История двадцать седьмая
На афише первого выступления «Яллы» в июле 1971 г. в качестве профессионального ансамбля вместе с его участниками указан звукорежиссер Валерий Аркашевский. Он работал в «Ялле» первые два с лишним года, с осени 1970 г., когда коллектив был образован в Ташкентском театрально-художественном институте им. А. Н. Островского. Валерия удалось разыскать в Казахстане, где он живет с семьей недалеко от Ташкента в городе Сарыагаш.
Валерий Анатольевич Аркашевский изначально увлекался радиотехникой, закончил Ташкентский техникум связи по специальности «Радиосвязь и радиовещание». После армии работал в проектном институте, подрабатывал в филармонии. И аппаратуру музыкальную чинил и за электрикой в здании следил. Там и познакомился с дирижером Государственного эстрадного оркестра Узбекистана Евгением Ширяевым. Разговорились, тот предложил Валерию пойти в оркестр звукооператором. Дело было интересное и он согласился. Поучаствовал с оркестром на гастролях и через пару месяцев появилась новая перспектива. Ширяев и директор учебного театра института Герман Рожнов задумали создать профессиональный институтский вокально-инструментальный ансамбль. Валерию было предложено перейти в создаваемый коллектив звукорежиссером. От таких предложений не отказываются, и он был оформлен заведующим лаборатории технических средств театрального института с выполнением обязанностей звукорежиссера будущего коллектива. При этом в институте уже было самодеятельное подобие гитарной группы, созданной по инициативе студентов Баходыра Джураева и Сергея Аванесова, куда также входили Мансур Рахманкулов и Азамат Собиров. Играли на «самопальных» инструментах.
Тем временем в ЦК ЛКСМ Узбекистана задумались о создании вокально-инструментального ансамбля республиканского уровня. Театральный институт был главной территорией воспитания творческих кадров республики, поэтому трио Рожков, Ширяев, Аркашевский пригласил для беседы секретарь ЦК Аъло Ходжаев. Посовещавшись, решили устроить прослушивание городских коллективов. Было много советской эстрады, «битлов» и «роллингов», но не проявился коллектив, в музыке которого звучали бы национальные мотивы. А требовался именно это. Взоры руководства снова обратились к театральному институту. К тому времени у самодеятельного ансамбля, который «спелся» во время осенней поезди на сбор хлопка, появилась кое-какая аппаратура (помог входивший в правительство республики отец Рахманкулова): электроорган «Vermona» и электрогитара «Musima» производства ГДР, а также ударная установка Premier, на барабанах этой фирмы стучал, к слову, Ринго Стар. Была и стационарная голосовая аппаратура в учебном театре института, где шли репетиции. Переносимой тогда не имелось. Всю инструментальную аппаратуру собрал Валерий.
Тем временем прозвенел призывный колокольчик Всесоюзного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты». Его республиканский этап был назначен в Ташкенте на вторую половину февраля 1971 г. Требовалась программа. Бюрократические структуры часто начинают дела с административных преобразований. Так поступило и руководство института. В ходе реорганизации Азамат Собиров и Сергей Гилев в составе ансамбля не удержались. Мансур переехал с родителями в Москву. К оставшимся спустя некоторое время присоединились братья Равшан и Фарух Закировы, Шахбоз Низамутдинов и Али-Аскар Фатхуллин. Это было сильное подкрепление. Начались репетиции нового состава. Ими занимались в основном Ширяев и Аркашевский. Нередко, по ночам. Рожков решал административные дела, доставлял на репетиции еду и развозил заполночь музыкантов по домам на своем горбатом «Запорожце».
