Ташкент – живой организм, он, как любое живое существо, дышит. Но в последние годы делать это ему все труднее. Вырубка деревьев, заполонение дорог автотранспортом, бесчисленные стройки заставляют город задыхаться. Что бывает, если перекрыть кислород? Исход предсказуем.
О нынешнем состоянии столицы и поисках решения накопившихся проблем в пресс-центре «SPUTNIK Узбекистан» в беседе с журналистами отечественных СМИ рассказывал кандидат архитектуры, профессор кафедры «Градостроительство» Ташкентского архитектурно-строительного университета Мурадхан Усманов. Разговор получился не только острым, но и познавательным. В данной статье упор будет сделан на «градостроительный ликбез», который провел профессор. Для того, чтобы бороться с загрязнением воздуха и беспорядочной застройкой, нужно хоть немного быть «в теме».
Начнем с того, что такое градостроительство. Это наука о том, как правильно организовать городское пространство, чтобы людям было комфортно жить. Это основа планирования застройки города, решающая в комплексе архитектурные, функциональные, эстетические и экологические задачи. К сожалению, сегодня в столице накопились проблемы в каждом из названных направлений.
Ташкент, как и любой город, должен застраиваться в соответствии с генеральным планом. Реальный генплан 1975 — 1980-х годов был принят в 1970-е годы в связи с необходимостью возрождения столицы после разрушительного землетрясения 1966 года. Для его разработки собирался градостроительный совет, в состав которого входили представители разных профессий, в том числе историки, археологи, социологи, демографы, транспортники, дорожные строители, психологи. Для тех специалистов, которые не могли прочесть генплан, создавалась визуализация (картинка), то есть мастер-план. Сегодня мастер-план стал считаться основным документом, проектом детальной планировки. Но есть отдельный ПДП – проект детальной планировки, который не нужно путать с визуализацией генплана. Мастер-план по градостроительным нормам – не документ.
Градостроительное пятно
Это вся близлежащая к городу территория, на которой расположены всевозможные вспомогательные площади, содержащие необходимые для жизнеобеспечения города структуры: система очистных сооружений, водоканал, сельхозугодья и т.д. К примеру, градостроительное пятно американского города в 10 раз превышает аналогичное пятно индийского города. Нарушение одного звена ведет за собой определенные проблемы. В свое время было решено окружить Ташкент садами и огородами, чтобы обеспечить горожан недорогими овощами и фруктами. Застройка близлежащих полей ведет к тому, что дары земли как минимум неуклонно растут в цене, так как везти их приходится из соседних районов. Максимальный вред от этого будет виден в недалеком будущем.
Пять инфраструктур
Существуют инженерная, транспортная, промышленная, социальная и ландшафтно-рекреационная инфраструктуры города.
Инженерная должна обеспечивать процессы жизнедеятельности.
– Я принимал участие в разработке последнего генплана. По инженерным коммуникациям мы заложили тогда 130-140% от необходимого. Эти дополнительные 30-40% дают нам возможность содержать до сегодняшнего дня инженерную инфраструктуру города в более-менее пригодном состоянии. Если коммуникации рассчитаны на 10 домов, а туда втискивают еще четыре без прокладки дополнительных инженерных коммуникаций, то регулярно будут случаться аварии, – отметил Мурадхан Усманов.
Социальная инфраструктура – это не просто физические пространства и общественные объекты, предоставляющие населению общественные блага. Они создают условия, стимулирующие различные виды регулярной активности и взаимодействие горожан. Форма ее организации – размещение предприятий сферы услуг, образовательных учреждений, в том числе детсадов, а также различных кружков и детских домов творчества, на расстоянии не менее 100-150 метров от жилых массивов. Но часто ташкентцы вынуждены везти детей с одного конца города в другой в лучшие школы, на дополнительные занятия, в спортивные секции.
Ландшафтно-рекреационная инфраструктура включает городские парки, водные артерии, водоемы, сады, скверы и бульвары, формирующие систему открытых пространств. Если бы Ташкент развивался правильно в ландшафтной составляющей, то мы бы жили в субтропиках, а живем в жарком сухом климате, потому что зеленые насаждения, которые являются «легкими» города, планомерно сокращаются.
Транспортная инфраструктура. С ней в Ташкенте самые большие проблемы. Наш город можно назвать раем для легковых машин. Они хозяева. Отношение к этому должно быть пересмотрено. Нужно сокращать количество легковушек, совершенствовать систему общественного транспорта, развивать наиболее экологичные его виды – те же трамваи, которые, кстати, имели вековую историю. Выделять отдельные полосы для городских автобусов, легковых автомобилей, спецтранспорта. Довести 15-минутную пешеходную доступность до ближайших транспортных остановок до 80-86%.
Промышленная инфраструктура – это система территорий производственного назначения, взаимосвязанных между собой и другими функциональными составляющими города. На территории Ташкента расположены промзоны, индустриальные технопарки, малые предприятия, котельные и т.д.
Получается, что Ташкенту решать свои проблемы нужно за счет грамотного подхода к градостроительству. Приведение столицы в ее границах к нормальному состоянию по генплану – задача градостроителей.
Вообще, город похож на человека. Зеленые насаждения – это его «легкие», «мозг» – административная часть, даже «ЖКТ» имеется – очистные сооружения, канализация. А еще существует понятие ментального и духовного здоровья. Нормальные люди не выставляют за порог бабушек и дедушек. А мы выкорчевали из городского пространства несколько «архитектурных» поколений и продолжаем это делать. А освободившееся пространство часто отдаем девелоперам. Инвестору генплан района, который он намерен застраивать, не нужен, ему нужна прибыль.
Градостроительная сфера проектируется годами. Если мы хотим, чтобы наши внуки жили в зеленом, комфортном Ташкенте, надо сейчас начинать проектировать город будущего, в котором можно будет свободно дышать, легко передвигаться, отдыхать в тени столетних платанов в уютных парках. Тогда мы сможем рассказывать потомкам о том, как в начале 2020-х годов был предотвращен коллапс, казавшийся неминуемым.
Времени уже нет…
Динара Шамухамедова
А у нас умных и профессионалов слышать не привыкли. Послушать могут и всё. Потому что имеет вес голос только нашальника или того, кто ему даст указание. Те, кто убивал город и продолжает это делать, знают Снипы? Они понимали, что, если бы генплан, то такого беспредела бы не было. А так, сейчас все озвучивают проблемы, но, кто из слушает и слышит. Оскал капитализма везде. А профессор -умница, чувствуется советская школа.
Вы правы, одна сплошная болтовня, чтобы отвлечь вни мание людей, а конкретно никаких действий не предпрнимается. Как в пословице-собака лает., а караван идёт.( Пусть уважаемый профессор это на свой счёт не прин мает, он все правильно сказал)
Город уже изуродован до неузнаваемости. Ничего не поделать. Не понимаю о чем это журналист говорит? Какое время? Оно уже давно пошло в минус.
Бесполезно. Все мы это понимаем. Сделать нечего не можем.