Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Узбекистана, Всемирный банк и Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) организовали первый политический региональный диалог высокого уровня под лозунгом «Построение будущего с чистым воздухом в Центральной Азии».
Цель форума – содействие скоординированным действиям стран региона и обмену знаниями в области предотвращения загрязнения воздуха. В диалоге приняли участие высокопоставленные представители правительств Казахстана, Кыргызской Республики, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Загрязнение воздуха является глобальной проблемой. Около 7 млн человек ежегодно умирают от болезней, вызванных загрязненным воздухом. Помимо воздействия на здоровье человека, загрязнение воздуха приводит к огромным экономическим потерям, достигающим, по оценкам, более чем в 8 трлн долл. в год. Оно наносит значительный ущерб окружающей среде.
В странах Центральной Азии, как и в других частях мира, на качество воздуха в городских и сельских районах влияет трансграничные загрязнения, вызванные локальным загрязнением от сжигания ископаемого топлива в промышленности, отопительном секторе и транспорте. Кроме того, одним из источников загрязнения в городах являются усиливающиеся песчаные и пыльные бури.
Большинство заболеваний, связанных с качеством воздуха, и преждевременная смертность в Центральной Азии связаны с твердыми мелкодисперсными взвешенными частицами диаметром 2,5 микрона или меньше (PM2,5). Их концентрация в крупных городах региона часто в несколько раз превышает допустимые показатели качества атмосферного воздуха, рекомендуемые Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Это особенно заметно в зимний сезон в период интенсивной работы отопительного сектора. По данным портала IQAir, осуществляющего глобальный мониторинг качества воздуха, города Центральной Азии часто входят в число городов мира с самым загрязненным воздухом.
Согласно отчету Всемирного банка «Оценка качества воздуха в г. Ташкенте и «дорожная картa» совершенствования управления качеством воздуха в Узбекистане», затраты на здравоохранение от загрязнения воздуха твердыми мелкодисперсными взвешенными частицами PM2,5 варьируются от 5,1% до 7,3% валового внутреннего продукта (ВВП) стран Центральной Азии.
Для решения проблем загрязнения воздуха в рамках планов правительств региона по переходу к «зеленым» экономикам и декарбонизации различных секторов, активизированы усилия по улучшению управления качеством воздуха. Страны Центральной Азии признают, что управление качеством воздуха представляет собой серьезную проблему, требующую совместных, комплексных и межсекторальных усилий на местном, национальном и региональном уровнях с привлечением различных заинтересованных сторон и международных партнеров.
Власти стран Центральной Азии могут достичь своих общих целей в данной области посредством реализации различных мер. Они включают принятие стандартов качества воздуха, учитывающих интересы здоровья, реализацию комплексных государственных стратегий и программ управления качеством воздуха, внедрение передовых инструментов прогнозирования загрязнения воздуха, а также содействие региональному сотрудничеству в борьбе с местными и трансграничными загрязнениями.
«Узбекистан, как и другие страны Центральной Азии, сталкивается с вызовами, связанными с загрязнением воздуха, и мы понимаем, что эта проблема требует срочных и эффективных мер. Мы признаем важность сотрудничества и обмена опытом в этой области, поскольку проблемы окружающей среды не имеют границ.
Я верю, что данное мероприятие станет плодотворной площадкой для обмена знаниями, обсуждения перспективных подходов и разработки конкретных мер, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха в наших странах», — отметил заместитель министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Узбекистана Жусипбек Казбековв приветственном послании для участников мероприятия.
Трансграничное сотрудничество в предотвращении загрязнения воздуха требует тесного взаимодействия между властями заинтересованных стран с целью согласования приоритетов национальной политики и обмена знаниями и международным опытом в данной области.
