Сегодня, 28 августа, отмечает свой замечательный юбилей Орзу Нишановна Азимова, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Государственной консерватории Узбекистана, член Союза композиторов и бастакоров Узбекистана, обладатель ордена «Меҳнат шуҳрати».
Я уже не раз писала об этом крупном музыковеде-ученом и многогранной личности: писала к прошлому юбилею, позже брала интервью – оба материала были опубликованы на нашем электронном портале «Новости Узбекистана». А к нынешней знаменательной дате завершила монографию «Орзу Азимова. Либретто жизни ученого-музыковеда и педагога», которая вот-вот выйдет в свет. Казалось бы, что можно еще добавить к этому? Оказывается, можно.
Сердце мое наполняется гордостью, когда я говорю о таких коллегах, как Орзу Нишановна, которая представляет собой редкий тип ученого-музыковеда с большой буквы. Меня пленяет в ней эрудиция, аналитический, ясный ум, острота мысли, отточенность и точность формулировок, глубокая обоснованность научных концепций и редкостная глубина проникновения в суть вещей. Ну, а ее поистине энциклопедическими знаниями можно просто восхищаться.
Жизнь профессора Азимовой наполнена творческим трудом, кипучей энергией, неустанной борьбой за расцвет отечественного музыкального искусства, которое она любит горячей и бескомпромиссной любовью. Ее талант с одинаковым успехом проявил себя как в науке, так педагогической и просветительской деятельности, в которых красной нитью проходит музыка. Именно ей она и отдает предпочтение перед всем остальным. Музыке она посвятила жар своего сердца, всю силу своей пытливой исследовательской мысли, зажигательное слово публициста. Она стала ее всепоглашающей страстью и любовью. А ее лучшие музыковедческие труды пользуются спросом у профессионалов и студенчества: четыре монографии, учебник по гармонии, учебные пособия и многочисленные статьи, открывающие неизведанный мир восточной монодии и произведений композиторов Узбекистана. Эти музыковедческие опусы стали образцовыми в пространстве русскоязычной литературы о музыке.
Помню, как я впервые зачиталась монографией Азимовой «Звуковой мир каракалпаков», потом углубилась в «Традиционный язык узбеков, каракалпаков и уйгуров». И если первая читалась легко, то вторая, сугубо музыковедческая, сложная для восприятия из-за высокого научно-теоретического уровня, раскрыла передо мной истинного автора-профессионала, свободно владеющего темой. Здесь был предпринят критический анализ современных тенденций в музыкознании, лингвистике, фольклористике в понимании сущности таких понятий и категорий как язык и речь, синтаксис (шире грамматика), семантика синтаксиса, синхронный и диахронный подходы, сравнительная типология целью адаптации их исследовательских методик монодийным проявлениям музыкального языка и т.д., и т.п. Словом, эту работу, изданную в 2008 году, отличала также новизна, глубина и аргументированность выводов, имеющих сегодня практическое значение. Впрочем, все исследования Азимовой полновесны и всегда интересны. В них присутствует и глубокая мысль, и серьезный анализ. Но самое главное – она умеет точно обозначить проблему и поставить все точки над i. Иначе она не может!
Поражают масштабы и разнообразие форм деятельности О.Н. Азимовой. Прежде всего – неизменно огромный класс по специальности «музыковедение», в котором пишутся курсовые и дипломные работы, создаются кандидатские и докторские диссертации. Многие из ее воспитанников пошли по стопам своего педагога. Сегодня некоторые из них являются уважаемыми преподавателями нашей консерватории и других музыкальных вузов, среди которых три доктора философии PhD по искусствоведению – Ирода Мирталипова, Шахида Бердиханова, Алина Кутлучурина и многие другие талантливые и перспективные специалисты.
Более 50 лет профессор Азимова читает лекции как на русском, так и на узбекском языках для музыковедов и композиторов по таким сложным музыкально-теоретическим предметам как «Гармония», «Музыкальная форма», «Современная гармония», «Основы теории восточной монодии». Студенты с респектом называют ее «музой» консерватории, обладающей редким даром заинтересовывать и вдохновлять. Так, являясь научным руководителем фундаментальных проектов, Орзу Нишановна постоянно стимулирует свою молодежь на завоевание новых вершин музыкального Олимпа. Один из них «Zamonaviy garmonia» («Современная гармония»), включающий в себя пять учебных пособий, где каждое из них посвящено отдельной проблеме – вертикали, модальности, сонорике, фактуре, микрохроматике. Каждое из этих проявлений современной гармонии изучено в проекции на произведения композиторов Узбекистана. В этой работе, помимо О.Н. Азимовой, приняли участие ее ученики – на тот период магистранты И. Мирталипова, Х. Досматов, Ш. Ибрагимова, Х. Нуритдинова, Г. Абдикаюмова. В ее классе бережно хранятся все эти выпуски, которые она всегда с особой радостью и гордостью показывает тем, кто интересуется современной гармонией.