После реорганизации продолжились проблемы с техникой. Были орган, звуковая театральная аппаратура. Остальное Валерий собирал «по всему Ташкенту», хорошо, помогла Филармония. Многое собранное приходилось отлаживать: паял, менял, привинчивал, пилил, клеил…
Республиканский тур прошел успешно, но пришлось понервничать. «Выступление наше, — говорит Валерий Аркашевский, — не всем понравилось, но ансамбль получил важный «Приз зрительских симпатий» и это помогло ему пробиться на следующий зональный этап в Свердловске. Туда ансамбль поехал уже с серьезным комплектом аппаратуры. На киностудии «Узбекфильм» за бросовую цену были приобретены списанные «кинаповские»[1] колонки. Обновил их, собрал довольно мощные ламповые усилители ватт по 50. В общем, инструментальная аппаратура имелась, а голосовой нет. Обещали предоставить в Свердловске. Везли также свои гитары, барабаны». Перед поездкой на Урал ансамбль обрел звонкое имя – «Ялла».
В Свердловск аппарат прибыл в полуразбитых ящиках, весь в пыли. Как поведет себя техника на сцене!? До выступления оставались не дни, часы! Валерий вместе с Германом Рожковым привели технику в рабочее состояние за два часа до прогона.
Выступление в Свердловске состоялось 27 марта 1971 г. Зачетными песнями стали превращенная в зажигательный твист «Киз бола» Энмарка Салихова и распевная песня Марка Фрадкина «На тот большак, на перекресток» («Песня о любви») из кинофильма «Простая история». «Ялла» была признана лучшей и завоевала право на поездку в Москву на финал в апреле 1971 г.
«На тот большак, на перекресток» («Песня о любви») из кинофильма «Простая история». Муз Марк Фрадкин
К поездке в столицу СССР был изготовлен новый комплект аппаратуры с ламповыми усилителями. Две пары колонок, два инструментальных усилителя, австрийские (!) микрофоны, купленные на «Убекфильме». «Я применил там новые мощные выходные лампы 6Р3С, — рассказывает Валерий. — Всего шесть штук. Звуковая мощность «кинаповских» колонок была усилена до 100 Вт. Их внешний вид был изменен до неузнаваемости и максимально приближен к фирменному дизайну. Как никак, всесоюзный конкурс, со всей страны съедутся музыканты».
Хотелось удивить конкурентов и вместе с барабанщиком Дмитрием Цириным была придумана легенда, что «Ялла» работает на аппаратуре малоизвестной английской фирмы Brothers AVA HiFi 160. Для этого были изготовлены и прикреплены к корпусам колонок специальные металлические бирки-лейблы с таким названием. Дизайн разработал Цирин, который учился книжной графике. Цифра 160 якобы означала выходную мощность. На бирках с названием «компании», внизу указывалась ее географическая принадлежность, но с ошибкой в первой букве — «ingland». Участники других групп с уважением разглядывали ташкентский, сделанный под «фирму», самопал. Ошибку никто не заметил.
Валерий позаимствовал в «Узбекконцерте» голосовые ламповые усилители Mono–25-2 мощностью до 35 Вт для малых залов болгарского производства. Не сильно мощные, они, тем не менее, вполне могли солидный актовый зал раскачать. «Когда я их адаптировал, — рассказал Валерий, — обнаружил, что трансформаторы, конденсаторы, лампы, даже корпус у них… советского производства. То есть начинку туда завезли, болгарскими (?) отвертками свинтили, болгарскими (?) паяльниками спаяли и нам вернули как болгарский продукт. Удивило, что обе лампы от остальной схемы были отгорожены металлическим уголком. Типа экранчик. От чего непонятно. Но болгарский, не советский! Я такподробно говорю, что это уже был комплект по тем временам солидный, хотя и мной «по миру собранный. Но вот ревербератора не было».
В Москве были исполнены очень узбекская «Рамазон» и очень русская «Плывут туманы белые». На конкурс Валерий на всякий случай приготовил две фонограммы, записанные на аппаратуре учебного театра ТТХИ. Привезли фонограммы и другие конкурсанты. При контрольном прослушивании выяснилось, что записи «Яллы» были лучшими. Но пели вживую. «Ялла» снова победила!
