back to top
30.5 C
Узбекистан
Понедельник, 8 июля, 2024

Под сенью Креста и Полумесяца Максуд Алиханов-Аварский

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,510ПодписчикиПодписаться

Глава восьмая

Всему виной был взрывной характер нашего героя.  Трагический эпизод произошёл в городе Баку в 1877 году. В результате ссоры, произошедшей между Максуд-беком и неким казачьим офицером, дело чуть было не дошло до кровопролития. Алиханов достав револьвер едва не застрелил человека, оскорбившего его. Но до самого страшного, дело, к счастью не дошло. Однако, оба провинившихся были отданы под военный суд и понесли суровое наказание. Вот, что об этом говорится в Послужном списке Алиханова: “За покушение в запальчивости раздражения на убийство офицера был предан временному военном суду в г. Баку, по Высочайше утвержденному приговору которого разжалован в рядовые с лишением чинов и орденов”[1]. Ордена к тому времени у Максуд-бека было два – Св. Владимира 4 ст. с бантами и мечами и Св. Станислава 2 ст. с мечами, то есть обе награды были получены за боевые действия. Ордена дело наживное, куда страшней лишиться офицерского чина. По тому же решению суда Алиханов был разжалован в рядовые и по Приказу Главнокомандующего назначен в 18-й драгунский Переяславский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк.

Это был сокрушительный удар для молодого, амбициозного военного. Любая другая менее сильная личность, опустила бы руки. Но не таков был Максуд-бек. А тут как-раз началась Русско-турецкая война, предоставившая ему хорошую возможность реабилитироваться. На Кавказском театре военных действий Алиханов сражается в составе Эриванского отряда[2]. И уже очень скоро в бою при Деве-Бойну, состоявшемуся 23 октября 1877 года, Алиханов являет чудеса храбрости, за что удостаивается Знаком отличия военного ордена, — так называемый солдатский Георгий[3], — и менее чем через год производится в унтер-офицеры.

Подробностей подвига Максуд-бека в этом бою мы не знаем, но все же вкратце расскажем о сражении.

Фортификационные укрепления Деве-Бойну, были весьма мощными. Начатые строиться ещё в 1829 году, они продолжили укрепляться в 1855-м, а с началом новой войны вновь усиленно достраивались.

Турецкий генерал Мухтар-паша[4] расположил в этой крепости весьма внушительную силу — 40 батальонов пехоты, 12 эскадронов кавалерии и 36 артиллерийских орудий.

22 октября русские отряды под командованием генерала Геймана[5] подошли к крепости и утром следующего дня началась атака.

     

Генерал В. А. Гейман, из книги “Герои и деятели Русско-Турецкой войны 1877—1878 гг.”, СПб, 1878., и Мухтар-паша. Из книги T. S. HarrisonThe Homely Diary of a Diplomat in the East, 1897-1899”,

Турки встретили наступающих сильным огнём с фронта и артиллерийским огнем с фланга с горы Чобан-даг. Однако наступление это не остановило. Вскоре, несмотря на упорную оборону, турки были выбиты из траншей и стали отступать к главной Эрзерумской дороге. Здесь они остановились, перегруппировались, и были готовы перейти в наступление, но в это время начала энергично наступать колонна генерала Броневского[6]. Турки, теснимые с двух сторон, стали поспешно отступать, преследуемые конницей и бросив большую часть артиллерии. К вечеру Деве-бойну был занят русскими властями.

Главнокомандующий Кавказской армией и бывший непосредственный начальник Алиханова, Великий князь Михаил Николаевич, высоко ценивший Максуд-бека, неустанно хлопотал о его судьбе, и, наконец, в августе 1878 года, добился прощения проштрафившемуся офицера. Читаем в Послужном списке Алиханова: “Государь Император, согласно ходатайству Его Императорского Высочества Главнокомандующего Кавказской армией повелеть соизволил не считать этого штрафования препятствием к наградам и преимущества по службе”. Максуд-бек, как уже отмечено выше, повышен до унтер-офицера и ему были возвращены все награды, которых он был ранее лишен.

В 1879 году Максуд-бек, принимает участие в Ахал-Текинской экспедиции и вновь под началом генерала Ломакина. Расскажем немного предысторию этого военного похода.

После усмирения Хивы и Бухары и покорения Коканда единственным регионом в Центральной Азии, не подвласт­ным Российской Империи, оставались туркменские степи, врезавшиеся огромным клином между Закаспийским воен­ным отделом и русскими владениями в Туркестане. Все со­общения между Красноводском и Ташкентом приходилось поддерживать по окружному пути, через Оренбург, посколь­ку воинственное племя туркмен — текинцев, обитавших в Ахал-Текинском и Мервском оазисах, и отсутствие сухопут­ных и водных путей делали прямой путь невозможным.

В 1876 году текинцы обратились к персидскому шаху с просьбой перейти в подданство Персии. Информация об этом весьма озаботила Петербург и Тифлис, в чью юрисдик­цию входил Закаспийский военный отдел. Поверенный в делах Российской Империя в Тегеране И. А. Зиновьев[7] преду­предил шахское правительство, что Империя относится к этому крайне отрицательно и будет всеми способами проти­водействовать.

