 1985 гг. Прежде всего, потому, что ректор института член корреспондент АН, Заслуженный деятель науки
Узбекистана, доктор искусствоведения, профессор Мамаджон Рахманович Рахманов создал в институте удивительно творческую, дружескую атмосферу. Большое внимание он обращал на эстрадное искусство. Пишу не с чужих слов, в эти замечательные годы я учился в этом институте. Мне есть с чем сравнить. До этого я закончил Ташкентский политех, где было скучно и бюрократично. Но, оказывается, был свой эстрадный оркестр, о котором я тогда и не ведал.
Эдуард Нерьянович работал в ТТХИ в должности старшего преподавателя отделения «Артист театра музыкальной комедии», вел факультатив «Специализация по эстрадному вокалу». В институте был учебный театр, неплохой комплект музыкальной аппаратуры, студия звукозаписи, наконец, традиции — отсюда вышел на эстрадную орбиту уже легендарный тогда состав «Ялла».
Эдуард Каландаров создает в институте студенческий инструментальный ансамбль «Дебют», увлеченно работает с молодыми музыкантами, обучает приемам эстрадно-джазового исполнения, в целом формирует их музыкальное мышление, проводя занятия в формате «мастер-класс».
В 1983 г. двое солистов «Дебюта» становятся участниками впечатляющего успеха узбекской эстрадной школы на Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение песен стран социалистического содружества «Крымские зори» в Ялте. Тогда первое, второе и третье места разобрали певцы из Узбекистана. Первое – Наталья Нурмухамедова, второе – солистка «Дебюта» Мавлюда Асальходжаева, третье – солист того же ансамбля Георгий Мушеев. Сделанная Каландаровым для Мавлюды аранжировка вьетнамской «Песни о горных птицах» произвела сильнейшее впечатление на жюри, которое объявило его лучшим аранжировщиком конкурса. Приз – фарфоровая напольная ваза. Надежда Чурадаева, еще одна солистка «Дебюта», стала.Лауреатом VII Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
В 1985 г. в институте неожиданно сменился ректор. Новый начальник (фамилию не припомнаю), по слухам, прибыл из Москвы. Был строг и неулыбчив. Помню, как по коридорам института «потянуло холодом». Просмотрев предметный план, новый ректор обнаружил в нем «непрофильный» эстрадный факультатив и немедленно закрыл его.
Эдуард Каландаров возвращается в училище им. Хамзы, где ведет курс «Основы джазовой импровизации» вплоть до распада СССР. В 80-е годы Каландаров пишет детскую оперу «Колобок», мюзиклы для драматического театра, театра кукол и театра комедии, театра юного зрителя.
В то же время он принимает участие в джазовых фестивалях по всей стране: в Москве (1986), Красноярске (1987), Днепропетровске (1989)… В 1989 г. входит в жюри престижного международного джазового фестиваля в Ярославле. Годом раньше ему было присвоено звание «Заслуженный артист Узбекистана».
В середине 1980-х гг. сценическим партнером Эдуарда Каландарова становится президент созданного в 1975 г. республиканского джаз-клуба Сергей Гилев. Они образовали очень слаженный джазовый дуэт — фортепиано (Каландаров) и бас (Гилев), — который активно выступал и просуществовал до отъезда Каландарова за границу.
В 1991 г., Эдуард Каландаров получил приглашение на позицию второго дирижера и аранжировщика Московского Государственного ансамбля фольклорной музыки под управлением Владимира Назарова. Спустя несколько месяцев он становится его музыкальным руководителем. К тому времени там же работал Георгий Мушеев. Ансамбль часто выступал на телевидении, ездил в гастрольные поездки по стране и за рубеж. Здесь Эдуард Каландаров проработал три года, а в 1994 г. переехал с семьей в США. Поселился сначала в Нью-Йорке, потом переехал в Филадельфию, где обосновались и некоторые другие переехавшие в США музыканты из Узбекистана: Григорий Пушен, Елена Живаева, Андрей Хохлов, музыканты ансамбля «Болалар»…
По приезде в Штаты Эдуард Каландаров решил, что в мире джаза имя Edward Kalendar будет звучать ярче. Это имя стало его профессиональным псевдонимом.
