Глава восьмая
Всему виной был взрывной характер нашего героя. Трагический эпизод произошёл в городе Баку в 1877 году. В результате ссоры, произошедшей между Максуд-беком и неким казачьим офицером, дело чуть было не дошло до кровопролития. Алиханов достав револьвер едва не застрелил человека, оскорбившего его. Но до самого страшного, дело, к счастью не дошло. Однако, оба провинившихся были отданы под военный суд и понесли суровое наказание. Вот, что об этом говорится в Послужном списке Алиханова: “За покушение в запальчивости раздражения на убийство офицера был предан временному военном суду в г. Баку, по Высочайше утвержденному приговору которого разжалован в рядовые с лишением чинов и орденов”[1]. Ордена к тому времени у Максуд-бека было два – Св. Владимира 4 ст. с бантами и мечами и Св. Станислава 2 ст. с мечами, то есть обе награды были получены за боевые действия. Ордена дело наживное, куда страшней лишиться офицерского чина. По тому же решению суда Алиханов был разжалован в рядовые и по Приказу Главнокомандующего назначен в 18-й драгунский Переяславский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк.
Это был сокрушительный удар для молодого, амбициозного военного. Любая другая менее сильная личность, опустила бы руки. Но не таков был Максуд-бек. А тут как-раз началась Русско-турецкая война, предоставившая ему хорошую возможность реабилитироваться. На Кавказском театре военных действий Алиханов сражается в составе Эриванского отряда[2]. И уже очень скоро в бою при Деве-Бойну, состоявшемуся 23 октября 1877 года, Алиханов являет чудеса храбрости, за что удостаивается Знаком отличия военного ордена, — так называемый солдатский Георгий[3], — и менее чем через год производится в унтер-офицеры.
Подробностей подвига Максуд-бека в этом бою мы не знаем, но все же вкратце расскажем о сражении.
Фортификационные укрепления Деве-Бойну, были весьма мощными. Начатые строиться ещё в 1829 году, они продолжили укрепляться в 1855-м, а с началом новой войны вновь усиленно достраивались.
Турецкий генерал Мухтар-паша[4] расположил в этой крепости весьма внушительную силу — 40 батальонов пехоты, 12 эскадронов кавалерии и 36 артиллерийских орудий.
22 октября русские отряды под командованием генерала Геймана[5] подошли к крепости и утром следующего дня началась атака.
Турки встретили наступающих сильным огнём с фронта и артиллерийским огнем с фланга с горы Чобан-даг. Однако наступление это не остановило. Вскоре, несмотря на упорную оборону, турки были выбиты из траншей и стали отступать к главной Эрзерумской дороге. Здесь они остановились, перегруппировались, и были готовы перейти в наступление, но в это время начала энергично наступать колонна генерала Броневского[6]. Турки, теснимые с двух сторон, стали поспешно отступать, преследуемые конницей и бросив большую часть артиллерии. К вечеру Деве-бойну был занят русскими властями.
Главнокомандующий Кавказской армией и бывший непосредственный начальник Алиханова, Великий князь Михаил Николаевич, высоко ценивший Максуд-бека, неустанно хлопотал о его судьбе, и, наконец, в августе 1878 года, добился прощения проштрафившемуся офицера. Читаем в Послужном списке Алиханова: “Государь Император, согласно ходатайству Его Императорского Высочества Главнокомандующего Кавказской армией повелеть соизволил не считать этого штрафования препятствием к наградам и преимущества по службе”. Максуд-бек, как уже отмечено выше, повышен до унтер-офицера и ему были возвращены все награды, которых он был ранее лишен.
В 1879 году Максуд-бек, принимает участие в Ахал-Текинской экспедиции и вновь под началом генерала Ломакина. Расскажем немного предысторию этого военного похода.
После усмирения Хивы и Бухары и покорения Коканда единственным регионом в Центральной Азии, не подвластным Российской Империи, оставались туркменские степи, врезавшиеся огромным клином между Закаспийским военным отделом и русскими владениями в Туркестане. Все сообщения между Красноводском и Ташкентом приходилось поддерживать по окружному пути, через Оренбург, поскольку воинственное племя туркмен — текинцев, обитавших в Ахал-Текинском и Мервском оазисах, и отсутствие сухопутных и водных путей делали прямой путь невозможным.
В 1876 году текинцы обратились к персидскому шаху с просьбой перейти в подданство Персии. Информация об этом весьма озаботила Петербург и Тифлис, в чью юрисдикцию входил Закаспийский военный отдел. Поверенный в делах Российской Империя в Тегеране И. А. Зиновьев[7] предупредил шахское правительство, что Империя относится к этому крайне отрицательно и будет всеми способами противодействовать.
