back to top
3.9 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Монополизм на рынке сертификации бытовой техники: кому это выгодно и что скажут Агентство «Узстандарт» и Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,050ПодписчикиПодписаться

С февраля 2024 года процесс сертификации некоторых товаров, включая кондиционеры и холодильники, при их импорте в Узбекистан значительно усложнился, что сказывается на бизнесе и потребителях. Это вызвано с приказом председателя Департамента при Госстандарте, который требует проведение лабораторных испытаний на энергоэффективность импортируемых товаров, на основе Указа Президента №4422 от 2019 года. Без получения данного протокола испытаний энергоэффективности, невозможно будет реализовать товар на территории Узбекистана. Однако, наличие теперь только одной лаборатории в Ташкенте на весь Узбекистан способной проводить такие испытания, и ограниченное пространство в камере для проведения тестов, приводит к задержкам и увеличению времени ожидания.

Ситуация с импортом бытовой техники в Узбекистане показывает, что страна зависит от импорта многих видов бытовой техники из-за рубежа, включая холодильники, стиральные машины, телевизоры и другие устройства. Этот импорт обеспечивает доступ к современным технологиям и улучшает качество жизни граждан.

Однако важно отметить, что безопасность потребителей является приоритетной задачей. Бытовая техника, поставляемая из-за рубежа, должна соответствовать стандартам безопасности и качества. В этом контексте сертификация играет ключевую роль.

Сертификация гарантирует, что продукция соответствует определённым стандартам безопасности и качества, устанавливаемым законодательством или органами стандартизации. Она также помогает предотвратить появление на рынке некачественной или опасной техники, которая может причинить вред потребителям или нанести ущерб их имуществу.

Таким образом, сертификация импортируемой бытовой техники в Узбекистане имеет фундаментальное значение для обеспечения безопасности и защиты интересов потребителей. Она является инструментом контроля качества и гарантирует, что продукция, поступающая на рынок, отвечает установленным стандартам, что в свою очередь способствует созданию благоприятной и безопасной среды для потребления бытовой техники в Узбекистане.

Органы сертификации, которые раньше выпускали сертификаты в течении пяти рабочих дней, такие как: «Electro-Class Control» МЧЖ; «Euro Prof Test» МЧЖ; «Universaal Expert System» МЧЖ и многие другие не имеют с 2024 года подобных полномочий. За исключением выдачи только акта отбора образцов, на основании которого импортер должен везти образцы в лабораторию для последующих испытаний.

Сегодня, только одна лаборатория OOO «ELTECH-LAB» на всю страну имеет право проводить испытания. Согласно регламенту данной лаборатории, на 10 моделей LG REF срок проведения испытаний составляет 14 дней. Но из-за ограниченного пространства в камере для испытаний, где можно разместить только 6 моделей, на деле испытания для 10 моделей REF займут 28 дней. А это дополнительные задержки и проблемы, особенно учитывая очередь импортеров.

После завершения лабораторных испытаний, результаты передаются в Департамент при Госстандарте. Департамент должен провести оценку испытаний в течение 10 рабочих дней и только после одобрения выдать разрешение на выдачу сертификата для импортера. Если результаты испытаний не удовлетворяют требованиям, процесс возвращается на начальную стадию, и испытания необходимо проводить заново

Давайте рассмотрим, что представляет собой «ELTECH-LAB», исходя из данных открытых источников. Согласно утверждению, учреждённому ассоциацией «Узэлтехсаноат», ELTECH-LAB была задумана как современная испытательная лаборатория и центр сертификации для оценки соответствия электротехнической и электробытовой продукции техническим регламентам и международным стандартам в области безопасности и энергоэффективности.

Для реализации этого проекта в начале 2024 года, из государственного бюджета было выделено значительное финансирование в размере 25 миллиардов сумов. На официальном сайте организации указана дата регистрации компании: 11 ноября 2022 года, и она определена как общество с ограниченной или дополнительной ответственностью. Возникает вопрос, финансирование предоставлено, условий нет. Но опять –таки, во сколько обошлась установка калориметрической комнаты для измерения энергоэффективности.

Чем выше рейтинг EER, тем более эффективен товар. Этот показатель указывается производителем на самом устройстве. Классы энергопотребления обычно обозначаются буквами от А до G, где А обозначает наиболее энергоэффективные модели, а G — наименее. Почему, спрашивается, Узбекистан должен затрачивать значительные ресурсы на создание калориметрической комнаты для оценки энергоэффективности, особенно имея только одно испытательное помещение?

Если сам товар, такой как кондиционер или холодильник, уже был разработан с учетом энергоэффективности или без, то зачем тратить лишние ресурсы на дублирующие проверки? Если государству принципиально самому проводить тесты на качество энергоэффективности, то нужны качественные условия, а не одна калориметрическая комната.

Этот вопрос отказались комментировать представители из пресс-службы Агентства «Узстандарт», дав отсылку на материал выпущенный в Kun.uz, от 2 февраля текущего года.

