back to top
-1.2 C
Узбекистан
Пятница, 10 января, 2025

Граф Вартенштейн – аристократ и шпион

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,180ПодписчикиПодписаться

Часть вторая

Путь немецкого аристократа и шпиона лежал через Вену и Лемберг (нынешний Львов) в Малороссию (Украину), затем на Кавказ и в Туркестан.

В первый майский день экспедиция на пароходе «Цесаревич» прибыла в Красноводск, и дальше уже по железной дороге отправилась в Ташкент. Здесь состоялась встреча высокого гостя с генерал-губернатором Туркестанского края Николаем Ивановичем Гродековым. Начальник края заверил высокого гостя, что путешественникам будут предоставлены все необходимые удобства.

Из Ташкента в Петербург ушла телеграмма, сообщающая, что граф Вартенштейн, он же принц Баварский, 18 апреля проследовал через Красноводск в Бухару, Ташкент и далее, согласно утвержденному маршруту, в Семиречье.

МИД России и Генеральный штаб внимательно следило за передвижением принца. Извольский, дабы избежать какой-либо бестактности местных частей в отношении «графа Вартенштейна», в письме от 3 мая 1907 года заверял начальника Генштаба, что принц не станет без дозволения приближаться к пограничным районам, тем более, что о его пребывании в Средней Азии поставлены в известность все местные губернаторы, политический агент в Бухаре Лютш и даже русские консулы в китайских приграничных городах Кашгаре и Кульдже. На тот случай, если бы принц решил самовольно направиться в области, закрытые для иностранцев, военным властям было рекомендовано сообщить ему о запретах и немедленно запросить дальнейших указаний из Петербурга.

С точки зрения политики балансирования, о которой мы говорили выше, России было выгодно продемонстрировать Германии своё благоприятствование в Средней Азии, чтобы тем самым подготовить почву для сближения с Берлином в случае обострения англо-русских противоречий. Поэтому российские власти не мешали принцу и его спутникам изучатъ ситуацию в регионе. Надо сказать, поездку “графа Вартеншиейна” считали полезной для себя как сторонники проанглийской ориентации, так и германофилы. По мнению первых, откровенный интерес немцев к Туркестану должен был подтолкнуть Англию к дальнейшему сближению с Россией, напротив прогермански настроенные военные и политики надеялись предупредительностью по отношению к принцу еще раз продемонстрировать доверие Берлину. В общем, ради большой политики все предпочли закрыть глаза на разведывательный характер этой поездки.

Конечно, совсем уж доверять охотникам и пытливым исследователям из Германии, русские власти не собирались, поэтому к экспедиции был приставлен полковник Владимир Ивановича Бакуревич, помощник председателя войскового правления Семиреченского казачьего войска, исполнявшего в то время обязанности начальника области и наказного атамана.

 А непосредственно в Джаркентском уезде путешественников курировал 35-летний капитан Порфирий Александрович Гольц, начальник Нарынкольско-Чарынского участка.

Принц Арнульф Баварский и капитан Гольц в Нарынколе. Фото Г. Мерцбахера. Октябрь, 1907 г.

Места по маршруту следования баварской экспедиции были чрезвычайно живописны – от Илийской долины, песчаных столбов и ясеневых рощ Чарына до непролазных еловых лесов Баянкола и непокорённых снежных высот Хан-Тенгри. В одном из ущелий гости посетили золотоносные прииски казака-предпринимателя Третьякова, которые он застолбил ещё в 1890 году. Немецкие путешественники поражались огромным стадам диких и домашних животных, гигантским стаям птиц, рекам и озерам кишащими рыбами.

Нельзя сказать, что это были первые исследователи края, до этого здесь уже побывали русские путешественники: Пржевальский, Каульбарс и другие. А Николай Алексеевич Северцов ещё в 1873 году, то есть более 30 лет назад писал об этих местах: «…весь Семиреченский край может считаться охотничьим раем, по обилию дичи, от тигра и марала до перепёлок. Для любителей штуцерной охоты тут есть тигр, барс, медведь, архар, марал, кабан, дикая коза; для ружейной – бесчисленные фазаны, улары, зайцы и, всего больше, чилика и кеклика; на пролете тоже водяная и болотная дичь, и поля возможны баснословные, сотенные. Дичи так много, что педантичному или самолюбивому охотнику это обилие дичи может и надоесть, – нет случая пощеголять ни своим охотничьим умением, ни поиском отличного сеттера: успевай заряжать и бить, поле всегда будет, были бы заряды»[1].

Принимая грязевые ванны в окрестностях Хоргоса[2], охотясь на различных животных, знкомясь с памятниками истории и культуры Семиречья, баварцы не забывали и о главной своей цели – разведке.

Однако и русская спецслужба не дремала. Все передвижения германской научной охотничье-туристско-альпинистской группы были под надежным присмотром. Туркестанские контрразведчики зорко следили за гостями и с нетерпением ждали момента, когда те пересекут черту пограничной зоны, чтобы напомнить о запретах и немедленно сообщить в Петербург, для получения дальнейших указаний из Генштаба Российской империи. Но, не дождались, путешествие прошло без каких-либо эксцессов.

