Человеческое развитие – это главный процесс внутри общества, а также в глобальном сообществе включающий в себя расширение спектра выбора человеческих прав и свобод. Оно ориентированно на повышение качества жизни и ставит жизнь людей в центр внимания. В основе данной концепции лежит желание общества повысить человеческий потенциал, которое приобретает глобальный масштаб. В свою очередь человеческий потенциал влияет на результаты активности в той или иной сфере. Тремя основными факторами повышения или понижения человеческого потенциала является образование населения, здравоохранение и культура.
По версии ООН, в рейтинге стран мира по уровню образования среди 191 страны Узбекистан расположился на 80 месте, в то время как Казахстан на 36, Таджикистан на 101, а Кыргызстан на 76.
На лидирующих позициях расположились Австралия, Новая Зеландия и Исландия.
Последние три позиции заняли Нигер, Мали и Чад.
Индекс уровня образования измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования её населения. Индекс рассматривается в качестве одного из ключевых показателей социального развития и используется для расчёта индекса человеческого развития. Стоит отметить, что индекс не отражает качество образования, а также не показывает в полной мере разницу в доступности образования в силу различий в возрастных требованиях и в длительности обучения.
По данным Юнеско, уровень грамотности в Узбекистане к 2021 году достиг 99,99%. 9 сентября 2021 года, на официальном сайте ЮНЕСКО был опубликован материал, где отмечено, что под руководством Шавката Мирзиёева правительству Узбекистана с привлечением частного сектора удалось в четыре раза увеличить количество дошкольных образовательных учреждений и, как следствие, увеличить охват дошкольным образованием с 24% в 2017 году до 62% в 2021 году, несмотря на быстрый рост населения. К тому же за последние три года в Узбекистане удвоилось количество вузов, а охват высшим образованием увеличился в три раза и достиг 28%. К 2030 году этот показатель планируется довести до 60%.
Стоит отметить, что в 2022 году в Узбекистане уровень охвата детей дошкольным образованием повысился на 4,6% и достиг 66,6%.
В своем послании парламенту на 2023 год Президент акцентировал внимание на проблемах образования. В 2021 году из госбюджета Министерству высшего и среднего специального образования было выделено 2,9 трлн сумов., а Министерству народного образования -22,1 трлн. сумов. В 2022 году Министерству высшего и среднего специального образования, выделено 4,1 трлн сумов, а Министерству народного образования 25,8 трлн. сум.
В Стратегии развития на 2022-2026 годы большое внимание уделяется повышению охвата населения всеми ступенями образования, поскольку переход к инновационной экономике требует высококвалифицированных кадров.
Образование оказывает большую часть на человеческое развитие, так как от него зависит производительность человека и уровень его доходов. Данный фактор усиливает концепцию повышения потенциала, и при грамотной организации позволит расширить инвестиционную отдачу от семьи до страны.
Согласно демографическому отчету агентства по статистике при президенте РУз численность населения страны по состоянию на 1 января 2023 года составила 36,024 миллиона человек. За год прирост населения увеличился на 2,1 %. Люди моложе трудоспособного возраста составляют 31,7%, трудоспособного возраста — 56,8% и старше трудоспособного возраста — 11,5%.
С демографическим ростом возрастает потребность развития и соответственно инвестирования во все государственные сферы. Вместе с демографией растет и потребность в открытии новых рабочих мест. Активный рост безработицы является одной из главных экономических проблем в мировом сообществе на сегодняшний день. В связи с этой проблемой люди вынуждены выезжать за пределы родины. При решении данной проблемы государственные структуры уделяют большое внимание молодежи. Так как молодежь после окончания учебных заведений наиболее уязвима и чаще испытывает трудности с трудоустройством. Важно отметить, что молодежь в Узбекистане составляет 50% от всего трудоспособного населения. Эксперты и аналитики отмечают, что рынок труда всё ещё находится на стадии формирования, несмотря на создание тысяч рабочих мест в Республике. Переходной период характеризуется несовершенством в размещении ресурсов по стране, недостаточной свободой самого рынка труда.
Только на начало 2023 года в Министерство занятости поступило 173,2 тысячи обращений. Из них 61900 получили работу, 49000 трудоустроены на общественные работы, 6977 отправлены на переобучение и 3863 получают пособия по безработице.
Среди молодёжи от 16 до 25 лет уровень безработицы достиг 17%, а у потенциальных работников до 30 лет этот показатель составил 15,1%. Довольно высокий процент неработающих женщин. В начале 2019 года в стране не работали почти 13% женщин.
В Ташкенте количество трудоспособных составило 1,5 миллиона человек. Работали только 1,1 млн. людей. Выходит, что безработных в столице Республики 400 тыс. человек, но статус официально безработных носят лишь 99 тыс. человек, еще 90 тыс. получили статус «мигранты».
