back to top
7.7 C
Узбекистан
Четверг, 21 ноября, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Композитор Эдуард Каландаров

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

История тридцать вторая. Часть 2

Продолжаем рассказ о композиторе Эдуарде Нерьяновиче Каландарове. Предыдущая публикация закончилась на том, как оставив музыкальное училище в Душанбе, он отправился поступать в Ташкентскую консерваторию.

В 1960 г. Эдуард поступает в Ташкентскую консерваторию в класс молодого композитора Альберта Малахова, который в 1963 г. возглавил Государственный эстрадный оркестр Узбекистана и проработал с ним до 1968 г.

Студент Календарёв (пока Календарёв) углубленно изучает симфоническую музыку, постигает секреты композиторского мастерства. Стажируется, как сказано выше, у Арама Хачатуряна. В числе работ показанных им советскому классику были пьесы в стиле Прокофьева. Прослушав их, мэтр сказал, что лучше быть Календарёвым номер один, чем тысячным Прокофьевым. Арам Ильич подчеркнул, что сам всегда черпает вдохновение в народных источниках, и желает того же для своих учеников. Этот совет поддержал уже формирующийся у Эдуарда глубокий интерес к

этническому наполнению в классике.

Одновременно, во многом под влиянием Альберта Малахова, Эдуард все больше сближается с эстрадной и джазовой музыкой. Благо, культурная атмосфера в Ташкенте, обусловленная хрущевской «оттепелью», к этому располагала.

Уже в 1964г. Эдуард становится руководителем и дирижером самодеятельного джаз-бэнда «Модуль» при ГКТБМ (Государственное конструкторское бюро тяжелого машиностроения). Принят был на должность истопника, ставки дирижера в КБ не было. С этим коллективом, который стал как бы его творческой лабораторией, он работал до 1971 г. Причем старался, чтобы в консерватории об этом не знали, поскольку там, как и в театральных вузах, не приветствуется, когда студенты занимаются такого рода деятельностью во время учебы. Джазовые ноты в то время были большой редкостью, все партитуры и голоса с точностью воспроизводились Эдуардом от руки и по слуху.

Джаз-бэнд «Модуль». Дирижер Эдуард Календарёв

С «Модулем» Эдуард Календарёв принял участие в Первом ташкентском джазовом фестивале в 1968 г., стал его дипломантом. Была представлена авторитетная джазовая классика: «Дуэт для двух труб» Нила Хефти, «Полет птиц» Каунта Бейси, «В свинге Бродвея» Стена Кентона… Вот, что писал музыкальный обозреватель «Ташкентской правды». Цитирую по книге Сергея Гилева «Беседы о джазе»: «В рамках самодеятельности это явление, безусловно выдающееся, в чем-то поднимается до высот профессионализма». Далее уже сам Гилев отмечает, что «духовые и саксофоновая группы ни в чем не уступали профессионалам, но слабая ритм–секция портила впечатление от выступления оркестра».

Дипломной работой Эдуарда по классу композиции в 1967 г. стал концерт для фортепиано с оркестром. По распределению он был направлен на преподавательскую работу в Душанбе.

В 1968 г. руководитель и аранжировщик эстрадно-симфонического оркестра (ЭСО) Гостелерадио Узбекистана Евгений Живаев приглашает Эдуарда Календарёва на должность пианиста и второго дирижера. Вот тогда молодой композитор и превратился в Каландарова, как советовал Арам Хачатурян. Главной задачей Живаев и Каландаров видели формирование для оркестра национального эстрадного репертуара. Причем Каландаров стремился к созданию «произведений национальных, прежде всего, по духу, без прямых фольклорных цитат».

Руководитель эстрадно-симфонического оркестра (ЭСО) Гостелерадио Узбекистана Евгений Живаев и его второй дирижер Эдуард Каландаров

Песен местных композиторов поначалу было немного и оркестр с удовольствием наигрывал мастерство, репетируя как зарубежную, так и советскую джазовую классику. Это была музыка Джорджа Гершвина, Дюка Эллингтона, Глена Миллера, Кейси Джонса, Каунта Бейси, Стена Кентона, Нила Хефти… Из наработанного материала сложились три оркестровые программы. Как видим, солидный набор достойных имен. Это к тому, что СССР был закрыт для запада «железным занавесом». К слову, еще в 1968 году автор этих строк записал себе в Ташкенте на магнитофон джазовый альбом Бенни Гудмана, выступавшего со своим оркестром в 1962 г. в столице Узбекистана.