Щедро делится Орзу Нишановна своим богатым опытом, помогая и молодым специалистам, изучающим национальную музыкальную культуру. Она принадлежит к тем людям, у которых можно учиться, не уставая.
Как музыковед-ученый Орзу Азимова принимает активное участие в Международных музыковедческих симпозиумах и научных конференциях, прошедших в Германии, Турции, Китае, России, Таджикистане, Казахстане, Узбекистане. Ее сообщения, как правило, получают высокую оценку международной общественности. Она является еще и членом двух Научных Советов по присуждению научных степеней PhD и DSc (в Институте искусствознания академии наук Республики Узбекистан и Государственной консерватории Узбекистана), а также членом научных семинаров.
Помимо всего прочего, Орзу Нишановна – прекрасная собеседница – умная, ироничная, искренняя, увлеченная, интеллектуальная. С ней интересно поговорить на любую тему – или просто послушать ее философские рассуждения. Кажется, все глобальные проблемы и вопросы проходят через ее тонко чувствующее сердце, находя в нем горячий отклик. Все, кому посчастливилось пообщаться с ней вживую, отмечают ее очаровательную женственность, необыкновенный шарм, излучаемую положительную энергетику и умение держаться без пафоса. Куда бы Орзу Азимова ни вошла, она «озаряет собой» любое помещение. Я неоднократно слышала, как люди подчеркивали силу ее притягательной личности.
Под стать моей героине и ее супруг Эльдар Азимов – известный музыкант, заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор, художественный руководитель и главный дирижер камерного оркестра «Туркистон», имя которого хорошо известно не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами. Маэстро Азимов пользуется авторитетом в мире классической музыки, его глубоко уважают и очень с ним считаются. Он, как и его жена, публичный человек, спокойно реагирует на диктофон и камеру.
Глядя на красивый, интеллигентный супружеский и творческий тандем Азимовых, я уже много лет нахожусь в плену их обаяния. Я их очень люблю и хочу любить еще долго-долго. Они удивительно красивые, доброжелательные, талантливые люди, разносторонне образованные. С ними необычайно интересно. Мало кто знает, что Эльдар Сарварович не только замечательный музыкант и дирижер, но и прекрасный рассказчик с изящным чувством юмора, умеющий не только живо и занимательно передать анекдот или какую-нибудь историю, но и удержать внимание собеседника. Он – ее верный друг и советчик, опора и поддержка. Она сопереживает его успехам. Радуется. Критикует. Их супружеский союз, в котором главой семьи является не мужчина или женщина, а взаимное уважение, в этом году перешагнул полувековой юбилей. Все это время они живут в любви и согласии, понимая друг друга с полуслова. Между ними – постоянный взаимообмен энергией. Видно, что им друг с другом интересно и легко.
Супруги Азимовы своим поведением, образом жизни, творчеством создали вокруг себя особый мир, в который вошел круг общения интересных и интеллигентных людей. Я горжусь, что имею честь быть в числе их близких друзей: мы часто отмечаем вместе не только дни рождения, но и другие праздники. И я всегда с нескрываемым восхищением смотрю на их красавиц дочерей Лазизу и Ойгуль, семерых очаровательных внуков и внучек, и органично влившихся в эту семью замечательных Омонулло и Искандера – мужей их девочек. Без прикрас отмечу, как же им всем повезло друг с другом! Ведь эта необыкновенно крепкая семья, основанная на искренних чувствах и взаимоуважении, представляет собой союз любящих, заботливых, дружных, духовно наполненных людей.
Несмотря на то, что Орзу Нишановне сегодня исполнилось семьдесят пять, она всегда молода и современна. Причем молодеет она вместе с каждым новым приходящем к ней в класс поколением юных студентов. А общаясь с ней, вы никогда не услышите упрека, что сегодня молодежь «уже не та». Вся ее профессиональная жизнь связана с Ташкентской консерваторией – начиная с момента поступления (после окончания РСМАЛ имени В.А.Успенского в 1967 году) и по сей день. Не случайно профессора Азимову называют душой и совестью нашего музыкального вуза, его ярким представителем и оберегом.
В этот юбилейный год пожелаем моей героине на долгие годы сохранить молодость, красоту и интерес к жизни! Пусть впереди у нее будет еще много-много побед и свершений! Пусть ее путь продолжает освещать счастливая звезда! С юбилеем, дорогая Орзу Нишановна!
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива семьи Азимовых
Очень счастлив познакомиться с этой личностью через эту замечательную статью.