В сегодняшнем мире защита и поддержка лиц с инвалидностью являются показателем социальной ориентированности государства. Участие лиц с инвалидностью в избирательном процессе является критерием их демократичности и общедоступности. В целях полноценной реализации прав лиц с ограниченными возможностями в законодательстве Узбекистана предусмотрены все условия по созданию удобной инфраструктуры, в том числе и в рамках избирательного процесса для обеспечения их эффективного избирательного права.
В статье 57 закреплено, что права лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения находятся под защитой государства и что государство создает условия для полноценного доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам социальной, экономической и культурной сфер, содействует их трудоустройству, получению образования, обеспечивает возможность беспрепятственного получения необходимой им информации.
Принципы всеобщего и равного избирательного права, содержащиеся в параграфе 7.3 Копенгагенского документа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 1990 года, а также Конвенция ООН о правах инвалидов, обеспечивают соответствующие условия, чтобы лица с инвалидностью могли осуществлять свое право голоса. В этой связи, на государства возлагается обязанность обеспечить, чтобы лица с инвалидностью имели реальные возможности воспользоваться своими избирательными правами. Так, например:
— обеспечить доступность избирательных участков для избирателей в инвалидных колясках (доступным считается избирательный участок, на территории которого человек в инвалидной коляске может передвигаться без посторонней помощи);
— содействовать использованию ассистивных устройств для голосования, позволяющих слабовидящим лицам голосовать самостоятельно, или путем предоставления инвалидам помощи при голосовании со стороны любого лица по их усмотрению;
— предоставить им информацию, касающуюся предвыборной агитации, и возможность получать информацию в ходе избирательного процесса в доступных для лиц с инвалидностью форматах (текст, набранный рельефно-точечным шрифтом Брайля, сенсорными символами или крупным шрифтом, а также сообщение на языке глухонемых).
После ратификации в 2021 году Узбекистаном Конвенции ООН о правах инвалидов важной задачей стало создание максимально оптимальных условий для уязвимых граждан. В соответствии со ст. 29 указанной Конвенции, «государства-участники гарантируют инвалидам право и возможность голосовать и быть избранными и обязуются обеспечивать возможность полноценного участия этой категории граждан в избирательном процессе, используя процедуры, помещения и материалы для голосования, которые в достаточной мере являются для них подходящими, доступными и легкими для понимания и использования». В связи с этим лица с инвалидностью должны иметь не только право, но и возможность голосовать и быть избранными.Это возлагает на государство обязанность посредством принятия практических мер гарантировать лицам с инвалидностью реальную возможность осуществлять свои избирательные права.
Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью», принятый в 2020 г. обозначил основные принципы обеспечения прав лиц с инвалидностью, в том числе принципы запрета и недопущения дискриминации по признаку инвалидности, основные направления государственной политики в области защиты прав лиц с инвалидностью. Принятие данного закона позволило кардинально изменить подходы к решению проблем, связанных с инвалидностью.
Еще в ходе президентских выборов 2021 года Узбекистан продемонстрировал абсолютную инклюзивность, так как были подготовлены бюллетени со шрифтом Брайля, для обеспечения доступности избирательных участков для избирателей в инвалидных колясках организованы пандусы около избирательных участков и др.
Избирательный кодекс нашей страны охватывает весь механизм реализации права инвалидов на участие в этом политическом процессе. Статьи 31, 49 и 50 Избирательного кодекса Республики Узбекистан содержат четкие правовые нормы для избирателей с ограниченными возможностями, которые предусматривают создание условий для эффективного осуществления их избирательных прав. Например, согласно статье 31 Избирательного кодекса бюллетени могут быть подготовлены шрифтом Брайля. В соответствии со ст. 50 кабины для тайного голосования, специально оборудованные для лиц с ограниченными возможностями, должны быть светлыми и просторными, иметь отдельные входы и выходы, а также иметь наклонные тротуары для лиц с ограниченными возможностями.
В статье 56 Избирательного кодекса Республики Узбекистан закреплена норма о том, что в случае невозможности прийти на избирательный участок части избирателей по состоянию здоровья или по другим причинам, соответствующая участковая избирательная комиссия организует голосование по их просьбе по запросу этих избирателей. В целях полноценной реализации прав лиц с инвалидностью в нашей стране ведется работа по созданию удобной инфраструктуры, в том числе и в рамках избирательного процесса, т.е. доступным считается избирательный участок, на территории которого человек в инвалидной коляске может передвигаться без посторонней помощи.
В мае 2021 г. подписан меморандум о сотрудничестве между ЦИК и Обществом инвалидов, Обществом слепых, Обществом глухих и Ассоциацией инвалидов Узбекистана. С учетом потребностей незрячих избирателей предусматриваются издание трафаретов для заполнения бюллетеней на азбуке Брайля. Для глухих и слабослышащих избирателей при наличии заявок в день голосования на избирательные участки могут быть приглашены сурдопереводчики.
В нашей стране по сложившейся практике в нашей стране предвыборные телепередачи транслируются с сурдопереводом и субтитрами, а для незрячих материалы издаются в специальных журналах с использованием азбуки Брайля. Во всех избирательных участках предусматривается установление пандусов для лиц с ограниченными физическими возможностями. Безусловно все эти меры направлены на свободное волеизъявление лиц с инвалидностью, что позволить полнее обеспечить их право участвовать в общественно-политической жизни страны.
Омон Мухамеджанов –профессор ТГЮУ, доктор юридических наук