После поездки в Москву было решено записать в Ташкенте несколько песен в студии Радиокомитета. Но прилично звучавшая в Свердловске аппаратура, на студии проявила «самопальный» характер. Сначала закапризничала, когда музыканты стали ее настраивать, затем стала издавать звуковые помехи, «заводиться». Валера реально спас положение и успокоил забарахлившую технику.
В июле 1971 г. Министерство культуры УзССР утвердило «Яллу» как профессиональный коллектив, музыкантов зачислили в штат Узбекконцерта и Узгосэстрады. Соответственно, «Узбекконцерт» напрягся и пробил венгерский комплект BEAG[2] — солидный по тем временам аппарат. Две инструментальные колонки, две голосовые, усилители, ревербератор… Это уже было серьезно.
Уже после московского триумфа во время гастролей по Западной Украине произошел инцидент. «Первым городом был Ивано-Франковск, — рассказывает Валерий.Началось с того, что «потерялись» и аппаратура, и костюмы. Командир корабля «ЯК-40», на котором мы прилетели, не взял технику на борт, так как на этом самолете перевозка объемных грузов не предусмотрена. И аппаратура, костюмы остались в аэропорту Быково. А уже были проданы билеты, оплачены отели. Первый концерт должен был состояться в Окружном Доме офицеров. Спасая положение, его администратор предложил костюмы и аппаратуру Дома: «Только не отменяйте концерт»». И тут, как в кино, в последний момент из Москвы прикатил грузовик: аппаратура, костюмы, ударная остановка». Постарался администратор ансамбля Игорь Мамедов.
Последним городом поездки был Львов.
«Приехали, — продолжает Валерий, — а нас оттуда «футболят» на «гастроли» по селам. Мы уперлись. Раз так, уезжаем. Но обратные билеты должны была обеспечить Львовская филармония, выплатить суточные, оплатить гостиницу. Пока решали вопрос, у всех с деньгами «по нулям». Пришлось продать один из микрофонов местному ресторанному ансамблю. За 120 руб.! При цене 250 руб!. Раздали по 10 руб. коллективу. По тем деньгам бутылка водки с хорошей закуской. А в это время между Львовом и Ташкентом шли жаркие переговоры. И Львов прогнулся. На следующий день были куплены билеты, оплачена гостиница и мы улетели домой».
Казалось, впереди интересная гастрольная жизнь. Но Валерий уже обзавелся семьей, родилась дочка. Долгие поездки, отсутствие дома по два-три месяца не очень сочетались с семейной жизнью. Поэтому, когда по возвращении в Ташкент Валерия пригласили работать в проектный институт «Средазгипроцелинстрой» на должность главного инженера, плюс квартира, он не мог отказаться. Завершался 1972 г. Но с «концертной деятельностью» он не порвал. Участвовал в создании нескольких профессиональных коллективов, например, варьете «Цирк на сцене» в ресторане «Чиланзар». Смонтировал для них микшерский пульт на восемь входов, налаживал звук и свет. Вместе с группой технарей делал аппаратуру для городских ансамблей. Техника смотрелась и звучала «фирменно». На этом фоне в 1975 г. Валерий занял первое место в СССР на соревнованиях «Полевой день по радиосвязи», используя самодельную транзисторную радиостанцию.
Ансамбли, что становились на ноги, зная о «золотых руках» Валерия, нередко звали на гастроли, но он отказывался. «Музыкальные путешествия» остались в прошлом.
Александр ПОПОВ
На заставке: Первый звукорежиссер «Яллы» Валерий Аркашевский
[1] Завод “КинАп” расшифровывается как завод по выпуску КИНоАПаратуры. На территории СССР было несколько заводов с таким названием. Один из них в Самарканде. Он существует до сих пор.
[2] * BEAG – венгерский бренд, что означает Budapesti Elektro Akustik Gyar – будапештский электроакустический завод. Его история берёт начало в конце 1940-х гг. Одним из самых крупных проектов было создание звуковой системы Московской Олимпиады в 1980 г. Сейчас входит в предприятие Interton Ltd.