back to top
9.9 C
Узбекистан
Пятница, 22 ноября, 2024

Зачем нужно школьное образование, и почему в деле воспитания и привития школьникам тяги к знаниям и уважения к учителям важно участие всего общества, всех структур?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться

Ответы на вопросы, вынесенные в заголовок, очевидны. Глава государства неоднократно говорил о необходимости повышения качества образования, совершенствовании образовательного процесса, призывая «…всей нацией и всей общественностью войти в школы». Конкретные задачи были поставлены и перед Национальной гвардией.

Вместе с тем, в соцсетях продолжаются обсуждения о целесообразности решения об установлении контроля за посещением занятий школьниками со стороны Национальной гвардии. Разберем, о чем в основном пишут пользователи.

Первое (вопросы – из комментариев пользователей соцсетей). «Почему силовая структура должна следить за детьми? Пусть лучше порядок на улицах обеспечивают».

 Начнем с того, что Национальная гвардия по своему правовому статусу является не просто специальным родом войск Вооруженных Сил, но еще и наделена отдельными правоохранительными функциями в сфере обеспечения общественной безопасности и профилактики правонарушений. И поскольку охрана общественного порядка, защита прав и свобод, обеспечение безопасности граждан являются основными задачами Национальной гвардии (ст. 3 Закона РУз «О Национальной гвардии»), то и выявление, пресечение и предупреждение правонарушений и преступлений, в том числе, со стороны несовершеннолетних, также входит в круг задач гвардии, очерченный законом.

Информация к размышлению. Из 133 несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений в январе 2024 года, 81 человек – это учащиеся школы, что составляет 61 процент от общего количества несовершеннолетних правонарушителей.

Если же проанализировать, какие виды преступлений совершались детьми, то напрашивается вывод, что в основном противоправными деяниями учащиеся совершали в то время, когда должны были находиться на уроках в школах. Например, хулиганство (17), грабеж (4), угон транспортных средств (4), кража (53), разбой (1), мошенничество (7), причинение тяжких телесных повреждений (1). При этом местом совершения превалирующего числа упомянутых преступлений были общественные места: улицы, парки, рынки и другие торговые точки, а также увеселительные заведения.

За этот же период с начала года у школьников изъяли почти 350 ножей, кастетов и других предметов, которыми можно причинить серьезный вред здоровью, вплоть до летального исхода.

Подростки приходят в школу с целым арсеналом оружия (см. здесь и здесь).

Были факты обнаружения у школьников не только табачных изделий, снюсов, но и сильнодействующих лекарственных препаратов.

Дети самовольно, а иной раз с разрешения родителей берут автомобиль и устраивают гонки на дорогах.

Видео «разборок» между школьниками, причем, прямо на территории учебного заведения, то и дело появляются в сети Интернет (см. здесь, здесь и здесь).

В соцсетях то и дело появляются сообщения и видео издевательств или избиения учителей школьниками или их родителями (см. здесь, здесь, здесь и вот еще здесь).

Как так вышло, что у некоторых наших детей напрочь отсутствуют уважение к учителям, другим окружающим людям? Некоторые учителя признавались, что «подумывают о смене работы», поскольку «дети неуправляемые, для них нет авторитета», «боятся заходить в класс», «не могут противостоять агрессии и хамству и детей, и их родителей», «родителям говорить бесполезно, большинство даже на родительские собрания не приходят», «сказала родителям, что их ребенок срывает уроки, огрызается, в ответ услышала, что я плохой учитель, не могу найти подход к их сыну-восьмикласснику».

Ключевое слово здесь – родители. Об безразличии родителей к воспитанию и образованию своих детей написала и учительница одной из самаркандских школ (комментарий она оставила к статье «Нацгвардия подключилась к проверке посещаемости в школах. Для чего это понадобилось? Реакции и комментарии» на сайте Gazeta.uz).

«Я работаю учителем в одной из школ Самарканда. Конечно, то, что мы дошли до такой ситуации, что приходится подключать Нацгвардию, ужасно. Но за эти дни, лично в моем классе улучшилась посещаемость. До родителей не достучаться, на собрание приходят единицы. На замечания в учебе или воспитании детей, ноль реакции. Вы даже представить не можете, что творится во многих школах. По субботам по 10 учеников не приходят в школу. Сидят в телефонах, ничем не прошибешь! Учиться не хотят. Единицы стараются ради своего будущего. В классы захожу ради 5-6 учеников, которым знания нужны. Из 35 учеников 5, это капля в море! Меня поражают не дети, а их родители!».