Из советских композиторов в репертуаре оркестра была музыка Икрама Акбарова, Александра Варламова, Хайри Изамова, Анатолия Кальварского, Олега Лундстрема, Альберта Малахова, Энмарка Салихова, Леонида Утесова, Александра Цфасмана… Многие композиции звучали в аранжировках Эдуарда Каландарова. Первыми солистам ЭСО Узгостелерадио стали Рано Шарипова, Мухаббат Шамаева, Батыр Закиров, Александр Троицкий. В те годы у Эдуарда сформировалось понимание необходимости «синтезировать и сделать узбекскую народную песню,

понятной не только узбекам, но и любителям эстрады других национальностей».

В конце 60-х гг. руководитель Государственного эстрадного оркестра Узбекистана Альберт Малахов, музыкальный руководитель ЭСО Узгостелерадио Евгений Живаев и второй дирижер этого же оркестра Эдуард Каландаров обрели в Ташкенте статус как бы группы влияния, аккуратно внедрявших в музыку своих оркестров джазовые интонации и приемы звукоизвлечения.

Каландаров активно работает в области песенного творчества. Как вспоминает, бывший участник джаз-рок группы «Интер» гитарист Александр Москалев, игравший тогда в ЭСО Узгостелерадио, «Эдуард Каландаров  был талантливым композитором, писал красивые песни. Они часто звучали

в исполнении Рано Шариповой и Мухаббат Шамаевой». Очень волнующе пели его песню «Че Гевара» Лариса Кандалова и Георгий Мушеев. А греческая песня «Причал» в обработке Каландарова добралась аж до Австралии, где в 1990 г. по результатам радиоопроса заняла первое место.

За годы работы в ЭСО композитор написал более 250 песен и сделал около 30 обработок народных песен разных стран.

Эдуард Каландаров стал первым композитором Узбекистана, чьи песни прозвучали в финале всесоюзного телеконкурса «Песня года». Сначала – в 1978 г.- «Мухаббат» («Любовь»), годом позже — «Шух сабо» («Веселый ветерок») заняла первое место на республиканском телевизионном

конкурсе эстрадного искусства «Двенадцать встреч» и потом с успехом прозвучала в Москве, в исполнении Рано Шариповой.

«Шух сабо» («Веселый ветерок»). Муз. Эдуард Каландаров, Сл. Нормурод Нарзуллаев.

Поет Рано Шарипова

Песни Эдуарда Каландарова «Купола», «Пой, сердце», «Нозлигим», «Посвящение дочери» и другие поют узбекские и российские певцы: Лариса Долина, Лариса Кандалова, Малика Алимова, Батыр Закиров, Леонид Макеев, Эсон Кандов…. Некоторые его произведения зажили своей жизнью и обрели статус народных. «Нозлигим» называли афганской, «Тонг навоси» — узбекской, “Мохи дурахшон”- таджикской. Как-то раз, после исполнения одной из них Эдуард Каландаров сказал, что очень польщен статусом «народная песня», так как это высшая похвала её автору. Он делает много аранжировок, создает несколько оркестровых пьес, среди которых выделяется музыкально-поэтическая «Героический Дастан», посвященная бахши (народному сказителю) Эшбаю. Эту работу можно отнести к оригинальным образцам программной музыки, сходной по жанру с такими крупными произведениями рок-культуры, как, например, «Мифы и Легенды о Короле Артуре и Рыцарях Круглого Стола» Ричарда Уэйкмана.

Автор выражает благодарность за помощь при подготовке материала: Лиоре Айзенберг, Асе Каландаровой, Элине  Каландаровой Пихт, Рустаму Ильясову, Александру Москалеву.

При подготовке материала использованы:

— монографический очерк «Композитор Эдуард Каландаров» Леонида Юсупова. Елецкий государственный университет им. А. Бунина, 2002.   

—  edwardkalendar.musicaneo.com/ru/

—  edwardkalendar.com

Иллюстрации: кадры из фильма Remembering Edward, если не указано иное.

Александр ПОПОВ

Продолжение следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Вместе победили, вместе должны сохранить историческую память

В конце октября в Душанбе состоялся форум по сохранению исторической памяти о Второй мировой и Великой Отечественной войнах «Навстречу...

Больше похожих статей