                                                  Стикеры рейтинга EER

Проблема сосредоточения процесса сертификации в единственной лаборатории может вызвать целый комплекс серьезных проблем. Директор компании Credit Asia, Тимур Джангиров, подробно рассказал корреспонденту NUZ.UZ о текущих сложностях в этой области. Почему именно Кредит Азия? Сама компания динамично развивается в области розничной торговли бытовой техники. История возникновения начинается с первого магазина в Ташкенте в 1999 году. Компания предлагает качественную бытовую технику для самого широкого круга покупателей. 

Ранее, получение сертификатов занимало 5 дней, но сейчас этот процесс растянулся до 25-30 дней, а на практике может занимать до 2 месяцев. Например, на испытание 10 моделей холодильников LG требуется 28 дней, вместо заявленных 14-дней из-за ограниченности пространства в лаборатории и необходимости учёта очереди других импортёров. После завершения лабораторных испытаний результаты передаются в Департамент при Госстандарте, который должен одобрить их в течение 10 рабочих дней, чтобы сертификат мог быть выдан импортёру. Однако, возможно, результаты испытаний могут не удовлетворить департамент, что приведёт к дополнительным задержкам и неопределённости для импортёров. К тому же приходится платить дополнительно за простой на таможенном складе. Эта сложная ситуация может иметь негативное воздействие на бизнес-среду Узбекистана, увеличивая издержки для импортёров, а также на цены и товары для конечных потребителей. На данный момент очередь на прохождение сертификации ожидают более 30 импортеров, — поделился Тимур Джангиров.

Но, в современной, динамичной и конкурентной экономике, особенно на рынке потребительских товаров, когда спрос и конъюнктура могут меняться чуть ли не ежемесячно, такие огромные потери времени недопустимы и крайне негативно сказываются на бизнес-климате и как следствие, доверию к госорганам.

-Ещё одна проблема, с которой сталкиваются предприниматели, — высокие расходы на тестирование. Известно, что стоимость проведения испытаний для кондиционеров составляет 3 800 000 сумов, а для холодильников — 9 700 000 сумов. Более того, даже если предприниматель импортирует бытовую технику одного бренда, каждую партию товара необходимо проверять повторно. При прохождении экологического тестирования, каждая партия нашего продукта, поставляемого от одной и той же компании, должна проходить отдельное тестирование на энергоэффективность. Мы платим за один и тот же товар по несколько раз. Сугубо, по-моему, мнению, необходимость в сложных процедурах сертификации снижается, поскольку продукция, проходящая оценку в Госстандарте согласно с международными критериями, уже поставляется в Узбекистан. Кроме того, неопределённость в процессе сертификации может отпугнуть потенциальных инвесторов и создать дополнительные препятствия для развития внешней торговли страны, добавил Тимур Джангиров.    

Всё это может привести к рискам одностороннего влияния и коррупции. Когда вся сертификация концентрируется в одной лаборатории, существует риск возникновения одностороннего влияния со стороны её сотрудников или управляющих.

Это может привести к принятию предвзятых решений в пользу определённых производителей или дилеров, а также стимулировать коррупцию, когда заинтересованные стороны могут пытаться влиять на процесс сертификации в обмен на взятки или льготы. Опять-таки из-за перегрузки работы возникают длительные сроки ожидания. Как говорил Бенджамин Франклин: время -деньги! Долгие очереди на сертификацию могут замедлить ввоз товаров на рынок, что негативно отразится на деятельности дилеров и увеличит издержки для производителей. А для дилеров, находящихся в отдаленных или удалённых регионах страны, доступ к сертификации может быть ограниченным из-за удалённости от центральной лаборатории. Это создаёт препятствия для малых и средних предприятий, которые могут столкнуться с дополнительными расходами и сложностями в получении необходимых сертификатов для своей продукции.

Наличие одной лаборатории на всю страну может привести к серьёзным проблемам, таким как одностороннее влияние, длительные сроки ожидания и ограниченный доступ, которые в конечном итоге могут негативно сказаться на деятельности дилеров и на безопасности, качестве продукции конечным потребителе. Увеличение бюрократических процедур. Затруднения в получении сертификата для импорта товаров приводят к увеличению бюрократических процедур для дилеров.

Это требует дополнительных временных и финансовых затрат на оформление документов, что снижает эффективность и конкурентоспособность бизнеса. Да и товары станут менее доступными для широких слоев населения и ограничит доступ к современным технологиям продукции.

Ограничение выбора товаров: неспособность некоторых производителей пройти сертификацию может привести к ограничению товаров на рынке. Всё это уменьшит конкуренцию и инновации, а также будет препятствовать разнообразию и доступности продукции для потребителей. Потребителя просто оставят без выборной ситуации.  

Дополнительно, для государства эти проблемы также могут привести к следующим негативным последствиям, то есть, к прямому ущербу экономике. Увеличение бюрократических процедур и дополнительные расходы на сертификацию могут ослабить бизнес-среду и уменьшить приток инвестиций, что в конечном итоге может негативно отразиться на экономическом развитии страны. А с утратой доверия потребителей к государственным органам и качеству продукции, подкрадётся и ущерб репутации страны как надёжного партнёра на мировом рынке.

