Сенат Олий Мажлиса направил в Агентство по культурному наследию запрос о мерах по хранению музейных предметов и коллекций и обеспечению их безопасности. Результаты оказались неутешительными: многие планы, которые должны были быть реализованы еще несколько лет назад, так и не воплощены в жизнь.
Как было отмечено на сорок втором пленарном заседании Сената, определенную работу Агентство проводит. Создана электронная форма Национального музейного фонда www.goskatalog.uz, в которую включено около 1,2 миллиона музейных предметов и коллекций.
В рамках программы «Путешествие в прошлое» музеи посетили более 800 тысяч человек: 82 тысячи граждан, в том числе лица с инвалидностью, включенные в «железную тетрадь», «женскую тетрадь» и «молодежную тетрадь», 605 тысяч учащихся и студентов, 113 тысяч работников государственных организаций и учреждений.
В ходе общенациональной акции «Мой вклад в национальное наследие!» жителями безвозмездно переданы музеям 3 400 предметов и изделий. Также за счет средств государственного бюджета Агентством по культурному наследию в 2022 году приобретено 23 предмета и изделия на сумму 307 миллионов сумов, а по состоянию на 1 июня 2023 года – 106 предметов и изделий на сумму 2,4 миллиарда сумов.
При этом количество проблем в музейной сфере не становится меньше. Сейчас деятельность музеев регулируют более 100 нормативно-правовых актов, большинство норм Закона «О музеях» устарели, нет четкого определения уполномоченного органа в данной сфере.
Не установлены правила организации выставок коллекций вне зданий музеев, не приняты нормы оснащения в части строительства и ремонта музейных зданий, хранения и охраны экспонатов.
Еще в 2022 году должны были начать работу реставрационные лаборатории в Государственном музее истории Узбекистана, Государственном музее искусств Узбекистана, Каракалпакском государственном художественном музее имени И.В.Савицкого, но они до сих пор не созданы.
Здания музеев требуют ремонта, в некоторых не работает система отопления и кондиционирования, материально-техническая база морально устарела, техническое оснащение экспозиции не соответствует требованиям и стандартам.
В частности, Государственный литературный музей имени Алишера Навои не ремонтировался с 1968 года, коммуникационная система Государственного музея истории Узбекистана и Государственного музея истории прикладного искусства и ремесленничества Узбекистана не реконструировалась с 1970 года. Дом-музей Тамарахоним нуждается в капитальном ремонте.
Строительно-ремонтные работы в Государственном музее искусств Узбекистана, Государственном музее истории Узбекистана и Государственном музее истории прикладного искусства и ремесленничества были запланированы постановлением Кабмина от 11 декабря 2017 года, но не проводились.
С 2021 года не решается вопрос строительства нового здания Государственного музея литературы имени Алишера Навои на столичной Аллее литераторов. Постановления президента и правительства о ремонте музея не выполнены, из-за чего находятся под угрозой 69 575 редких предметов, хранящихся в музее.
Кроме того, не завершена работа по внедрению автоматизированной системы продажи билетов в музеях, установке турникетов с системой электронного учета при входе. Так и не издан в бумажном виде Государственный каталог Национального музейного фонда. Системной работы по повышению квалификации и переподготовке руководящих работников и специалистов музеев республики не ведется, в стране не хватает специалистов для проведения экспертизы музейных предметов и коллекций.
Пресс-служба Сената пишет, что принято постановление, определяющее меры для положительного решения «больных» вопросов музейной сферы, но подробности этого документа не раскрываются.
Т.е и в этой сфере деятельности — не всё благополучно, про Инвентаризацию -сколько чего своровали и вывезли, уничтожили ни Гу-Гу. А, вообще у Государства есть какая то сфера, где хотя бы- Нормально. Правительство Узбекистана — вообще, Оно было- есть.