На днях Государственная филармония Узбекистана представила в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана концерт «Венецианский карнавал» камерного оркестра «Туркистон» (художественный руководитель и главный дирижёр, заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор Эльдар Азимов). На дирижёрском подиуме в тот вечер был известный узбекистанский музыкант, лауреат международных конкурсов, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования, доцент Государственной консерватории Узбекистана Гайрат Абраров.
Коллектив представил разнообразную программу, в которую вошли произведения В. А. Моцарта, И. Альбениса, Ж. Б. Арбана, А. Петрова, Э.Морриконе.
В концерте приняли участие лауреаты международных конкурсов, старшие преподаватели кафедры специального фортепиано/органа Государственной консерватории Узбекистана Луиза Кабдурахманова, Эльнура Мирзакамалова и Василя Умарова, а также заслуженный артист России Мурад Мухитдинов (труба) и заслуженная артистка Узбекистана, профессор Мадина Файзиева (фортепиано).
Классический вечер открыл Концерт №7 для трёх фортепиано с оркестром (фа мажор, соч. 242) В. А. Моцарта – величайшего австрийского композитора, клавесиниста, скрипача, капельмейстера, являющегося явлением мирового масштаба. Его музыку часто сравнивают с солнечным светом, молодостью и весной. Без этого композитора представить классическую музыку невозможно. Моцарт создал эпоху в истории мирового музыкального искусства. Нет таких жанров, в которых этот автор не писал бы. При этом во всех из них он создал истинные шедевры.
Свой концерт для трёх фортепиано с оркестром (фа мажор) австрийский гений написал в 1776 году для графини Лодрон – большой ценительницы его музыки, и двух ее дочерей Алоизие и Жозефе, чтобы они могли исполнять его вместе. В прошедшем классическом вечере в этом опусе солировали Луиза Кабдурахманова, Эльнура Мирзакамалова и Василя Умарова, создавшие с «Туркистоном» под управлением Гайрата Абрарова совершенно идиллическое и безмятежное произведение. В их исполнении светлая и нежная музыка Моцарта, пронизанная беспечной радостью и гармонией жизни, переливалась строгим изяществом гармоничного переплетения фортепианных партий с насыщенной оркестровкой. Пианистки сыграли концерт легким прозрачным туше и с изысканной фразировкой.
Более разнообразно и вдохновенно оркестр показал себя в двух ярких пьесах «Севилье» и «Кадисе» из знаменитой «Испанской сюиты» И. Альбениса – испанского композитора и пианиста, одного из основоположников испанской национальной музыкальной школы. Эти опусы стали одними из самых исполняемых и любимых как музыкантами, так и публикой. И в «Севилье», и в «Кадисе» Альбенис мастерски отобразил народно-национальную стихию песен и плясок, колорит и пейзаж Испании. Дирижеру удалось хорошо выстроить форму этих небольших оркестровых опусов, ставших ярким акцентом концертной программы.
Продолжила классический вечер прекрасная Мелодия для трубы с оркестром А. Петрова, прозвучавшая лирически проникновенно и ностальгически печально в исполнении замечательного музыканта Мурада Мухитдинова.
Несомненным украшением концерта явились Вариации на тему итальянской песни «Венецианский карнавал» Ж. Б. Арбана – знаменитого французского исполнителя на корнете, композитора, профессора Парижской консерватории. Созданные в 1864 году они и сегодня считаются одной из самых технически сложных пьес в репертуаре для трубы. Эмоционально приподнятый характер музыки, элемент бравуры и лёгкость в виртуозных пассажах в партии солиста удачно дополнялись оркестром, который под управлением маэстро Абрарова выступил в тот вечер полноправным партнёром. В исполнении Мухитдинова этот популярный опус прозвучал необычайно легко, на одном дыхании, поразив слушателей яркостью звуковых находок.
Ну а затем трубач исполнил соло без аккомпанемента – музыку, написанную к гангстерской драме Сердже Леоне «Однажды в Америке» гениальным итальянским композитором Э. Морриконе, имя которого известно во всём мире. Этот автор написал более 400 саундтреков к фильмам и больше 100 других музыкальных произведений, которые ещё при жизни композитора называли классикой. Музыкант горел музыкой и зажигал ею слушателей, а его певучий и нежный звук в кантилене не оставил их равнодушными, ведь труба в его руках превращалась в волшебный инструмент, который мог всё. В итоге благодарная публика наградила его долгими аплодисментами.
Классический вечер завершился Адажио испанского композитора, одного из крупнейших деятелей мировой музыки ХХ века Х. Родриго, исполненный Мурадом Мухитдиновым на «бис» в ансамбле с замечательной ташкентской пианисткой Мадиной Файзиевой. Их исполнение было интонационно богатым, волнующим, чувственным.
Завершая свою статью, замечу, что все музыканты любовно создавали концертную программу «Венецианского карнавала», которая получилась интересной и яркой, а главным её фигурантом явилась Её Величество Музыка, объединившая исполнителей и слушателей Большого зала Государственной консерватории Узбекистана.
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото Козима Улмасова.