Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) проанализировали основные результаты в сфере туризма Узбекистана за 10 месяцев (январь-октябрь) 2023 года.
За 10 месяцев 2023 года количество зарубежных туристов, прибывших в Узбекистан, достигло 4,9 млн. человек. Следует отметить, что за последние три года поток данных туристов увеличился почти в 3 раза, при том, что в 2021 году их количество составило 1,8 млн. человек.
Для справки: Узбекистан в 2023 году вошел в список 50 лучших туристических направлений мира по версии американского онлайн-путеводителя Travel Lemming и занял 9-е место. В этом путеводителе каждый год освещаются новые направления и уникальные места по всему миру, и число читателей составляет более 6 млн. путешественников.
Экспорт туристических услуг за 10 месяцев 2023 года составил 1830 млн долл. против 1041,1 млн долл. в 2018 году. В 2023 году ожидается значительное увеличение общего количества туристов, за счет чего экспорт туристических услуг достигнет 2000 млн долл.
Для справки: в Узбекистане действует безвизовый режим для 91 страны мира. Для сравнения в Казахстане – для 26 стран, Турции – для 41 страны, Грузии – для 56 стран.
Результаты реформ, реализованных в сфере туризма, свидетельствуют о большом потенциале отрасли, в частности уделяется внимание увеличению количества инфраструктурных объектов и развитию потенциала внутреннего туризма.
Эксперты ИМРИ провели онлайн-опрос для оценки состояния внутреннего туризма в Узбекистане. Всего в нем приняли участие 1282 респондента из всех регионов. Как показали результаты, почти 50% всех туристических поездок по стране совершаются в 4 региона, в частности жители страны чаще путешествуют в г. Ташкент (11,4%), в Ташкентскую область (10,6% ), г. Бухару (9,4%), а также в г. Самарканд (5,8%).
Также, 81,2% респондентов отметили, что путешествуют самостоятельно, 15,5% — организованно с места работы, 2,4% — посредством туроператоров, что говорит о низкой их активности в этом направлении, 56,8% — на личном автомобиле и 17,3% — поездом.
Таким образом, в целях дальнейшего развития внутреннего туризма считаем целесообразным следующее:
— создание реестра населенных пунктов со статусом «Туристическая махалля», «Туристическая зона» и разработка для этого электронной платформы;
— формирование собственного бренда каждого региона на основе его основного туристического потенциала.
Для справки: В целях продвижения туристического потенциала республики и дальнейшего увеличения потока туристов выделены средства дипломатическим представительствам Республики Узбекистан в 28 зарубежных странах, а также обеспечены участие национальных туристических стендов и субъектов предпринимательства в 16 международных туристических ярмарок в течении 10 месяцев текущего года.
На многих природных туристических объектах Узбекистана нет элементарной инфраструктуры: качественная подъездная дорога, стоянка для транспорта, туалет, бак / урна для мусора, беседка с навесом для отдыха, стенд с названием и описанием места, правилами поведедения на объекте и схемой местности. Все это должно быть чистым, красивым, аккуратным и надежным. Также желательно при подъезде к месту иметь гарантированно работающую точку питания и/или магазинчик. Речь о таких местах, как входы в ущелья и саи, водопады, каньоны, пещеры и гроты, лесные массивы, природные сады камней, озера, пляжи и т.п.
За примером того, как это должно быть сделано далеко ходить не надо. Можно посмотреть в Казахстане.