Экспертное мнение. Начальник Центра психологического обеспечения деятельности Национальной гвардии полковник Ирода Арифходжаева, имеющая почти 30-летний опыт практики в сфере психологической работы с семьями, переживающими кризисные взаимоотношения, психокоррекционной работы с детьми с девиантным поведением, убеждена, что все проблемы современных школьников уходят корнями в проблемы их родителей: «Все детские травмы и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, поступки, переходящие границы социальных норм и закона, разного рода аддикции и даже фрустрации уже потом, в старшем возрасте – итог отношения к ребенку со стороны его родителей. Часто мы видим и слышим от подростков завышенные требования к окружающим, потребительское отношение к людям, ожидания каких-либо благ, обычно материальных, несоразмерных их способностям и возможностям. И это тоже результат семейного воспитания, точнее, его отсутствия. Дети смотрят легкомысленные сериалы, ролики в Интернете, где у героев есть все – слава, деньги, социальное положение.

Но в этих сериалах не показывают путь, который прошел человек для достижения всего того, что имеет. И родители не удосуживаются объяснить, что цена успеха – тяжелый, порой, изнурительный труд. Многие просто удовлетворяют запросы своих деток, чтобы те были «не хуже других»: хочешь айфон последней модели? На! Брендовую одежду? Вот. Надо, чтобы в школу на дорогой машине подвозили и все видели? Без проблем!». Проблемы начинаются даже не потом, а сразу: меняется отношение к одноклассникам и со стороны одноклассников к данному ребенку. Помимо этого, есть родители, которые на глазах своего ребенка самоутверждаются, грубо обращаясь с окружающими, с учителями. В итоге ребенок получает неверные установки, вырастает эгоцентричным, эгоистичным. Если же у семьи пропадает материальный достаток, родитель утрачивает высокий социальный статус, бесполезно ждать от детей какого-то понимания, сочувствия, сострадания – в нем не взрастили этих качеств, ему не привили безусловную любовь и уважение, эмпатию. И задача Нацгвардии – работать как раз с такими семьями. Тем более, что у нас есть накопленный опыт психологического сопровождения и психокоррекционной работы с воспитанниками домов «Мехрибонлик» и приемными или заменяющими семьями, налажен механизм, есть инструменты и ресурсы».

Учитель – под защитой государства.

Как показала международная практика, с проблемой неуважительного отношения сталкиваются учителя не только в нашей стране. В Южной Корее учителя выступили с протестом против принятого в 2014 году закона о защите детей, согласно которому учителей, обвинённых в жестоком обращении с детьми, отстраняют от работы немедленно. Толчком к протестам стало самоубийство 23-летней учительницы начальных классов одной из школ Сеула. «Родители эксплуатируют закон о защите детей, болезненно воспринимают замечания о поведении своего ребенка и, случается, выдвигают ложные обвинения в чрезмерной жестокости со стороны учителя». В результате в августе 2023 года приняли закон, защищающий учителей от жестокого обращения со стороны родителей учащихся.

В нашей стране значительным шагом в защите учителей стало принятие Закона Республики Узбекистан «О статусе педагога». Так, государство гарантирует защиту прав, чести, достоинства и деловой репутации педагога (ст. 3), а в статье 6 («Права педагога») закреплено право «требовать уважительного отношения к профессии педагога со стороны обучающихся и их родителей (законных представителей)».

Следовательно, для Национальной гвардии защита прав, свобод и охраняемых законом интересов педагогов, как и любых других физических и юридических лиц, является прямой задачей (ст. 3 Закона «О Национальной гвардии»).

Второе. «Лишь бы деньги содрать с людей!»

Ответственность родителей за воспитание и образование своих детей – не нововведение. Причем, не только для нашего национального законодательства. Во-первых, согласно статье 50 Конституции Узбекистана «Каждый имеет право на образование». Во-вторых, в статье 77 Основного Закона установлено обязательство, а следовательно, и ответственность родителей и заменяющих их лиц за воспитание, образование, полноценное и гармоничное развитие своих детей.

Что касается санкций, предусмотренных законодательством. Частью 1 статьи 47 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности сказано, что невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей, в том числе повлекшее совершение несовершеннолетним административного правонарушения, влечет штраф от одной до пяти базовых расчетных величин.

