back to top
13.6 C
Узбекистан
Воскресенье, 8 сентября, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Композитор Эдуард Каландаров

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,750ПодписчикиПодписаться

История тридцать вторая. Часть 3

Продолжение истории о творчестве Заслуженного артиста Узбекистана Эдуарда Каландарова мы начинаем с рассказа о его деятельности в области кино и театра. 

К началу 70-х гг. эстрада, работа для театра и кино становится основным направлением творчества композитора.  В 1970 г. выходит первый фильм с музыкой Эдуарда Каландарова

«Автографы на века». На следующий год был запущен в прокат «его» художественный фильм «Осенняя новелла», показанный на кинофестивалях в 17 странах за пределами СССР. Всего он написал музыку к 25 кино- и телефильмам, 18-ти музыкальным спектаклям. В их числе документальный фильм на текст Шарафа Рашидова «Узбекистан. Продолжение подвига», а также художественный фильм-мюзикл «Вот, опять Насреддин», режиссер Эдуард Давыдов, где у композитора была также и роль ростовщика Джаффара.

В 1973 г. Эдуард Нерьянович становится членом Союза композиторов Узбекистана и СССР, годом позже – лауреатом премии Ленинского комсомола Узбекистана. В те же годы он покидает оркестр, чтобы вплотную заняться композицией и педагогикой. Около года преподает композицию в школе им. Виктора Успенского, лучшем детском музыкальном учебном заведении Узбекистана того времени (да и сегодня тоже). Потом несколько лет работает в музыкальном училище им. Хамзы.

В 1978 г. Каландаров входит в жюри межреспубликанского «Фестиваля джазовой и эстрадной музыки Фергана-78».

В том же году в училище им. Хамзы открывается эстрадное отделение, где Эдуард Нерьянович ведет курс «Джазовая импровизация» и руководит инструментальным ансамблем.

Вспоминает Игорь Надеждин, лидер московской джаз-группы ESH, правнук Бориса Борисовича Надеждина–первого. «Эдуард Нерьянович Каландаров… большой друг и однокашник моего отца. Я с удовольствием ходил к нему в гости. Он показывал мне фантастические вещи, брал на фортепиано какие-то немыслимые аккорды… Я могу назвать его своим первым учителем в джазе».

Эдуард Каландаров – «Ёшлигим Гузаль» («Моя молодость прекрасна»). Джазовый дуэт для двух фортепиано, исполненный в двух странах. В Ташкенте. Первое фортепиано – Эдуард Каландаров, второе фортепиано — Адиба Шарапова, ударные Йосиф Мушеев.
В Нью-Йорке. Первое фортепиано – Эдуард Каландаров, второе фортепиано – Инесса Малаева. Из коллекции И. Малаевой.

Самый плодотворный период в своей деятельности Эдуард Каландаров связывал с работой в Ташкентском театрально-художественном институте им. А. Н. Островского с 1981 по 1985 гг. Прежде всего, потому, что ректор института член корреспондент АН, Заслуженный деятель науки

Узбекистана, доктор искусствоведения, профессор Мамаджон Рахманович Рахманов создал в институте удивительно творческую, дружескую атмосферу. Большое внимание он обращал на эстрадное искусство. Пишу не с чужих слов, в эти замечательные годы я учился в этом институте. Мне есть с чем сравнить. До этого я закончил Ташкентский политех, где было скучно и бюрократично. Но, оказывается, был свой эстрадный оркестр, о котором я тогда и не ведал. 

Эдуард Нерьянович работал в ТТХИ в должности старшего преподавателя отделения «Артист театра музыкальной комедии», вел факультатив «Специализация по эстрадному вокалу». В институте был учебный театр, неплохой комплект музыкальной аппаратуры, студия звукозаписи, наконец, традиции — отсюда вышел на эстрадную орбиту уже легендарный тогда состав «Ялла».

Эдуард Каландаров создает в институте студенческий инструментальный ансамбль «Дебют», увлеченно работает с молодыми музыкантами, обучает приемам эстрадно-джазового исполнения, в целом формирует их музыкальное мышление, проводя занятия в формате «мастер-класс».

В 1983 г. двое солистов «Дебюта» становятся участниками впечатляющего успеха узбекской эстрадной школы на Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение песен стран социалистического содружества «Крымские зори» в Ялте. Тогда первое, второе и третье места разобрали певцы из Узбекистана. Первое – Наталья Нурмухамедова, второе – солистка «Дебюта» Мавлюда Асальходжаева, третье – солист того же ансамбля Георгий Мушеев. Сделанная Каландаровым для Мавлюды аранжировка вьетнамской «Песни о горных птицах» произвела сильнейшее впечатление на жюри, которое объявило его лучшим аранжировщиком конкурса. Приз – фарфоровая напольная ваза. Надежда Чурадаева, еще одна солистка «Дебюта», стала.Лауреатом VII Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

Приз лучшему аранжировщику

В 1985 г. в институте неожиданно сменился ректор. Новый начальник (фамилию не припомнаю), по слухам, прибыл из Москвы. Был строг и неулыбчив. Помню, как по коридорам института «потянуло холодом». Просмотрев предметный план, новый ректор обнаружил в нем «непрофильный» эстрадный факультатив и немедленно закрыл его.

Эдуард Каландаров возвращается в училище им. Хамзы, где ведет курс «Основы джазовой импровизации» вплоть до распада СССР. В 80-е годы Каландаров пишет детскую оперу «Колобок», мюзиклы для драматического театра, театра кукол и театра комедии, театра юного зрителя.

В то же время он принимает участие в джазовых фестивалях по всей стране: в Москве (1986), Красноярске (1987), Днепропетровске (1989)… В 1989 г. входит в жюри престижного международного джазового фестиваля в Ярославле. Годом раньше ему было присвоено звание «Заслуженный артист Узбекистана».