В 1877 году против текинцев был предпринят военный по­ход под командованием генерала Ломакина. Несмотря на значительный урон, нанесённый противнику, русский от­ряд не смог, – как было предписано, – закрепиться в селении Кызыл-Арват. Из-за нехватки продовольствия пришлось от­ступить. Текинцы восприняли это как свою победу и это, конечно же, сказывалось на авторитете Российской Империи, и по отношению к себе это сразу почувствовал русский посол в Тегеране. Талантливый дипломат Иван Алексеевич Зиновьев, прекрасно разбиравшийся в ситуации на Среднем Востоке, предлагает изменить стратегию. А именно: не постепенное завоевание туркменских степей силами малых отрядов, а нанесение мощного удара большими силами в центр Ахалтекинского оазиса.

21 января 1879 года в Петербурге собирается Особое совещание, которое пришло к «заключению в пользу решительных действий, с целью занятия пункта среди самого оазиса Ахалтекинского»[8]. Через два дня решение совещания утвердил император.

В этой военной экспедиции принимает участие и унтер-офицер Максуд Алиханов.

Несмотря на то, что для похода были собраны внушительные силы, он закончился неудачей. Покорить текинцев, и на этот раз не получилось. Но Максуду-бек, вновь показал чудеса храбрости. В каких конкретно боевых действиях он участвовал можно узнать из его послужного списка. Вот, что там написано: “Участвовал в следующих делах и перестрелках […]. С 10 по 13 августа набег кавалерии авангарда под начальством флигель-адъютанта полковника князя Долгорукова из Бендесена на кочевья текинцев у колодцев: Нияз-Кара-Сингер и Егин-Казах; 28 августа бой с текинцами под Геок-Тепе; 29 августа перестрелка при отступлении от Геок-Тепе к Кары-Каризу; с 29 августа по 13 сентября обратное движение отряда под начальством генерал-майора Ломакина от Геок-Тепе к Терсакану; 6 сентября перестрелка колонны фуражиров с текинцами у Бендесена; с 23 по 27 сентября дальнейшее движение главной части отряда по распоряжению командующего войсками генерал-лейтенанта Тер-Гукасова от Тер-Сакана в тыл”[9]. Сухое перечисление событий пахнущее порохом и кровью. Несмотря на неудачу Алиханов был отмечен и “за военные отличия” производится в прапорщики.

Текинский оазис был окончательно покорен в 1881 году в результате Ахал-текинской экспедиции под командованием генерала Скобелева. Но в этом походе Алиханов участия не принимал. А уже в 1882 году мы видим нашего героя в Тедженском отряде в погонах поручика.

Наступал его звездный час.

В.ФЕТИСОВ

Продолжение следует.

На заставке: Иллюстрация из Альбома картин в память 25-летия Русско-Турецкой

войны 1877-1878. М. 1902


[1] Послужной список состоящего при войсках Кавказского военного округа, числящегося по армейской кавалерии полковника полковника Алиханова. На 1 января 1900 г.

[2] Эриванский отряд (1877—1878) — войсковое соединение Русской императорской армии под командованием генерал-лейтенанта Тергукасова сформированное в начале апреля 1877 года и составлявшее левое крыло Действующего корпуса на Кавказском театре военных действий под общим командованием генерал-адъютанта Лорис-Меликова во время Русско-турецкой войны 1877―1878 годов.

[3] Знак отличия Вое́ного о́рдена (с 1913 года — Гео́ргиевский крест) — военная награда Российской империи для нижних чинов, учреждённая в 1807 году и структурно причисленная к Военному ордену Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Являлся высшей наградой для солдат и унтер-офицеров за боевые заслуги и храбрость, проявленную против неприятеля.

[4] Ахмед Мухтар-паша (1832—1919), также известный как Гази Ахмед Мухтар-паша («Ахмед Мухтар-паша Победоносный») — мушир и великий визирь Османской империи. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов руководил боевыми действиями на Кавказском фронте в районе Эрзерума.

[5] Гейман Василий Александрович (1823 — 1878) — русский военачальник, генерал-лейтенант (16.04.1872), герой Кавказской войны и русско-турецкой войны 1877—1878 гг.

[6] Броневский Иван Николаевич (1826—1881) — генерал-майор, участник Крымской и Русско-турецкой войн. В составе Эриванского отряда участвовал во многих делах Кавказской армии против Турции, в частности, в битве при Деве-бойну. Особенно он отличился в сражении при Баязете.

[7] Зиновьев Иван Алексеевич (1835—1917) — русский дипломат и востоковед, действительный тайный советник. Почётный член Петербургской академии наук (1901). Член Государственного совета (1909).

[8] Милютин Д. А. Дневник 1873-1882. Том 2. М; Изд. Захаров,2016

[9] Послужной список…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Сотрудница телеканала «Матч ТВ» подверглась групповому насилию  со стороны мигрантов из Узбекистана

Сотрудница «Матч ТВ» заявила об изнасиловании тремя мигрантами. По подозрению в совершении преступления задержаны трое мужчин, сообщили в Telegram-канале...

Больше похожих статей