Об этом и других оценках Международным валютным фондом (МВФ) состояния экономики нашей страны говорится в октябрьском докладе фонда о перспективах развития мировой экономики.
Прогноз роста ВВП в текущем году после переоценки равняется 5,5 процента (против ранее ожидавшихся 5,3). При этом МВФ не стал менять прогноз роста ВВП на следующий год — он так и остался на уровне 5,5 процента. Зато улучшился прогноз по инфляции. Если в апрельском прогнозе МВФ говорилось о 11,8 процента, то октябрьский прогноз говорит уже о том, что инфляция составит 10,2 процента, а в 2024 году замедлится до 10 процентов.
При этом МВФ достаточно скептичен по поводу целей снижения инфляции, поставленных Центробанком — речь идет о том, чтобы она понизилась до 5 процентов. В МВФ считают, что это не случится до 2028 года.
Также в октябрьском отчете говорится, что в 2023-2024 года дефицит платежного баланса по оценке фонда составит 4,3 и 4,6 процента ВВП соответственно. Ухудшение прогноза предположительно связано со снижением объема трансграничных платежей, поступающих из-за рубежа и расширением внешнеторгового дефицита.
Но не только МВФ улучшило свой прогноз относительно роста ВВП в Узбекистане: Всемирный банк и Азиатский банк развития (АБР) поступили так же. В частности, АБР в июле прогнозировал рост ВВП 5 процентов, а в сентябре улучшил прогноз до 5,5 процента, а Всемирный банк, в июне прогнозировавший 5,1 процента, в октябре тоже улучшил прогноз до 5,5 процента. Европейский банк реконструкции и развития оказался оптимистичнее всех — он сохранил прогноз на уровне 6,5 процента.
Сам же Центральный банк Узбекистана оценил в июле прирост ВВП страны на уровне 5-6 процентов, а данные Агентства по статистике говорят, что за первое полугодие текущего года наш ВВП вырос на 5,6 процента.
Всемирный банк считает, что экономический рост в Узбекистане может постепенно ускориться в среднесрочной перспективе: от 5,5 процента в этом году до 5,6 процента в следующем и 5,8 процента в 2025.
По поводу бюджетного дефицита Узбекистана Всемирный банк предполагает, что он может вырасти до 5 процентов уже в текущем году из-за высоких расходов в секторе энергетики, а также более высоких расходов на образование, заработную плату, пенсии и пособия в государственном секторе, при снижении поступлений доходов в бюджет.
От правительства нашей страны ожидают, что оно консолидирует бюджет в среднесрочной перспективе, снизив бюджетный дефицит до 4 процентов ВВП в следующем году и до 3,6 процента в 2025. Для этого будут предположительно снижены налоговые льготы для государственных предприятий, уменьшены расходы на энергетические субсидии, а также увеличены финансовые поступления от приватизации госактивов.