Участники мероприятия изучили государственные меры и практику в области управления качеством воздуха в странах Центральной Азии. Была представлена методология обмена данными о последствиях загрязнения воздуха и его последствиях, а также определены приоритетные области для ускорения регионального сотрудничества в области управления качеством воздуха. Представители стран-участниц диалога подтвердили решимость своих правительств углубить сотрудничество и развивать соответствующие государственные меры с целью улучшению качества воздуха.
«Управление качеством воздуха — это сложный процесс, который требует понимания источников загрязнения воздуха и определения мер по улучшению ситуации в соответствующих секторах. Эти меры требуют наличия более детальных данных, эффективного законодательства, гармонизированного между соседними странами, надежных государственных институтов, и развитой экологичной инфраструктуры. Работая вместе, страны Центральной Азии смогут сделать воздух в регионе чище!», — отметила Валери Хики, глобальный директор Всемирного банка по вопросам окружающей среде, природным ресурсам и «голубой» экономике.
«Загрязнение воздуха не знает границ, поэтому сотрудничество между странами Центральной Азии в этой области крайне важно. Этот диалог поможет увеличить инвестиции в чистый воздух для защиты здоровья жителей Центральной Азии», — подчеркнула Сильви Мотар, заместитель директора Европейского офиса Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Принятие стандартов качества воздуха, основанных на здравоохранении, реализация комплексных стратегий и политики управления качеством воздуха, внедрение передовых инструментов прогнозирования загрязнения воздуха, а также совместные и гармонизированные региональные действия по борьбе с трансграничным загрязнением — вот способы, с помощью которых страны Центральной Азии могут достичь своих общих целей в снижение загрязнения воздуха.
Эти выводы и рекомендации основаны на комплексных оценках управления качеством воздуха, проведенных Всемирным банком: «Анализ качества воздуха в Бишкеке», «Чистый воздух и прохладная планета: экономически эффективное управление качеством воздуха в Казахстане и его влияние на выбросы парниковых газов», «Чистый воздух и прохладная планета. Интегрированное управление качеством воздуха и сокращение выбросов парниковых газов в Алматы и Астане», «Управление качеством воздуха в Таджикистане».
Ожидается публикация исследования «Оценка качества воздуха для Ташкента и Дорожная карта по улучшению управления качеством воздуха в Узбекистане»,
Участники будут стремиться ускорить региональное сотрудничество и обсудить политику, практику и рекомендации по управлению качеством воздуха в своих странах, обмен данными и 3 взаимодействие, а также приоритетные области для будущей работы.
Рекомендации будут способствовать региональному сотрудничеству в сфере управления качеством воздуха (AQM), последующему обмену знаниями и наращиванию потенциала, а также кампании по повышению осведомленности общественности о загрязнении воздуха.
Первый региональный политический диалог на высоком уровне запускает серию консультаций высокого уровня по управлению качеством воздуха (AQM), проводимых совместно Всемирным банком, ЮНЕП и правительствами стран Центральной Азии.
Участники ожидают по итогам диалога получить следующие результаты:
• Укрепить общую программу по обеспечению качества воздуха, включая совместные действия в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния
• Обмен знаниями и содействие синергии в области новейших оценок качества воздуха, инструментов и принятия решений по управлению качеством воздуха (AQM) в Центральной Азии среди всех заинтересованных сторон, включая научные круги и гражданское общество;
• Укрепить региональный диалог по передовому опыту, проблемам и возможностям регионального сотрудничества для определения приоритетов и инициирования, улучшения и согласования подходов Управления качеством воздуха (AQM) в регионе Центральной Азии;
• Обсудить национальную нормативно-правовую базу, политику и стимулы для обеспечения и стимулирования эффективного внедрения Управления качеством воздуха;
• Сформулировать и уточнить рекомендации по национальной и региональной политике, включая стимулы для мер по улучшению качества воздуха, и инициировать обмен знаниями и данными между странами Центральной Азии; и углубить понимание и практические знания о трансграничных подходах к Управлению качеством воздуха среди соответствующих заинтересованных сторон.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора