Начало пути
Основой для перехода от бумажного школьного документооборота к электронному является Указ Президента Узбекистана от 29 апреля 2019 года № УП-5712 «Об утверждении концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года». В рамках другого Указа Президента от 06.11.2020 г. № УП-6108 О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана говорится:
«Министерству народного образования совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и органам исполнительной власти на местах в срок до 2022/2023 учебного года внедрить во всех общеобразовательных учреждениях программу «Электрон кундалик» в целях цифровизации и обеспечения прозрачности процесса оценки знаний учащихся».
Так, тестирование цифровой образовательной платформы Kundalik (ныне eMaktab) началось в ноябре 2018 года в школе №235 Юнусабадского района города Ташкента и уже сегодня к системе eMaktab подключены 10 157 школ по всему Узбекистану.
Бумажный дневник не соответствует современным требованиям в сфере образования, а электронный формат, напротив, позволяет расширить возможности обучения и предоставить дополнительные мультимедийные инструменты для изучения предметов, мотивации, мониторинга школьной жизни, а также способствует развитию ИКТ-грамотности населения.
В период внедрения платформы в школы Узбекистана среди пользователей часто встречалось неприятие, которое в основном объяснялось нежеланием менять привычный уклад жизни и работы, непонимание, чем электронный журнал и дневник лучше бумажных аналогов. Но изучив возможности и преимущества платформы, педагоги стали присылать отзывы с благодарностью, помогать коллегам быстрее осваивать цифровой инструмент, чтобы упрощать решение рутинных задач. Да, и родители вскоре поняли и приняли все плюсы нововведения.
Переломный 2020 год
2020 год разделил историю на «до» и «после». До пандемии был старый привычный мир. «Цифра» уже активно входила в нашу действительность, инновационные технологии проникали во все сферы жизни общества, но еще чувствовался барьер между цифровым и аналоговым мирами. После 2020-го люди поняли, что живут в новой реальности, и возникла необходимость быстрой перестройки.
Цифровая образовательная платформа Kundalik уже на тот момент обладала всеми необходимыми функциями для организации дистанционного обучения в школах Узбекистана. Это позволило не прерывать учебный процесс, находясь дома, самостоятельно изучать предметы, дистанционно общаться с преподавателем.
– Через Kundalik педагоги в период карантина могли выдавать домашние задания и учебные материалы, а ученики – отправлять на проверку выполненные работы. По итогу учителя выставляли оценки в электронный журнал или давали комментарии по доработке ответов. Был доступен также обмен личными сообщениями, публикация объявлений, создание групп, – комментирует руководитель службы технической поддержки Kundalik Хилола Иззатова.
Закономерно, что реформирование в первую очередь затронуло систему образования. Дети уже в школе должны учиться пользоваться новыми технологиями, так как сегодня взаимодействие с государственными структурами происходит посредством электронных услуг, с банками – через приложения – вся наша жизнь становится «цифровой». Но главное то, что цифровизация открывает доступ к широкому спектру образовательного контента, упрощает решение многих организационных вопросов, предоставляет новые возможности управления обучением.
Что сделано за последние годы в сфере цифровизации образования?
В Узбекистане на сегодняшний день насчитывается 10 163 общеобразовательные школы, что на 59 больше, чем в прошлом учебном году. 1440 (14%) из них находится в городах, 981 (10 %) – районных центрах, 7128 (70%) – сельской местности, 614 (6%) – отдаленных труднодоступных местах. Число учащихся, по сравнению с прошлым учебным годом, увеличилось на 139 158 человек и составляет 6 476 000 детей.
С внедрением системы электронных журналов и дневников школы Узбекистана, по инициативе МДШО, начали более активно оснащаться высокоскоростным интернетом, компьютерными классами.
