В 2020 году добросовестные производители и реализаторы табачной продукции заявляли, что легально завозить в Узбекистан сигареты им невыгодно, поскольку налог на местные сигареты в 3 раза меньше, чем на импортные. То есть, условно, если отечественный производитель платит 10 000 сумов за пачку, импортер заплатит 30 000 сумов, и только на уплате налога он проигрывает конкурентную борьбу.
Сейчас ситуация постепенно выравнивается, и разница в налоговой ставке для отечественных и местных производителей на данный момент составляет меньше 30%.
Поможет ли это обелить табачный рынок Узбекистана? Могут ли реформы в сфере налогов и таможни «сыграть на руку» контрабандистам? Какие меры необходимо предпринять для легализации деятельности предпринимателей. На эти вопросы ответил директор по развитию системы цифровой маркировки Asl Belgisi Фазлиддин Сайдуллаев.
«Сейчас в налоговой политике, утвержденной Министерством экономики и финансов, есть задача – выровнять ставки акцизного налога. Это одно из требований вступления в ВТО. То есть условия, требования, установленные государством, должны быть одинаковыми для товаров и местного, и зарубежного производства. И шаги в этом направлении уже делаются», — рассказал Сайдуллаев.
По его словам, предприниматели, которые 4 года назад говорили, что легально торговать им невыгодно, начинают заходить на рынок Узбекистана. Так, с фабрик Кореи, ОАЭ, России, откуда ранее товары шли нелегально, теперь легализуют свои поставки – товары поступают в Узбекистан с установленными нашим законом предупреждающими надписями и картинками, акцизными марками. Речь идет, к примеру, о табачной продукции известной компании KT&G.
«Видя положительную динамику, c августа этого года в Узбекистане начал тестово работать официальный дистрибьютер корейской компании KT&G. Все мы знаем, что ранее эти сигареты массово продавались в республике без акцизных марок и предупреждающих надписей», — отметил Фазлиддин Сайдуллаев.
Он добавил, что сигнальную партию сигарет по всем необходимым стандартам компания официально получила в конце прошлого года. Их сигареты промаркированы, снабжены акцизной маркой, на них нанесены картинки и надписи, предупреждающие о вреде курения.
Государство начало активно вмешиваться в нелегальную торговлю сигаретами и пресекать ее. Но есть и те, кто рискует и завозит товары контрабандой, поскольку табачный бизнес – очень прибыльный, к тому же есть ряд факторов, которые работают на руку таким торговцам – упрощение таможенного администрирования, валютного регулирования, ограничения на проверки для госорганов, отмена лицензирования для табачной продукции на розничную торговлю.
«Эти меры, с одной стороны, помогают, добросовестным предпринимателям, но и устраняет много барьеров для нелегальной торговли», — считает директор по развитию системы цифровой маркировки Asl Belgisi.
Он назвал ряд предложений и нововведений в этой сфере, которые сейчас находятся на рассмотрении ответственных ведомств:
«Сейчас рассматривается предложение о том, чтобы разрешить органам проводить внеплановые проверки без заблаговременного уведомления. На данный момент они обязаны предупреждать субъекты торговли о грядущей проверке за неделю. А этого сока достаточно, чтобы «замести все следы».
Также есть отдельная проблема транзита – то есть контрабандные сигареты не только перевозятся через подпольные тоннели или сплавом по реке.
Сейчас на рассмотрении — возврат нормы о том, что на подакцизные товары при их транзите при въезде в страну должен уплачиваться акцизный налог, как залог. И когда товар покинет пределы республики, по завершению транзита, этот залог будет возвращен».