Всецело, проблемы, связанные с концентрацией сертификации, имеют широкие последствия и могут оказать отрицательное воздействие на различные сектора общества и экономики.

Необходимость совместных усилий государства, бизнеса и общества для решения проблем с сертификацией бытовой техники в Узбекистане является неоспоримой из-за ряда факторов.

Во-первых, государство обладает полномочиями и ресурсами для установления и соблюдения стандартов безопасности и качества продукции. Это включает в себя разработку соответствующего законодательства, контроль за его соблюдением и поддержку в проведении сертификационных процедур.

Во-вторых, участие бизнеса. Бизнес — сектор, включая производителей и дилеров, также играет важную роль в обеспечении бытовой техники. Они должны сотрудничать с государством, предоставлять необходимые документы и информацию о продукции, а также соблюдать установленные стандарты качества. Да, с одной стороны создание лаборатории для проверки энергоэффективности импортируемой техники также имеет смысл, поскольку не все производители следуют стандартам энергосбережения. Несмотря на то, что производители создают продукты с учётом энергосбережения, не все компании следуют этой практике. С другой стороны, наличие лаборатории – это защита интересов потребителей и снижение негативного воздействия на окружающую среду. Для решения этой проблемы можно также рассмотреть варианты сотрудничества с международными организациями или создать партнерские отношения с производителями, чтобы обеспечить поставки энергоэффективной техники на рынок Узбекистана.   

В-третьих, активное участие общества. Общество, включая потребителей, неправительственные организации и другие заинтересованные стороны, также должны принимать активное участие в контроле за безопасностью и качеством бытовой техники. Они могут выступать в качестве наблюдателей, обратной связи и давать рекомендации по улучшению системы сертификации.

Совместные усилия этих трёх секторов позволит достичь следующих целей. Обеспечить безопасность потребителей. Строгий контроль качества и безопасности бытовой техники поможет предотвратить возможные аварии и травмы, связанные с использованием некачественной продукции. Обеспечить доступность продукции. Эффективные процедуры сертификации и сотрудничество между государством и бизнесом помогут сократить время и затраты на получение сертификатов, что обеспечит более широкий доступ к разнообразной и качественной бытовой технике для всех граждан. Содействие экономическому развитию: контроль качества и безопасности продукции способствует укреплению репутации страны на мировом рынке привлекая инвестиции и развивая экспорт бытовой техники.

Вывод, совместные усилия государства, бизнеса и общества необходимы для эффективного решения проблем с сертификацией энергоэффективности и обеспечения безопасности и доступности бытовой техники для всех граждан Узбекистана. 

Гузель КУРТВЕЛИЕВА

От редакции: отсюда возникает вопрос Узбекскому агентству по техническому регулированию, для чего и почему сертификация сконцентрирована в одних руках, что значительно усложнило ведение бизнеса для большой категории предпринимателей?

Лишение прав на сертификацию бытовой техники сразу нескольких организаций и сосредоточение этих функций в одних руках, ведет к монополизации на рынке этого вида услуг и как следствие к монополизации на рынке бытовой техники, вынуждая потребителя приобретать продукцию только местных производителей. Редакция ожидает комментарий по этому поводу от Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей.

Становится ясным, что неудачные преобразования в сфере сертификации бытовой техники ведут к издержкам не только у предпринимателей, но и несут определенные репутационные и имиджевые риски для Узбекистана на внешнем рынке, а также резко возрастают коррупционные риски. Думается, на этот факт должно обратить внимание Агентство по противодействию коррупции Узбекистана.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. возрастают коррупционные риски ? вы серьёзно ? да страна погрязла в КОРРУПЦИИ !!
    все усилия Президента по росту экономики вылетают в трубу а более того скоро грохнется всё в тартарары

  2. Добрый день.
    Непосредственно сталкивался с этой проблемой, более того вышеуказанная лаборатория и департамент, не разобравшись, что к чему с начало февраля, заставляли проводить испытания на энергоэффективность и промышленные холодильники, несмотря на то что промышленные холодильники в большинстве своём случае имеют класс энергоэфектиности С, но они же не бытовые промышленные!! Запрещены к ввозу на территорию РУз. БЫТОВЫЕ холодильники и кондиционеры ниже А класса энергоэффективности. Но кому какое дело нужно отрабатывать выделенные средства. Цитата сотрудника лаборатории «Вы же можете их(промышленные холодильники) использовать как бытовые»…………………….
    Справедливости ради замечу, что насчёт промышленных холодильников в начале мая дело сдвинулось в пользу импортёров и сертификационные органы не направляют их в эту лабораторию, как оказалось у лаборатории нет аккредитации на испытание промышленных холодильников, но до мая импортёры промышленных холодильников проводили испытания завозимых промышленных холодильников, и платили за это приличные деньги. Весело))

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Саммит COP29: Азербайджан становится главным дипломатическим игроком в регионе

После распада Советского Союза постсоветские страны, интегрированные в систему международных отношений, вот уже более 30 лет с момента обретения...

Больше похожих статей