– На сегодняшний день в общеобразовательных школах имеется 16 100 компьютерных классов, из них 11 199 (70%) оборудованы современной компьютерной техникой, остальные будут оснащаться поэтапно. В 2024 году в рамках цифровизации образования планируется открыть современные компьютерные классы в 3 710 школах, приобрести почти 40 000 компьютеров, 800 интерактивных досок и 442 комплекта робототехники. Также планируется оснащение 2 228 компьютерных классов. На эти цели из государственного бюджета выделено 400 млрд сумов, – отметил начальник управления Министерства дошкольного и школьного образования Лазиз Хужакулов. – Для подключения школ к интернету совместно с Министерством цифровых технологий был разработан специальный тариф Еducation, согласно которому в школах, где обучается менее 400 учеников, скорость интернета установлена 40 мб/с, а там, где учеников более 400, – 100 мб/с. Кроме того, все средние общеобразовательные учреждения нашей страны оснащены Wi-Fi , а также локальной сетью, покрывающей кабинет директора, учительскую, STEM-кабинеты. До конца 2025 года планируется расширить зону покрытия Wi-Fi по всей территории школы. Хочу отметить, что все средние общеобразовательные учреждения Узбекистана подключены к интернету, даже те, которые находятся в самых труднодоступных местностях.
Цифровизация – требование времени
Узбекистан, как и многие страны мира, стремится к нормальному функционированию государственных и общественных институтов, созданию и укреплению политико-правовых, социально-экономических и научно-просветительских основ. Достичь желаемого можно только в том случае, если разрабатывать и проводить необходимые реформы будут образованные люди. Образование лежит в основе всего! Цифровизация поможет решить проблемы, которые имеются в этой сфере. Она способна снизить уровень бюрократии, сделать образование более качественным, доступным и творческим.
На примере средних школ Узбекистана можно наблюдать, как сократился объем «бытовых» проблем. Теперь родителям не нужно проверять, записал ли ребенок домашнее задание, звонить учителям или, наоборот, ждать их звонка. У них есть полная картина школьной жизни сыновей и дочерей. Рейтинги по предметам и классам, определение локации, уведомления о новых оценках и перемещениях детей помогают родителям проще и быстрее погружаться в реалии школьных будней, помочь своим чадам подтянуть предметы, которые сложнее даются, направлять их.
Преподаватели же могут не переживать, что потеряется или случайно испортится журнал. Согласно статистике, переход от бумажного документооборота к электронному экономит до 20 рабочих часов учителя в четверть. Это дает возможность педагогу больше внимания уделять тому, чтобы материалы по его предмету были современными, актуальными, заинтересовывали детей, мотивировали их учиться лучше. Теперь вся школьная «кухня», вплоть до проведения олимпиад, мультимедийных уроков и даже проверки домашних заданий, находится на платформе eMaktab.Smart.
В eMaktab.Smart представлены сервисы дистанционного обучения, инструменты мотивации, геймификация. Цифровой профиль учащегося содержит его достижения – дипломы, медали, зачеты. Педагог может создать свой цифровой урок, обогатив его видео- и аудиоматериалами, тестовыми заданиями, выдать качественное домашнее задание через раздел «Планирование». При желании, урок можно привязать к учебнику или официальному тематическому плану по предмету. В общем, система продумана и должна работать достаточно эффективно.
– 16 марта 2024 года в двух школах столицы прошла четвертная контрольная работа (СОЧ) в электронном формате. Участвовали 148 учащихся седьмых классов школ №22 и №26. Благодаря автоматизированной системе eMaktab баллы за СОЧ были оперативно выставлены в течение 72 часов. Этот шаг открывает новые возможности для современного образования и подчеркивает наше стремление к инновациям и качеству в образовательном процессе, – рассказывает руководитель проектов цифровых образовательных ресурсов eMaktab Сабина Юнусова.
Контролировать активность школ помогает Дашборд – инструмент для органов управления образования, внедренный в систему eMaktab. Он содержит данные по активности всех государственных школ в Узбекистане, подключённых к платформе, информация на ней обновляется еженедельно.
Пять лет назад платформе пророчили недолгое существование, но как видим, система не только прижилась, но и масштабировала возможности, дополнительные услуги, развивая при этом отрасль EdTech в Узбекистане. Мобильное приложение для учителя позволяет работать с журналом даже без подключения к сети Интернет, приложение для родителей и учеников позволяет отслеживать местонахождение детей, рейтинги по предметам, классам. Олимпиады, промежуточные экзамены теперь можно проводить в цифровом формате, быстро и максимально прозрачно. В Telegram-боте, в котором можно задать вопрос службе поддержки, теперь появилась возможность узнавать оценки детей, не заходя в приложение или веб-версию платформы.
Динара Шамухамедова.