В рамках Международной промышленной выставки «Иннопром. Центральная Азии», проходящая в городе Ташкент проводятся лекции и семинары, подготовленные руководством университетов и промышленных компаний из России, для студентов технических ВУЗов и молодых специалистов Узбекистана.
Так, в день открытия выставки ИННОПРОМ в конференц-зале «Узэкспоцентра» прошла лекция «Растим новое поколение лидеров бизнеса: роль профессионального образования». Спикерами выступили Жанна Халиуллина, заместитель генерального директора «КАМАЗ», Елена Романова, генеральный директор «Intelligent Ideas», Фабио Массимо Каччатори, директор по стратегическому развитию ILLOGIC Italy и Артем Белоконь, руководитель направления международного развития «Школа робототехники СПб»
На лекции спикеры поделились современными трендами и Know how, используемыми при подготовке профессиональных кадров, soft и hard skills, которые необходимы для промышленности в будущем, также поделились опытами своих компаний.
В своем выступлении Жанна Халиуллина подробно рассказала о необходимых навыках, которыми должен обладать сотрудник для работы в промышленной отрасли, а также о требованиях компании к своим сотрудникам.
“Раньше мы говорили о том, что человек должен уметь считать, писать и читать, то сейчас, умение использовать базовые продукты Microsoft, Word, Excel, Outlook, программирование IT решений является базовой компетенцией, которая, соответственно, должно быть в составе знаний, на которые мы делаем запрос к нашим будущим сотрудникам.
То есть, должны быть базовые инженерные компетенции. И, конечно же должны быть навыки межотрослевых коммуникаций, то есть, что имеется в виду, вы должны понимать технологию, процессы и рыночную ситуацию не только в той отрасли, в которой вы учитесь и специализируетесь. Вы должны знать и понимать общий ход в смежных и не смежных отраслях”.
В качестве примера Жанна Халиуллина рассказала о навыках, которые пригодятся сотруднику, работающему в сфере машиностроения. Для них идеально было бы владеть знаниями в различных областях, таких как оформление накладных на перемещение товаров, понимание договорной работы, налогового и таможенного права, бухгалтерского учета, товара и его компонентов. Кроме того, они должны хорошо разбираться в технологии производства и производственном процессе, чтобы обеспечить его бесперебойную и эффективную работу. Наконец, им было бы полезно владеть ИТ-продуктами и решениями, используемыми компанией, чтобы преуспеть в своей профессии.
“Если раньше можно было закончить ВУЗ и на этих знаниях, наверное, работать до пенсии спокойно, то сейчас, конечно же, так нельзя. Сейчас все знания имеют свойство терять актуальность. Да, потому что мир очень быстро изменяется, и поэтому, но может быть, не на первое место, но всё больше набирает вес так называемое Soft skills.
Что мы понимаем под Soft skills? Это то, что должно быть в обязательном порядке у каждого из вас. Во первых, это системное мышление умение решать задачи и проблемы, то есть превращать проблему в задачи для себя. Мне очень нравится выражение: “ Умные вопросы задавать умеют все, найди ответ на них”. Вот, поэтому, конечно же будут и буду дальше тянется люди, которые умеют решать проблемы, а не обозначать”.
“КАМАЗ”- крупнейший производитель тяжелых грузовых автомобилей в России, которой принадлежит 47% российского рынка тяжелых грузовых автомобилей, взяла на себя не только производство, но и создала образовательную экосистему, которая дает огромные возможностимолодому поколению развиваться в технической сфере. В их образовательную сферу входит разные уровни учебных заведений вплоть до начальной школы.
В пределах этого КАМАЗ вместе с несколькими учебными заведениями инициирует открытие инженерных классов в школах, что обеспечит углубленное понимание математики и физики. Кроме того, компания является одним из учредителей детского технопарка «Кванториум», оснащенного современным оборудованием для повышения уровня технического образования. Ежегодно около 2000 детей посещают курсы по 16 направлениям, еще 8000 получают образование в мобильном «Кванториуме».
Похожую концепцию инициирует Школа робототехники СПб от Red Holding.
«Чтобы найти хорошего инженера надо приложить очень много усилий, либо уже просто найти более-менее талантливого человека и вырастить из него адаптировал необходимо для каждого предприятия. Собственно, чтобы взращивать таких юных талантов, прямо ещё со школьной скамьи. Арман холдинг, создал компанию. Чем занимаемся мы занимаемся производством образовательного оборудования изначально, но сейчас мы перешли уже на иной уровень, чтобы уделить внимание факторам, способствующим успешному экономическому росту, в котором, в конечном счёте, задействованы люди как наиболее важный ресурс.
В настоящее время мы развиваем отрасль, которая требует интеграции технологий и Интернета, и мы стремимся развивать таланты школьников для достижения этой цели. Наш подход включает в себя внедрение STEAM-образования для достижения этой цели. И сделать самообразование более доступным школьникам” – Артем Белоконь, руководитель направления международного развития «Школа робототехники СПб».
Также данная компания предлагает внедрить в школьную программу предмет “Технология”, который вводит учащегося в мир цифровых технологий. Ожидается, что результатом такого подхода будет полноценная предрофильная подготовка школьника, включая весь спектр необходимых hard и soft skills.
Нельзя обойти тот факт, что данный прием обучения отразится в детях положительно. Потому что это большой фактор способствующий со школьных лет развитию творческого мышления, социальной адаптации, коммуникативных навыков, цифровой грамотности и подготовке к будущей карьере в технологической отрасли.
Основной целью этих идей является развитие квалифицированного специалиста в промышленном и деловом секторах.
Но на сегодняшний день также актуальной является тема лёгкого заработка денег. Возникает вопрос: Зачем идти в промышленную сферу, когда можно найти менее тяжкую работу? На этот вопрос дала вразумительный ответ Жанна Халиуллина:
“Чем хороша промышленность, машиностроения, в частности. Здесь ты можешь видеть и чувствовать полезность результата своего труда. Вот, когда подойдут к тебе дети и спросят: “Папа, мама чем вы в этой жизни занимаетесь? Что вы создаете?”. Мне кажется показать автомобиль, автобус или электробус показать лучше, чем показать средство передвижения, на котором ты разводишь пиццу, например”.
Мохияхон АКРОМОВА, фото автора