В правовой системе каждого государства Конституция считается нормативно-правовым документом, имеющий высшую юридическую силу. Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить принципам и нормам Конституции.
В реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы наш Основной закон имеет важное значение, так как практическое воплощение всех семи направлений Стратегии неразрывно связано с Конституцией. В частности, второе направление Стратегии предусматривает превращение принципов справедливости и верховенства закона в основополагающее и необходимое условие развития страны, обеспечение принципа «Во имя чести и достоинства человека».
Верховенство Основного закона, прямое действие его норм —отличительная особенность современного правового государства. В статье 15 Обновляемой Конституции Узбекистана подчеркивается, что в Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан.
Это означает необходимость соответствия конституционным нормам не только всей нормативно-правовой базы, но и деятельности государственных органов власти, общественных институтов и граждан. Потому что, Конституция является основой всей правовой системы, определяющим смысл и содержание других законов, служащим прочным фундаментом стабильного и поступательного развития нашей страны.
Придание Конституции статуса закона прямого действия означает, что она может непосредственным образом, то есть без привлечения других законов, правовых актов, применяться судебным органами в процессе рассмотрения ими дел, если положения Конституции распространяются на эти дела. Cуды до сих пор не ссылались при принятии каких-то решений на конкретные нормы Конституции. Обычно они ссылаются на какие-то определенные нормы Гражданского, Уголовного кодексов и какие-то другие законы, даже правовые акты.
Теперь человек может обратиться в суд за защитой своих прав, ссылаясь исключительно на текст Конституции. Суд же, в свою очередь, не вправе отказать в рассмотрении спора, мотивируя это тем, что отсутствует конкретизирующий норму Конституции законодательный акт.
Проще говоря, прямое действие Конституции – это возможность человека реализовать в повседневной жизни свои права и свободы, опираясь исключительно на текст Основного закона.
Так, в правоотношениях с участием граждан требуется больше формального определения гарантируемых прав и свобод, что и обеспечивается административным, гражданским, уголовным, трудовым и иными кодексами, однако, такое опосредованное действие не означает, что эти нормы перестают действовать напрямую. В этом случае прямое действие Конституции приобретает все большее значение во всех сферах жизни страны,
В статье 15 Конституции в новой редакции, “Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан”.
Это означает, что принципы и нормы международного права занимают особое место в обновляемой Конституции, обладающей высшей юридической силой по отношению нормативно-правовым актам, действующему на территории нашей страны. Вслед за Конституцией ведущее место среди международных обязательств и национальных нормативных актов принадлежит ратифицированным международным договорам.
Таким образом, правовая природа обновляемой Конституции Узбекистана также выражена в статье 15 также в том, что она создает правовые гарантии реализации норм международного права в Основном Законе, выражая полную приверженность действующим общепризнанным принципам и нормам международного права, то есть готовность строго и неуклонно выполнять обязательства, принятые в соответствии с заключенными международными договорами.
В настоящее время Узбекистан как полноправный субъект международных отношений присоединился к более 80 международным документам о правах человека, которые охватывают общепризнанные принципы и нормы международного права. Признанные в Узбекистане и других государствах принципы и нормы международного права определяются как составная часть правовой системы. Это находит свое отражение в законах, судебных решениях, документах о ратификации или присоединении к международным договорам. Так, в современной правоприменительной практике можно отметить большое количество судебных решений, лежащих в сфере правового регулирования интеллектуальной, прежде всего в вопросах промышленной, собственности предполагает возможность прямого применения судами норм международных договоров.
Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы признаются на конституционном уровне, т.е. роль государства в условиях глобализации выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров. Данная норма, включаемая в Конституцию в новой редакции, предусматривает непосредственное применение на практике общепризнанных принципов и норм, изложенных в международных документах, их внедрение в национальное законодательство и обеспечение посредством других механизмов. В конституционной практике зарубежных стран, таких как Германии, Франции, Испании и ряда других государств установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью национальной правовой системы.
Отражение в Конституции того, что международные договоры Узбекистана являются составной частью правовой системы наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, обеспечивает дальнейшее повышение международного авторитета государства, защиту прав и свобод граждан не только на основе норм, закрепленных национальным законодательством, но и на основе международного права.
Приоритет международного права также предусматривает:
во-первых, разработку и принятие законодательных актов Республики Узбекистан в соответствии с международными документами, соблюдение требований международных документов при принятии решений государственными органами и должностными лицами,
во-вторых, создает гарантии защиты гражданами своих прав в отношениях с государственными органами, при проведении дознания, в судебно-следственной практике и в иных случаях с использованием норм международных документов.
Став составной частью правовой системы внутригосударственного права, международные принципы и нормы приобретают качество главной национально-правовой гарантией приоритета норм международного права. Правовая природа обновляемой Конституции Узбекистана создает правовые гарантии реализации норм международного права в Основном Законе, выражая полную приверженность действующим общепризнанным принципам и нормам международного права, т.е. готовность строго и неуклонно выполнять обязательства, принятые в соответствии с заключенными международными договорами.
В этом смысле приоритетом становится гармонизация Основного Закона с современными реалиями нашего общества, сутью последовательных реформ. Защита прав и свобод граждан – главная задача государства, которая опирается на соответствующую систему норм, принципов, механизмов и процедурно-правовых правил.
Таким образом, обновляемая Конституция становится основой правовой системы и нового правопорядка в стране, переживающей новый этап в своем развитии. Конституция дает импульс развитию законодательства — принятию большого числа новых нормативных актов, воплощающих общие идеи и положения конституции.
Омон Мухамеджанов –профессор ТГЮУ