Одним из основных шагов Узбекистана по активизации процессов декарбонизации является либерализация энергетического рынка. Это будет способствовать энергосбережению и создаст благоприятную среду для частного сектора, чтобы инвестировать в ВИЭ. При этом достижение целей по доведению доли ВИЭ до 25% от общего объема генерации в 2026 году позволит сэкономить природный газ и предотвратить рост выбросов СО2 на 37,4 млн тонн.
В Центре экономических исследований и реформ был организован круглый стол на тему «Возможности низкоуглеродного развития Узбекистана: сценарии, последствия, будущие исследования».
В мероприятии приняли участие эксперты Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР), Французского агентства развития (AFD) и Программы устойчивой инфраструктуры в Азии (SIPA), а также ответственные представители министерств и ведомств, НИИ, университетов, международных организаций, и другие эксперты.
Данный круглый стол проводится ЦЭИР в сотрудничестве с AFD и SIPA с целью запуска Программы сотрудничества в областях «зеленой экономики» и «сокращения выбросов углекислого газа в экономике», подписанной в ноябре 2022 года в рамках визита Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева во Францию.
Директор Центра экономических исследований и реформ Обид Хакимов, открывая мероприятие проинформировал участников о реформах, проводимых с целью снижения углеродного потенциала в экономике Узбекистана, подчеркнув актуальность вопросов, обсуждаемых в рамках сегодняшнего мероприятия.
Основной целью проведения круглого стола стало определение путей совместной разработки и внедрения эффективных решений по сокращению выбросов углекислого газа (СО2) в Узбекистане. Дискуссия с участием государственных органов, бизнеса, гражданского общества и экспертов позволяет досконально изучить различные аспекты проблемы и выработать комплексный подход к ней.
«Узбекистан имеет одну из самых быстрорастущих экономик в Центрально-Азиатском регионе и является одним из крупнейших эмитентов СО2. В первую очередь это связано с широким использованием ископаемого топлива на электростанциях и устаревших промышленных процессах.
Переход к «зеленой экономике» и борьба с изменением климата, смягчение его негативных последствий, защита атмосферного воздуха и расширение зеленых насаждений стали приоритетными задачами в рамках реформ государственного и общественного строительства в Узбекистане» – подчеркнул директор ЦЭИР.
В рамках мероприятия было озвучено, что по данным МВФ, за последние 30 лет температура в нашем регионе повысилась на 1,5 градуса Цельсия, то есть в два раза больше, чем в среднем по миру (0,7 градуса Цельсия). При этом, согласно прогнозам, до 2050 года температура может повыситься еще на 1,6–2,6 градусов.
По прогнозам Всемирного банка, без принятия мер по адаптации к изменению климата экономика Узбекистана к 2050 году сократится на 10%, что приведет к значительному снижению занятости и доходов населения. Необходимо учитывать дальнейшее воздействие изменения климата на биоразнообразие, окружающую среду и потенциальных климатических мигрантов.
Таким образом, в рамках Программы сотрудничества предполагается оценить возможности снижения углеродного потенциала в экономике Узбекистана, применить современные аналитические методы и инструменты, а также изучить мировой опыт по снижению углеродного потенциала экономики. Ожидается, что реализация данной программы будет способствовать переходу Узбекистана к экологически чистой и низкоуглеродной модели развития.
В рамках круглого стола экспертами было отмечено, что основными источниками выбросов по секторам экономики в стране являются энергетический сектор (76%), сельское хозяйство (18%), промышленность (5%) и отходы (1%).
Наиболее значительными источниками выбросов являются летучие выбросы метана из газа и нефти (35%), CO2 из электричества и тепла (21%), CO2 из промышленного сектора, включая строительство (16%), животноводство (15%) и CO2 из жилого сектора (13%).
Так, реализация мер, направленных на сокращение выбросов СО2 в экономике Узбекистана, поможет достичь Целей устойчивого развития и поддержит «зеленый» рост. Это важный приоритет для правительства Узбекистана и международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк и МВФ.
Отмечалось, что одним из основных шагов Узбекистана по активизации процессов декарбонизации является либерализация энергетического рынка. Это будет способствовать энергосбережению и создаст благоприятную среду для частного сектора, чтобы инвестировать в ВИЭ.
Так, согласно Стратегии развития Узбекистана на 2022-2026 годы, Узбекистан поставил перед собой цель сократить выбросы CO2 на единицу ВВП на 35% к 2030 году по сравнению с 2010 годом.
На мероприятии участники широко обсудили проблему, и различные заинтересованные стороны высказали свое мнение. Различные аспекты проблемы были подробно изучены путем обмена мнениями между представителями правительства, бизнеса, гражданского общества, экспертами и учеными.
В рамках мероприятия были обсуждены различные подходы и решения по сокращению выбросов СО2 в экономике Узбекистана. Предложения и рекомендации, выдвинутые участниками, послужат важной основой для будущих реформ.
Так, участники отметили, что к 2030 году спрос на электроэнергию в Узбекистане достигнет 120 млрд кВт/ч. При этом достижение целей по доведению доли ВИЭ до 25% от общего объема генерации в 2026 году позволит сэкономить природный газ и предотвратить рост выбросов СО2 на 37,4 млн тонн.
Также были затронуты вопросы разработки эффективных решений, адаптированных к условиям Узбекистана, в сотрудничестве с ответственными организациями, обмена опытом с международными организациями и развития сотрудничества.
Кроме того, было решено разработать план действий по сокращению выбросов углекислого газа в Узбекистане путем укрепления сотрудничества между различными заинтересованными сторонами.
Служба по связям с общественностью ЦЭИР