Шесть лет назад Узбекистан вступил в новый этап своего развития. За минувший период удалось осуществить большое количество кардинальных реформ, охвативших все сферы общественно-политической и экономической жизни общества. При этом среди важнейших направлений в стране стали демократические преобразования, нацеленные на обеспечение широкого круга прав и свобод человека, либерализацию общественно-политической жизни, свободы СМИ и др. Все это нашло свое отражение в Обновленной Конституции Узбекистана, поддержанная на всенародном референдуме 30 апреля с.г. Эти преобразования позволили обновить также национальное избирательное законодательство, которые способствует проведению выборов на новом уровне.
Президентские выборы в Узбекистане 9 июля с.г. будут проведены на основе Избирательного Кодекса, принятый 25 июня 2019 года. О том, о некоторых его новациях рассказал профессор Омон Мухамеджанов, доктор юридических наук, профессор Ташкентского государственного университета. Ниже мы приводим краткий пересказ его ответов.
👉 Республика Узбекистан как полноправный член международного сообщества признаёт международные принципы и стандарты в области выборов, избирательных прав граждан и последовательно принимает соответствующие законодательные и другие меры в целях создания надлежащих условий для их реализации, а также усиления гарантий избирательных прав и свобод для проведения демократических выборов. Международные избирательные принципы и стандарты обеспечиваются путём их имплементации в избирательное законодательство страны, а также последовательной реализации в избирательной практике.
👉 Как известно, основные стадии избирательного процесса, назначение выборов, формирование организационно-технологической основы, выдвижение и регистрация кандидатов, агитация, голосование, определение итогов выборов и их легитимация подробно регулируются законодательными актами.
👉 Важнейшей гарантией демократичности избирательного процесса и реализации конституционных прав и свобод избирателей и иных участников выборов выступает действующая система избирательных комиссий в Республике Узбекистан, статус которых подробно регламентируется избирательным законодательством. Практика проведения выборов последних лет убедительно доказывает ведущую роль этих органов в создании условий, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
👉Одним из первых Омон Мухамеджанов отметил положение, согласно которому граждане Узбекистана, проживающие за рубежом, независимо от того, встали они или нет на консульский учет, могут быть внесены в список избирателей и проголосовать по месту пребывания.
👉Кроме того, существенно упростился механизм посещения наблюдателями избирательных участков в местах временного содержания и лишения свободы.
👉В Избирательном кодексе закрепили норму по выплате зарплаты и компенсаций членам избирательных комиссий, которые раньше работали на общественных началах.
👉Также следует отметить отмену обязанности, возложенной ранее на избирательные комиссии, по организации встреч кандидатов с избирателями. С одной стороны, это существенно повысило самостоятельность кандидатов и их штабов при организации работы с электоратом, а с другой – освободило комиссии от несвойственных им функций, выполнение которых отвлекало силы и средства.
👉Теперь партиям не нужно получать разрешения для проведения встреч с избирателями — для этого внедрен уведомительный порядок.
👉Наконец, изменен порядок рассмотрения жалоб на решения избирательных комиссий – их теперь будут рассматривать только суды.
👉Перед нынешними выборами ЦИК внедрил Информационную систему управления избирательным процессом и обновил Единый электронный список избирателей. На портале ЦИК наладили электронную услугу «Найди свой участок».
В Избирательном кодексе, «нашли отражение избирательные стандарты, а также рекомендации, предложенные международными наблюдателями на предыдущих выборах». За нынешним голосованием будут наблюдать представители из других стран и международных организаций.