back to top
10 C
Узбекистан
Четверг, 21 ноября, 2024

Что ожидает Узбекистан от саммита ШОС в июле 2024 года в Астане

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

3 июля 2024 года в Астане стартует очередной саммит Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). История ШОС, как основного инструмента управления китайским проектом «Один пояс, один путь», началась 15 июня 2001 года, когда в Шанхае главы 6 государств, включая Узбекистан, приняли историческое решение о создании этой международной организации. В отличие от неформальной организации БРИКС (по сути – клуба или сообщества), ШОС имеет постоянно действующий офис в Пекине, базовый уставной документ и исполнительный орган – Секретариат, осуществляющий координацию, информационно-аналитическое, юридическое и организационно-техническое обеспечение деятельности организации.

Как и БРИКС, ШОС часто называют не имеющей оборонных атрибутов крупнейшей в мире трансрегиональной организацией, охватывающей примерно 80% площади Евразии с совокупным валовым внутренним продуктом около 20% мирового ВВП. К 2024 году число членов ШОС возросло до девяти стран. Три страны являются наблюдателями и 14 стран — партнерами по диалогу. Большинство стран ШОС являются развивающимися, уровень их развития очень разный, а суммарные площадь и ВВП – это еще не показатели успеха (неактивный наблюдатель Афганистан – одна из беднейших стран мира).

Как ожидается, на очередном саммите в Астане в члены ШОС ожидается принятие Беларуси, а одним из ключевых вопросов повестки дня будет вопрос диверсификации транспортно-логистических направлений, связывающих Китайскую Народную Республику с Европой, Центральной Азией, Южным Кавказом и Южной Азией. Именно об этом 14 июня говорили в Астане на VII Центрально-Азиатском экспертном форуме «Центральная Азия: гравитация доверия». Выступая на форуме в рамках панельной сессии «Запуск нового цикла региональной кооперации», первый заместитель директора ИСМИ Узбекистана Акрамжон Неъматов отметил, что ключевым фактором обеспечения региональной безопасности выступает повышение внутренней стабильности и устойчивости.

Одним из приоритетных направлений Акрамжон Неъматов обозначил диверсификацию внешнеэкономических связей, испытывающих нарушения торговых и транспортно-логистических цепочек, для чего важно развивать новые транспортные коридоры и расширять связи с рынками третьих стран. В выступлении представителя ИСМИ была подчеркнута важность инициированного Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым развития региональных транспортных коридоров Центральной Азии. Говоря о железной дороге «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», лидер Узбекистана подчеркнул: «Данная железнодорожная магистраль станет кратчайшим наземным «плечом», соединяющим Китай с нашим регионом. В будущем эта дорога позволит выйти через перспективный Трансафганский коридор на емкие рынки государств Южной Азии и Ближнего Востока».

Значительный поток транзита из Китая в Европу, Центральную Азию и обратно до сих пор проходит по «Северному коридору», через Россию. Но в СМИ целого ряда стран уже давно ведется дискуссия о том, какими видят новые транспортно-логистические пути основные игроки – Центральная Азия, Россия, Китай и Евросоюз. Естественно, рост транспортировки грузов в обход России может снизить объем товаров  из Китая, которые пойдут в Европу по альтернативному маршруту, а не через её территорию.

Завсектором Центральной Азии Института мировой экономики и международных отношений РАН Станислав Притчин выражает скептицизм в отношении экономической целесообразности Транскаспийского транспортного коридора (ТКТК). Эксперт ссылается на известный факт, что ТКТК не имеет развитой инфраструктуры, а перегрузка контейнеров с железнодорожных платформ на морские суда и обратно, а также несколько таможен замедлят и удорожат доставку.

Выйти на новые рынки в Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, и, в конечном итоге, в Южной Азии — эти желания стран Центральной Азии понятны. Понятны и некоторые расчеты, показывающие, что поставка товаров из Китая в Европу через ТКТК будет не намного, но дороже, чем через Россию (насколько «немного» — еще предстоит уточнить). Однако для Китая, который пользуется маршрутом через Россию, еще один коридор для поставок товаров в Европу не просто интересен, но и нужен, поскольку ожидается, что уже к 2030 году товарооборот Китая и стран Евросоюза возрастет на 30%, в первую очередь — за счет поставок в западном направлении. Пропустить возросший объем грузов по Транссибирской магистрали будет просто немыслимо. К тому же ТКТК открывает Китаю новый путь не только на быстро растущие рынки Европы и Центральной Азии, но в перспективе – и в Южную Азию. Здесь важно также отметить, что Китай так же ориентирован на экспорт, как «азиатские тигры» Гонконг и Сингапур, и диверсификация транспортно-логистических связей для Китая выгодна.

Станислав Притчин также критически оценивает перспективы энергетического экспорта из Казахстана и Узбекистана в Евросоюз по ТКТК. По его мнению, «подключение Таджикистана к ТКТК выглядит странно – основные торговые партнеры находятся в Евразии». Между тем, китайский лидер Си Цзиньпин недавно отметил, что железная дорога «Китай – Кыргызстан — Узбекистан» является стратегическим проектом, который будет обеспечивать связи Китая с Центральной Азией и сотрудничество трех стран в рамках инициативы «Один пояс, один путь». В этой связи участие Таджикистана (куда в июле 2024 года собирается с визитом Си Цзиньпинь) в развитии транспортных коридоров в Европу и в Южную Азию воспринимается как логичное и востребованное.

Россия – традиционный партнер азиатских стран СНГ. Но визитом 30 – 31 мая в Таджикистан представителя Европейской комиссии Хенрика Хололея Евросоюз прямо обозначил свой стратегический интерес. Мало того – Хенрик Хололей пообещал вложить в транспортное сообщение в Центральной Азии 10 миллиардов евро, и для развития китайских проектов в рамках «Пояса и пути» такие деньги можно считать подарком из Европы. Сомнительно, что страны Центральной Азии откажутся от этого предложения, и желание России перевозить грузы из Китая в Европу только лишь по ее территории вряд ли будет принято во внимание. Поэтому, скорее всего, на саммите ШОС в Астане это подтвердят.

Андрей Захватов, эксперт по Центральной Азии

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Национальный центр по правам человека провел на СОР29 сайд-ивент

В рамках COP29 в Баку Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека было организовано параллельное мероприятие в форме side...

Больше похожих статей