Соразмерно тяжести совершенного правонарушения ужесточаются и санкции статьи. Так, за воспрепятствование родителями или лицами, их заменяющими, получению детьми обязательного общего среднего, среднего специального или профессионального образования, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, может уже не ограничиться штрафом, размер которого в этом случае составляет от пятнадцати до двадцати пяти БРВ, но и повлечь административный арест до пятнадцати суток.

В зарубежных странах с родителей спрос за пропуск занятий в школах еще более суров.

В Великобритании родителей могут оштрафовать на сумму от 60 фунтов стерлингов до 2500 фунтов (порядка 940 тысяч сумов нижняя планка и почти 40 миллионов сумов – верхний предел) за то, что они забрали детей из школы на определенное количество дней вне каникул. Размер штрафов увеличивается, если они не платятся в течение 21 дня. Через 28 дней возможно судебное преследование.

В Австрии школьное обучение обязательно в возрасте от 6 до 15 лет. Если школа зафиксирует несанкционированное отсутствие школьника на уроках более трех дней подряд, родители могут столкнуться со штрафом от 110 до 400 евро (от почти полутора миллионов сумов до 5,5 миллионов сумов) или лишением свободы сроком до двух недель. Более трех пропусков школьных занятий без уважительных причин могут быть квалифицированы как административное правонарушение.

Во Франции родители, которые не могут оправдать отсутствие ребенка или солгут об этом, рискуют получить штраф в размере 135 евро. Если пропуски ставят под угрозу обучение ребенка, родителям может грозить два года заключения и штраф в размере до 30 000 евро.

В Германии обучение в школе обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 16 лет. Родители могут быть оштрафованы за то, что забрали детей из школы без личного разрешения директора. Повторные нарушители могут быть привлечены к серьезной ответственности. Штрафы зависят от федеральной земли Германии и варьируются от 35 евро в день в Бремене до 2500 евро в Берлине.

В Нидерландах за прогул ребенка на родителей может быть наложен штраф в размере 100 евро в день до 600 евро на семью за неделю и 900 евро за две недели.

В Испании прогул в школах может привести к штрафам, тюремному заключению от трех до шести месяцев и, в крайнем случае, даже к лишению родительских прав.

Третье. «Надо улучшить образовательный процесс, поднять качество образования, а что делается для этого?».

Вопросу повышения качества образования глава государства уделяет самое пристальное внимание. В самом начале нашей статьи приведены ссылки на выступления главы государства по вопросам образования. И на видеоселекторном совещании по обсуждению приоритетных задач в социальных сферах, состоявшемся 5 февраля текущего года, Президент обозначил очередные задачи по повышению качества образования.

«В сфере образования предстоит решить множество задач. Поэтому на прошлой неделе был создан Проектный офис, в котором собраны специалисты с большим научным и практическим опытом. Офис совместно с Научно-методическим центром развития образования обновит учебные планы и программы по математике, физике, химии, биологии и иностранным языкам в школах на основе международных стандартов. Поэтапно в оценку знаний учащихся и учителей будет внедрен международный опыт (PISA, TIMSS, PIRLS).

Учебные программы Президентских школ будут внедрены еще в 1 тысяче школ. Соответственно будет улучшена их материально-техническая база. Расширится практика привлечения в школы носителей иностранных языков».

На этом же совещании Президент поставил задачи по профориентации школьников, а также подчеркнул, что особое внимание будет уделено посещаемости занятий и учащимся с «трудным» поведением, и что ответственность родителей и председателей махалли за учебу и посещаемость занятий школьниками будет усилена.

«Реализация этих инициатив, — подчеркнул Президент, — призвана повысить ответственность родителей, профессионализм учителей, уверенность учащихся, качество образования и воспитания, вовлеченность в этот процесс махаллей». «Школа – это дело не только органов образования, но и родителей, махаллинских активистов, всего общества. Потому что школа – это основа будущего страны. Эта же истина лежит в основе пословицы «Об одном ребенке семь махаллей заботятся». Тогда и родители будут уделять больше внимания образованию своих детей. Это очень важно в современном глобализированном мире».

Статья подготовлена пресс-службой Нацгвардии

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан упрощает въезд для соотечественников: безвизовый режим для владельцев карты «Vatandosh»

Узбекистан вводит новую систему поддержки соотечественников за рубежом, предоставляя им уникальные возможности для взаимодействия с родиной. Президентским указом утвержден...

Больше похожих статей