К причинам безработицы в стране можно отнести и фактор отсутствия мотивации человеческого развития. Среди них эксперты отмечают: отсутствие желания повышения квалификации, финансовую безграмотность, отсутствие полных знаний в той или иной сфере и ряд других причин.
На мировом рынке дела обстоят хуже, так 13 января 2023 года Международная организация труда (МОТ) опубликовала на своем сайте прогноз на 2023 год. Ожидается, что в 2023 году уровень безработицы увеличится на 3 млн. человек до 208 миллионов (что соответствует мировому уровню безработицы в 5,8 процента).
В целом ситуация на рынке труда Узбекистана улучшается по сравнению с периодом пандемии, в частности увеличивается заработная плата, темпы роста которого в 2022 году по сравнению с 2021 годом составили 121,3%, снизилась безработица на 0.7 п.п.
Безработица способна замедлить темп человеческого развития, так как не позволяет в полной мере раскрыть человеческий потенциал. С учетом того, что большую часть населения страны составляет молодежь, долгое отсутствие работы значительно понижает их профессиональные навыки, отсутствие опыта и потеря квалификации может негативно сказаться в будущем на социальном секторе. С целью замедления роста безработицы и обеспечения интересов молодежи 19.01.2021 году было принято постановление Кабмина «Об утверждении Концепции развития государственной молодежной политики в Узбекистане до 2025 года» и дорожная карта по ее реализации. На этой основе проделана большая работа. Начали, в частности, действовать Агентство по делам молодежи и межведомственные советы по вопросам молодежи под председательством Премьер-министра. В Законодательной палате Олий Мажлиса создана Комиссия по вопросам молодежи, сформированы Молодежные парламенты при палатах Олий Мажлиса. Учрежден День молодежи, проводятся форумы и фестивали. Также была создана база данных для выявления, решения и мониторинга проблем молодежи, столкнувшейся с безработицей под названием «молодежная тетрадь».
Стоит отметить, что Узбекистан вошел в десятку ведущих стран, определенных в качестве лидеров в ускоренной реализации Молодежной стратегии ООН-2030, в которых осуществляется ряд молодежных инициатив, поддерживаемых организацией.
Также в рейтинге стран молодежного прогресса Youth progress Index Узбекистан занял 82 место с индексом 64,87 среди 150-ти государств.
Оценка сильных и слабых сторон страны происходит по сравнению с 15 аналогичными странами с аналогичным ВВП на душу населения. Рейтинг оценивает качество жизни молодежи в глобальном сообществе на основе трех компонентов: потребность молодежи (питание и базовое медицинское обслуживание, вода и санитария, приют, личная безопасность), основы благополучия (доступ к базовым знаниям, доступ к информации и коммуникации, здоровье и благополучие, качество окружающей среды), возможности (личные права, личная свобода и выбор, инклюзивность, доступ к высшему образованию).
Среди трех компонентов наивысшим показателем 84,5 оценены основные потребности человека.
Наименьшим показателем 51,75 оценены возможности.
Основы благополучия оценены на 58,36.
Общий бал страны составил 64, и обогнал Таджикистан, который занял 99 место с общим балом 57,7. Казахстан оказался на 54 месте и лидирует среди соседских стран Узбекистана. Кыргызстан расположился на 74 месте с общим балом 66,2 значительно обогнав Узбекистан по компоненту «основы благополучия».
Молодежь – это субъект общественного производства, и от человеческого развития молодежи зависит уровень развития прогресса общества. На период молодости приходятся основные инвестиции в человеческий капитал, которые формируют социально-значимый капитал молодежи: экономико-трудовой, интеллектуальный, общественно-политический. С момента появления человека на свет происходит формирование капитала здоровья, продолжающееся в течение всей жизни человека. Под понятием «здоровье», в соответствии с определением Всемирной организацией здравоохранения, понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Физическое благополучие заключается в крепкой иммунной системе и выражает способность человека к ежедневной физической активности и полноценному труду. В свою очередь физическое благополучие оценивается индивидуально исходя из возраста, пола, трудовых навыков, характеров профессиональной деятельности, региональных условий жизни, экологических факторов и многих других. Немалое влияние на физическое состояние человека оказывает и экология региона, в котором он проживает. Токсичные вещества, выбрасываемые в атмосферу при проникновении в человеческий организм, могут вызвать необратимые негативные процессы.
Согласно данным Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан на 29.06.2023 количество токсичных выбросов в атмосферу сократилось на 35 000 тонн (4%) по сравнению с 2022 годом. Таким образом количество токсичных выбросов в атмосферу составило 839 тыс. тонн. Наибольший показатель был зафиксирован в 2014 году и составил 1 162,1 тыс. тонн.