Поездка «графа Вартенштейна» по Азиатской России завершилась в июле 1907 года без каких-либо осложнений.

Внушительный караван, груженный минералами, чучелами и тушками пернатой дичи, а также рогами копытных животных направился на таможенную границу. Дипломатический груз досмотру не подлежал. А российское Министерство иностранных дел внимательно и с опаской наблюдавшая за передвижениями Принца и К°, вздохнуло с облегчением – экспедиция ограничилась посещением внутренних районов Туркестана, так и не сделав попытки выйти на границу. Однако за три месяца разъездов по окраине Российской империи, немцам удалось собрать достаточно сведений о политической ситуации и русских войсках в Туркестане, не нарушив, при этом запретов. Следует отметить, что принц имел чёткие инструкции из Берлина, согласно которым не следовало преждевременно раздражать Россию, еще не решившую, чью сторону принять в англо-германском противостоянии.

По результатам экспедиции принц Арнульф, он же граф Вартенштейн написал книгу изданную в 1910 году баварским издательством Р. Ольденбурга.

Разворот титульной страницы книги о путешествии принца Арнульфа Баварского по Средней Азии

Посещение принцем Арнульфом Баварским Центрального Тянь-Шаня стало его последней в жизни поездкой. 12 ноября 1907 года он скоропостижно скончался в Венеции и был похоронен в мюнхенском соборе Театинеркирхе.

Однако, уже гораздо позже выяснилось, что главным в баварской экспедиции был отнюдь не граф Вартенштей, осуществлявший по сути дипломатическое прикрытие. Главным был Готфрид Мерцбахер. Да и цель этого геолога-шпиона была намного секретней – он искал залежи урана. В 1898 году супруги Кюри и Бемон в урановой смолке обнаруживают радий, — которым сразу заинтересовались военные, — а спустя четыре года Баварская Академия наук направляет именно Мерцбахера в длительное научное турне в Центральный Тянь-Шань. Так, что экспедиция графа Вартенштейна позволяла Мерцбахеру вновь отправится в Восточный Туркестан. Зачем, если он уже в первый раз исследовал там всё, что мог.

Готфрид Мерцбахер, фотопортрет неустановленного мастера

Интересный факт, количество отснятых фотографий сделанных Мерцбахером в разы меньше числа фотопластинок взятых им в последнюю экспедицию. Объясняя сей факт он сослался, на то что, якобы вьючная лошадь упала в пропасть. Однако, фотопластинки, которые должны были там лежать, невероятным образом появились в 1936 году и впоследствии оказались в одном из отделов Аненербе[3], занимающимся созданием атомной бомбы.

Мерцбахер был чрезвычайно обласкан немецкой властью. Он был награжден баварской Золотой медалью принца Людвига, получил звание профессора, а в 1928 году именем ученого названа одна из улиц Мюнхена, которая сохранила своё наименование даже после указания немецких властей «о переименовании еврейских названий».

Эстафету Мерцбахера подхватили другие немецкие разведчики. Офицеры германской армии, а позднее и гестапо Третьего рейха под видом туристов периодически осуществляли подобного рода разведывательные альпинистские походы по Кавказу, Средней Азии и Алтаю. Но, несмотря ни на что Гитлеру так и не удалось создать атомную бомбу. Но улица Мерцбахера по-прежнему существует в городе Мюнхен.

Вот такая история о принце-шпионе, разведке и урановых месторождениях.

В.ФЕТИСОВ

  На заставке: Дом в Нарынколе, где останавливался принц Арнульф Баварский.


[1] Н. А. Северцов. Путешествия по Туркестанскому краю. М. ОГИЗ. 1947

[2] Хоргос — село в Панфиловском районе Жетысуской области Казахстана. Находится примерно в 31 км к востоку от города Жаркента, на правом берегу одноимённой реки.

[3] Аненербе» нем. Ahnenerbe — «Наследие предков»), полное название — «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков», — организация, существовавшая в 1935—1945 годах, созданная для изучения традиций, истории и наследия нордической расы с целью оккультно-идеологического обеспечения государственного аппарата нацистской Германии. 1 января 1942 года «Аненербе» было передано в состав Личного штаба рейхсфюрера СС, и вся его деятельность окончательно была переориентирована на военные нужды. Многие проекты были свёрнуты, но возник Институт военных исследований, возглавленный Зиверсом. Впоследствии деятельность института была подробно рассмотрена на Нюрнбергском процессе. Международный трибунал признал «Наследие предков» преступной организацией, а её руководитель Зиверс был приговорён к смертной казни и повешен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Узбекистане электронные трудовые договора стали обязательными

В декабре 2024 года Кабинет Министров Узбекистана внёс изменения в правительственные решения, приняв постановление № 891. Эти изменения направлены...

Больше похожих статей