В США Эдуард продолжил активную музыкальную жизнь. Он остался верен жанрам, в которых работал на родине. Его скрипичная соната, построенная на узбекских ладах была исполнена в концертном зале Карнеги-Холл в Нью-Йорке и не раз звучала по радио во многих штатах страны.
Звезды фигурного катанию Елена Ильиных и Никита Кацалапов танцевали под фольклорный саундтрек, записанный Каландаровым специально для их выступлений на международных соревнованиях в Европе и Японии. Одна из его детских песен стала дипломантом международного конкурса Джона Леннона. Аранжировки и оригинальные джазовые пьесы Каландарова регулярно исполняются членами Национального (Вашингтон), Чикагского и Филадельфийского симфонических оркестров. Спектакль по Бернарду Шоу «Дон Жуан в аду» с оригинальным саундтреком Каландарова был поставлен в одном из театров Off-Broadway в Нью-Йорке. В том же Нью-Йорке успешно прошла премьера его «Камерных миниатюр для струнного оркестра», а в Филадельфии внук Себастьян Пихт исполняет фортепианный концерт в сопровождении Молодёжного оркестра Темпльского университета.. Его фортепианные, гитарные и квартетные аранжировки еврейской музыки со всего мира занесены в каталоги крупнейших нотных дистрибуторов: Hal Leonard, Schott Music и Boosey and Hawkes.
Каландаров-джазмен выступает в Рокфеллер-центре, ООН, Линкольн-центре, на фестивале «Vail Jazz» и других престижных площадках, сотрудничает с такими блестящими джазменами, как саксофонисты Боб Берг и Ларри МакКенна, мульти-инструменталист Крис Брубек, басист Джеймс Каммак, виброфонист Рэй Александер и Нью-Йорк Биг-бенд под управлением Джо Баттаглия.
Преподавание композиции и джаза по-прежнему занимает важное место в профессиональной жизни Каландарова. За 25 лет преподавательской деятельности в Америке Эдуард вдохновил множество студентов на творчество в профессиональной музыке. Вот что пишет его бывший ученик Нейтан Пелл, ныне профессор композиции и теории музыки в консерватории «Маннес-колледж — «Новая школа музыки» на Манхэттене в Нью-Йорке: «Всему, что я знаю о композиции меня научил Эдвард Календар. Он блестящий музыкант, щедрый учитель, и настоящий друг. Несмотря на моё последующее обучение у довольно знаменитых композиторов, я считаю себя учеником и последователем Эдварда. Любой, кто знал его, поймёт, как мне повезло».
С 1965 г. рядом с Эдуардом Каландаровым была верная жена Ася Каландарова – дирижер хора и пианистка по специальности, дочь Элина – выпускница Московской консерватории, скрипачка Филадельфийского симфонического оркестра. Они нередко выступали семейным дуэтом. Но у жизни есть предел. В 2022 г. на 81 году жизни в месяце июне 11 дня
Эдуард Нерьянович Каландаров покинул этот мир.
Памятный видеофильм Remembering Edward в you tube на канале Edward Kalendar
Автор выражает благодарность за помощь при подготовке материала: Лиоре Айзенберг, Асе Каландаровой, Элине Каландаровой Пихт, Рустаму Ильясову, Александру Москалеву.
При подготовке материала использованы:
— монографический очерк «Композитор Эдуард Каландаров» Леонида Юсупова. Елецкий государственный университет им. А. Бунина, 2002.
— edwardkalendar.musicaneo.com/ru/
Иллюстрации: кадры из фильма Remembering Edward, если не указано иное.
Александр ПОПОВ
Продолжение музыкальных историй следует.