Международная неправительственная экспертная организация TRACIT (Транснациональный альянс по противодействию нелегальной торговле) опубликовала отчёт, посвящённый ситуации с нелегальной торговлей в странах Центральной Азии и Узбекистане.
TRACIT констатирует, что среди товаров, нелегально завозимых в регион, фигурирует табачная и алкогольная продукция, а также лекарства, продукты питания, одежда, ГСМ. А лидируют по объёмам теневого оборота сигареты, алкоголь и лекарственные препараты.
Отвечая на вопрос, что способствует росту контрабандной торговли, старший советник по политике TRACIT Эстебан Джудичи отметил, что это в первую очередь «прозрачные» границы стран региона и огромные масштабы неформальной теневой экономики с миллионами самозанятых, многих из которых теневой рынок кормит. Этим людям всё равно, на чём зарабатывать, лишь бы прокормить семьи и как-то прожить. При этом контроля за ними, как правило, почти никакого нет. Эксперт отметил системные проблемы в законодательстве и правоохранительных системах стран Центральной Азии, а также коррупцию, «благодаря» которой теневой рынок существует как некое государство в государстве. Безнаказанности и вседозволенности в этой сфере способствуют недостаточные, а часто просто «смешные» штрафы и другие меры наказания виновных.
«Следует иметь в виду, что недостатки регулирования и правоприменения, способствующие росту нелегальной торговли, снижают инвестиционную привлекательность и кредитный рейтинг страны», – отметил г-н Джудичи.
Говоря об Узбекистане, эксперты TRACIT выделили ряд специфических проблем. Так, например, отличием рынка Узбекистана является массовое незаконное декларирование подакцизных товаров (например, тех же сигарет), которые оформляются как транзитный товар, но на самом деле остаются в стране. Таким нехитрым способом, именуемым фиктивным или прерванным транзитом, тысячи мелких частных предпринимателей обходят таможню. В результате государство не только не в состоянии отследить объёмы теневых товаров, оседающих на территории страны, но и недополучает огромные суммы акцизных налогов, таможенных пошлин и других сборов. Но главное, страдает потребитель, так как рынок бесконтрольно насыщается товарами и продуктами FMCG сомнительного происхождения и качества.
Как отмечается в отчете, в Казахстане почти 70 процентов лекарств, продаваемых в аптеках, являются нелицензионными или поддельными. Аналогичным образом, в Узбекистане 35 процентов аптек имеют запасы поддельных лекарств. В 2019 году глава Агентства Узбекистана по развитию фармацевтической промышленности сообщил, что фальсифицированные лекарства составляют 10-15 процентов от общего оборота фармацевтического рынка.
Наряду с контрабандой, Эстебан Джудичи выделил применительно к Узбекистану проблемы незаконной торговли людьми, а также рабства – принудительного труда насильно удерживаемых лиц где-то в отдалённых фермерских хозяйствах или в подпольных цехах, производящих различную подделку. Впрочем, по его мнению, это характерно не только для Узбекистана, но и для других стран Центральной Азии.
Говоря о том, что можно противопоставить теневому рынку, эксперты TRACIT рекомендуют всем странам Центральной Азии усилить борьбу с коррупцией на местах, а также пересмотреть законодательство (в том числе уголовное), чтобы усилить меры наказания и правоприменительную практику за контрабанду, торговлю людьми и принудительный труд. В отчёте есть ряд конкретных рекомендаций – например, правительствам стран региона советуют создать специальный орган, выполняющий функцию единого межведомственного координатора всех вопросов борьбы с нелегальной торговлей и теневым рынком. Также TRACIT предлагает правительствам проводить более взвешенную, последовательную и продуманную налоговую политику, с тем чтобы недальновидное регулирование не провоцировало бизнес уходить «в тень». В частности, следует понимать, что чрезмерное повышение акцизов на сигареты или алкоголь неизбежно приводит к резкому росту контрабандных поставок этих видом товаров на рынок – такую закономерность выявил опыт многих стран.
Кроме того, в TRACIT считают важным обеспечить дополнительную защиту границ государств региона от контрабанды, а также пресечь схемы так называемого «прерывания транзита» и «фиктивного транзита», о которых уже упоминалось. И ещё одна ключевая рекомендация – пересмотреть уголовное наказание по всем статьям УК за контрабанду, трафик людей, рабство и другие преступления в сфере теневого рынка в сторону радикального ужесточения. Здесь полезно проанализировать практику ряда стран, где научились эффективно бороться с контрабандой и подделкой – в частности, Китая.
Наиболее тревожной тенденцией в TRACIT считают стремительный рост контрабанды в последние годы. Отмечается, например, что контрабанда сигарет в странах региона растёт буквально в разы из-за постоянного повышения акцизов. В Узбекистане она составляет на сегодня уже 24% (!) от общего объёма рынка.
«За нелегальной индустрией табака стоит организованная преступность, которая также может быть спонсором терроризма. Это огромный теневой рынок, который идёт мимо бюджета, хотя эти деньги могли бы пойти на социальные нужды, например, на развитие здравоохранения», – указал Эстебан Джудичи. Он также добавил, что основным источником нелегальных сигарет в регионе, согласно данным TRACIT, являются заводы и фабрики в ОАЭ. В последнее время отмечается опережающий рост доли такой продукции на рынках всех стран Центральной Азии, что свидетельствует о провале политики государств по противодействию контрабанде и подделке. Так, за последние три года рост доли контрабандных товаров в целом на рынках стран региона достиг порядка 10 процентов и более, при этом в некоторых странах доля незаконных товаров за пару лет возросла с 2-3 % до 6–10 %, то есть в несколько раз. Особенно беспокоит нелегальная торговля табачными изделиями, алкоголем, лекарствами.
Пестициды для фермеров – ещё один товар, который активно подделывают дельцы теневого рынка. Эти химикаты активно торгуются по всей Центральной Азии, и всё большую долю их рынка составляет контрабандный и контрафактный товар. В отчёте TRACIT указано, что по данным CropLife International, ОЭСР, EUIPO, IDSF и FICCI на сегодня уже около четверти всех пестицидов, продаваемых в Центральной Азии, являются поддельными. Это несёт прямые угрозы как качеству сельскохозяйственной продукции, так и состоянию земель. При этом Китай является основным поставщиком контрафактных пестицидов. Их активно покупают из-за низкой цены, не задумываясь о том, что неизвестная «химия» может не только ускорять рост овощей, но и делать их опасными для здоровья потребителей. Эксперты указали, что незаконные поставщики преимущественно используют платформы частных объявлений в Сети, а также связываются с фермерами и клиентами через такие каналы связи как WhatsApp, Telegram, Ozon и другие.
– Самые болевые точки по Узбекистану сейчас, по нашим данным, – это незаконная торговля людьми, принудительный труд, а также рынок пестицидов и семян. Всё это вызывает огромную тревогу. Если этими не начать решать сейчас, то это приведет к серьёзным проблемам уже в ближайшем будущем, – подытожил Эстебан Джудичи.
Фото Казахстанский пресс-клуб