В 1877 году против текинцев был предпринят военный поход под командованием генерала Ломакина. Несмотря на значительный урон, нанесённый противнику, русский отряд не смог, – как было предписано, – закрепиться в селении Кызыл-Арват. Из-за нехватки продовольствия пришлось отступить. Текинцы восприняли это как свою победу и это, конечно же, сказывалось на авторитете Российской Империи, и по отношению к себе это сразу почувствовал русский посол в Тегеране. Талантливый дипломат Иван Алексеевич Зиновьев, прекрасно разбиравшийся в ситуации на Среднем Востоке, предлагает изменить стратегию. А именно: не постепенное завоевание туркменских степей силами малых отрядов, а нанесение мощного удара большими силами в центр Ахалтекинского оазиса.
21 января 1879 года в Петербурге собирается Особое совещание, которое пришло к «заключению в пользу решительных действий, с целью занятия пункта среди самого оазиса Ахалтекинского»[8]. Через два дня решение совещания утвердил император.
В этой военной экспедиции принимает участие и унтер-офицер Максуд Алиханов.
Несмотря на то, что для похода были собраны внушительные силы, он закончился неудачей. Покорить текинцев, и на этот раз не получилось. Но Максуду-бек, вновь показал чудеса храбрости. В каких конкретно боевых действиях он участвовал можно узнать из его послужного списка. Вот, что там написано: “Участвовал в следующих делах и перестрелках […]. С 10 по 13 августа набег кавалерии авангарда под начальством флигель-адъютанта полковника князя Долгорукова из Бендесена на кочевья текинцев у колодцев: Нияз-Кара-Сингер и Егин-Казах; 28 августа бой с текинцами под Геок-Тепе; 29 августа перестрелка при отступлении от Геок-Тепе к Кары-Каризу; с 29 августа по 13 сентября обратное движение отряда под начальством генерал-майора Ломакина от Геок-Тепе к Терсакану; 6 сентября перестрелка колонны фуражиров с текинцами у Бендесена; с 23 по 27 сентября дальнейшее движение главной части отряда по распоряжению командующего войсками генерал-лейтенанта Тер-Гукасова от Тер-Сакана в тыл”[9]. Сухое перечисление событий пахнущее порохом и кровью. Несмотря на неудачу Алиханов был отмечен и “за военные отличия” производится в прапорщики.
Текинский оазис был окончательно покорен в 1881 году в результате Ахал-текинской экспедиции под командованием генерала Скобелева. Но в этом походе Алиханов участия не принимал. А уже в 1882 году мы видим нашего героя в Тедженском отряде в погонах поручика.
Наступал его звездный час.
В.ФЕТИСОВ
Продолжение следует.
На заставке: Иллюстрация из Альбома картин в память 25-летия Русско-Турецкой
войны 1877-1878. М. 1902
[1] Послужной список состоящего при войсках Кавказского военного округа, числящегося по армейской кавалерии полковника полковника Алиханова. На 1 января 1900 г.
[2] Эриванский отряд (1877—1878) — войсковое соединение Русской императорской армии под командованием генерал-лейтенанта Тергукасова сформированное в начале апреля 1877 года и составлявшее левое крыло Действующего корпуса на Кавказском театре военных действий под общим командованием генерал-адъютанта Лорис-Меликова во время Русско-турецкой войны 1877―1878 годов.
[3] Знак отличия Вое́ного о́рдена (с 1913 года — Гео́ргиевский крест) — военная награда Российской империи для нижних чинов, учреждённая в 1807 году и структурно причисленная к Военному ордену Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Являлся высшей наградой для солдат и унтер-офицеров за боевые заслуги и храбрость, проявленную против неприятеля.
[4] Ахмед Мухтар-паша (1832—1919), также известный как Гази Ахмед Мухтар-паша («Ахмед Мухтар-паша Победоносный») — мушир и великий визирь Османской империи. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов руководил боевыми действиями на Кавказском фронте в районе Эрзерума.
[5] Гейман Василий Александрович (1823 — 1878) — русский военачальник, генерал-лейтенант (16.04.1872), герой Кавказской войны и русско-турецкой войны 1877—1878 гг.
[6] Броневский Иван Николаевич (1826—1881) — генерал-майор, участник Крымской и Русско-турецкой войн. В составе Эриванского отряда участвовал во многих делах Кавказской армии против Турции, в частности, в битве при Деве-бойну. Особенно он отличился в сражении при Баязете.
[7] Зиновьев Иван Алексеевич (1835—1917) — русский дипломат и востоковед, действительный тайный советник. Почётный член Петербургской академии наук (1901). Член Государственного совета (1909).
[8] Милютин Д. А. Дневник 1873-1882. Том 2. М; Изд. Захаров,2016
[9] Послужной список…