В середине 1980-х гг. сценическим партнером Эдуарда Каландарова становится президент созданного в 1975 г. республиканского джаз-клуба Сергей Гилев. Они образовали очень слаженный джазовый дуэт — фортепиано (Каландаров) и бас (Гилев), — который активно выступал и просуществовал до отъезда Каландарова за границу.

В 1991 г., Эдуард Каландаров получил приглашение на позицию второго дирижера и аранжировщика Московского Государственного ансамбля фольклорной музыки под управлением Владимира Назарова. Спустя несколько месяцев он становится его музыкальным руководителем. К тому времени там же работал Георгий Мушеев. Ансамбль часто выступал на телевидении, ездил в гастрольные поездки по стране и за рубеж. Здесь Эдуард Каландаров проработал три года, а в 1994 г. переехал с семьей в США. Поселился сначала в Нью-Йорке, потом переехал в Филадельфию, где обосновались и некоторые другие переехавшие в США музыканты из Узбекистана: Григорий Пушен, Елена Живаева, Андрей Хохлов, музыканты ансамбля «Болалар»…

Edward Kalendar’s Philly Ragtime. The Philadelphia Orchestra. (Philly – ласково-уменшительное  от Philadelphia). Ragtime – фортепианный танцевальный жанр

По приезде в Штаты Эдуард Каландаров решил, что в мире джаза имя Edward Kalendar будет звучать ярче. Это имя стало его профессиональным псевдонимом.

В США Эдуард продолжил активную музыкальную жизнь. Он остался верен жанрам, в которых работал на родине. Его скрипичная соната, построенная на узбекских ладах была исполнена в концертном зале Карнеги-Холл в Нью-Йорке и не раз звучала по радио во многих штатах страны.

Звезды фигурного катанию Елена Ильиных и Никита Кацалапов танцевали под фольклорный саундтрек, записанный Каландаровым специально для их выступлений на международных соревнованиях в Европе и Японии. Одна из его детских песен стала дипломантом международного конкурса Джона Леннона. Аранжировки и оригинальные джазовые пьесы Каландарова регулярно исполняются членами Национального (Вашингтон), Чикагского и Филадельфийского симфонических оркестров. Спектакль по Бернарду Шоу «Дон Жуан в аду» с оригинальным саундтреком Каландарова был поставлен в одном из театров Off-Broadway в Нью-Йорке. В том же Нью-Йорке успешно прошла премьера его «Камерных миниатюр для струнного оркестра», а в Филадельфии внук Себастьян Пихт исполняет фортепианный концерт в сопровождении Молодёжного оркестра Темпльского университета.. Его фортепианные, гитарные и квартетные аранжировки еврейской музыки со всего мира занесены в каталоги крупнейших нотных дистрибуторов: Hal Leonard, Schott Music и Boosey and Hawkes.

После концерта в ООН. Крис Брубек (бас-гитара, тромбон), сын Дейва Брубека слева, его жена Тереза, Эдвард Календар (клавишные) и Рассел Глойд, менеджер Дейва Брубека.

Каландаров-джазмен выступает в Рокфеллер-центре, ООН, Линкольн-центре, на фестивале «Vail Jazz» и других престижных площадках, сотрудничает с такими блестящими джазменами, как саксофонисты Боб Берг и Ларри МакКенна, мульти-инструменталист Крис Брубек, басист Джеймс Каммак, виброфонист Рэй Александер и Нью-Йорк Биг-бенд под управлением Джо Баттаглия.

Преподавание композиции и джаза по-прежнему занимает важное место в профессиональной жизни Каландарова. За 25 лет преподавательской деятельности в Америке Эдуард вдохновил множество студентов на творчество в профессиональной музыке. Вот что пишет его бывший ученик Нейтан Пелл, ныне профессор композиции и теории музыки в консерватории «Маннес-колледж — «Новая школа музыки» на Манхэттене в Нью-Йорке: «Всему, что я знаю о композиции меня научил Эдвард Календар. Он блестящий музыкант, щедрый учитель, и настоящий друг. Несмотря на моё последующее обучение у довольно знаменитых композиторов, я считаю себя учеником и последователем Эдварда. Любой, кто знал его, поймёт, как мне повезло».

С 1965 г. рядом с Эдуардом Каландаровым была верная жена Ася Каландарова – дирижер хора и пианистка по специальности, дочь Элина – выпускница Московской консерватории, скрипачка Филадельфийского симфонического оркестра. Они нередко выступали семейным дуэтом. Но у жизни есть предел. В 2022 г. на 81 году жизни в месяце июне 11 дня

Эдуард Нерьянович Каландаров покинул этот мир.

Памятный видеофильм Remembering Edward в you tube на канале Edward Kalendar  

Автор выражает благодарность за помощь при подготовке материала: Лиоре Айзенберг, Асе Каландаровой, Элине  Каландаровой Пихт, Рустаму Ильясову, Александру Москалеву.

При подготовке материала использованы:

— монографический очерк «Композитор Эдуард Каландаров» Леонида Юсупова. Елецкий государственный университет им. А. Бунина, 2002.   

—  edwardkalendar.musicaneo.com/ru/

—  edwardkalendar.com

Иллюстрации: кадры из фильма Remembering Edward, если не указано иное.

Александр ПОПОВ

Продолжение музыкальных историй следует.  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Сухопутные страны, не имеющие выхода к морю, провели форум на тему продовольственной безопасности в Ташкенте

5-6 сентября 2024 года в Ташкенте состоялся международный форум на тему «Цели продовольственной безопасности и устойчивого развития развивающихся стран,...

Больше похожих статей