Физическое здоровье напрямую связано со здоровьем и совершенствованием тела. Отсюда следует, что здоровье – это не только отсутствие болезней и дефектов тела, но и определенный уровень физического и психического развития, возможность сопротивляться неблагоприятным факторам. Духовное благополучие соотносится с разумом, интеллектом, эмоциями. В свою очередь социальное благополучие представляет собой удовлетворенность человека своим статусом и межличностными связями, а также актуальным состоянием общества, к которому он себя причисляет. Сущность социального благополучия менялась на протяжении развития истории. Современное понятие социального благополучия включает в себя также требования безопасности, право на достойные жилищные и экологические условия, свободу творчества и так далее. Стоит отметить, что в конце 2022 года в поздравлении народу Узбекистана в связи с 29-й годовщиной принятия Конституции страны Шавкат Мирзиёев предложил закрепить в качестве конституционной нормы принцип «Новый Узбекистан — социальное государство». Динамичные реформы, осуществляемые в Узбекистане, охватили большой спектр вопросов, среди которых развитие здравоохранения, образования и спорта, социальная защита определенных групп населения, обеспечение занятости. Основной сильной стороной системы социальной защиты в Узбекистане является наличие широкого спектра программ, охватывающих всю жизнедеятельность человека. Социальная политика в Узбекистане является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности нашего государства.
Одной из характеристик условий жизнедеятельности людей, отражающая возможности и степень удовлетворения ими материальных, духовных и социальных потребностей и субъективное восприятие жизни и ее отдельных аспектов является индекс качества жизни населения.
Индекс составляется на основе статистического анализа девяти ключевых показателей, которые отражают различные аспекты качества жизни населения:
- Здоровье.
- Семейная жизнь.
- Общественная жизнь.
- Материальное благополучие.
- Политическая стабильность и безопасность.
- Климат и география.
- Уровень занятости.
- Политические и гражданские свободы.
- Гендерное равенство.
В глобальном рейтинге стран мира по качеству жизни населения среди 111 стран Узбекистан расположился на 106 позиции с индексом 4.767, и опередил Таджикистан, который находится на 107 месте. Россия же опередила Узбекистан на одну позицию и расположилась на 107 месте с индексом 4.796, в то время как Кыргызстан занял 103, Туркменистан 102, а Казахстан 96.
Первые три позиции заняли Ирландия, Швейцария и Норвегия.
Последние три Зимбабве, Гаити и Танзания.
Индекс качества жизни неразрывно связан с индексом человеческого развития, так как он ставит жизнь людей в центр внимания. Основным индикатором качества жизни является индекс развития человеческого потенциала.
Индекс человеческого развития (ИЧР) — это комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира. Индекс человеческого развития имеет три компонента:
- Благосостояние: расширение реальных свобод человека таким образом, чтобы люди и общество в целом могли процветать.
- Права, возможности, агентность: возможность людей и групп действовать и получать ценные результаты.
- Справедливость: повышение социальной справедливости и уважение прав человека, а также обеспечение устойчивости полученных результатов во времени.
Высокий уровень доверия к ООН и к её специализированным структурам, включая ПРООН, а также методологические основания сделали ИЧР одной из самых авторитетных классификаций, характеризующих общественное развитие.
В 2010 году Индекс человеческого развития был скорректирован и расширен. В ИЧР были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учётом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ).
При подготовке статистики учитывается множество факторов, характеризующих политическую, экономическую, социальную и экологическую ситуацию в странах и регионах, охваченных изучений, таких как положение в области прав человека и гражданских свобод, возможность участия в общественной жизни, социальная защищённость, степень территориальной и социальной мобильности населения, показатели уровня культурного развития, доступа к информации, здоровья, уровня безработицы, состояния преступности, охраны окружающей среды, экологической нагрузки и другие. В итоговом рейтинге все государства классифицируются четырьмя категориями в соответствии с принятой градацией:
- Страны с очень высоким уровнем ИЧР (более 0.9).
- Страны с высоким уровнем ИЧР (от 0.8 до 0.9).
- Страны со средним уровнем ИЧР (от 0.5 до 0.8).
- Страны с низким уровнем ИЧР (менее 0.5).
По данным ПРООН по состоянию на 2021 и 2022 год, в глобальном рейтинге стран мира по индексу человеческого развития среди 191 страны, Узбекистан занял 101 место с индексом 0.727. Таджикистан расположился на 122 месте с индексом 0.685, а Кыргызстан на 118 месте с индексом 0.692. Однако Казахстан расположился на 56 месте с индексом 0.811, а Россия на 52 с индексом 0.822.
На первых местах расположились: Швейцария с индексом 0.962, Норвегия с индексом 0.961, Исландия с индексом 0.959.
На последних местах расположились: Нигер с индексом 0.400, Чад с индексом 0.394, Южный Судан с индексом 0.385.